Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие сферы внешнеэкономической деятельности России




ТЕМА 1. Введение в таможенный менеджмент

 

Рассматриваются условия функционирования и развития таможенных органов России на современном этапе. Демонстрируется позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России, обосновывается ведущая роль Федеральной таможенной службы в регулировании ВЭД. Прослеживаются тенденции в реформировании системы государственного управления. Аргументируется необходимость дальнейшего реформирования государственного управления и таможенного дела России. Устанавливаются проблемы управления таможенными системами, определяются направления и подходы к их решению. Раскрываются базовые положения теории как предмета изучения, включая определения, содержание, этапы формирования. Формулируется предмет, приводится краткая характеристика цели, основных задач изучаемой дисциплины, а также ее структура.

 

Вопросы:

1. Развитие сферы внешнеэкономической деятельности России

2. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления

3. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования

4. Основное содержание и структура изучаемой дисциплины.

Заключение

Контрольные вопросы

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. М.: РИО РТА, 2008.

2. Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

3. Букатова И.Л., Макрусев В.В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализации социальных систем. СТИ МГУС, 2004.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006.

5. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2005, 2006, 2007 годах.

Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России. В период плановой экономики до 90-х годов прошлого столетия условия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны и деятельности ее таможенных органов характеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью.

Приоритеты качественных изменений в политике и экономике государства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 годах. Смена приоритетов, выбранные направления трансформации российской экономики, общемировые экономические процессы – все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономической модели и способствовало поступательному развитию страны.

Начиная с 1999 года проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации. Это подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП за период с 1999 по 2006 гг. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота за этот же период (рис.2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устойчивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта обусловливает сохранение благоприятной конъюнктуры и стремительный рост цен на рынках энергоносителей.

Рис. 1. Динамика ВВП России в 1996-2006 годах

 

Рис. 2. Динамика объема внешнеторгового оборота в стоимостном выражении в 1996-2006 годах

 

2007 год стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 год составил 552,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 25,8 %, в том числе по странам дальнего зарубежья – 469,8 млрд. долларов США (рост на 25,5%), со странами СНГ – 82,4 млрд. долларов США (рост на 27,4%).

За рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового баланса - в 2,4 раза: в 2000 году данный показатель составлял 69 млрд. долларов США, в 2006 году - 163,4 млрд. долларов США (рис.3.). Сальдо внешнеторгового оборота в 2007 году составило 152,8 млрд. долларов США.

Рис. 3. Динамика сальдо торгового баланса России в 2000-2006 годах

В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский Союз. На его долю в рассматриваемый период приходится более 50 % российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относительно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимися устойчивыми связями.

На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в процентном соотношении). Динамику российского товарооборота по группам стран, включая Европейский Союз, СНГ, ЕврАзЭС и АТЭС, демонстрирует табл. 1; объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 году представлены в табл.2.

Рис. 4 Динамика доли стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота

 

Таблица 1

Динамика российского товарооборота по группам стран

  Объем товарооборота (%)
Период Европейский союз СНГ ЕврАзЭС   АТЭС
  54,6 52,1 52,7 54,6
  18,3 15,2 14,7 18,3
  54,3 14,7 8,3 17,1
  51,4 14,9 8,7 19,2

 

Таблица 2

Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 году

 

Страны дальнего зарубежья Товарооборот, млрд. долларов США В процентах к 2006 году Страны СНГ Товарооборот, млрд. долларов США В процентах к 2005 году
Германия 52,9 123,0 Украина 29,6 122,4
Нидерланды 46,6 120,9 Белоруссия [1] 26,1 130,7
Италия 36,1 117,0 Казахстан 16,6 129,4
Китай 40,3 140,6 Узбекистан 3,2 133,7
Турция 22,5 132,1 Азербайджан 1,7 105,0
Япония 20.1 164,1 Молдова 1,0 99,0
США 17,5 116,2 Киргизия 1,2 154,9
Польша 17,9 120,4 Армения 0,8 165,5
Соединенное Королевство 16,7 118,4 Таджикистан 0,8 153,1
Франция 16,4 121,4 Грузия 0,6 101,0
      Туркмения 0,5 146,9

Товарная структура экспорта Российской Федерации[2] в 2007 году представлена на рис 5.Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России – высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 году составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.

Рис.5. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2007 году

 

Для импорта России в 2007 году (рис.6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 году составил 199,7 млрд. долларов США и по сравнению с 2006 годом вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 169,9 млрд. долларов США, из стран СНГ – 29,8 млрд. долларов США. При этом, рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ – 33,4%.

Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4 %, что превысило уровень 2006 года на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов импорта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электрооборудования, инструментов и оптических аппаратов.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 году составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%.В 2007 году по сравнению с прошлым годом увеличились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.


 

Рис. 6. Товарная структура импорта Российской Федерации в 2007 году

 

Рост импорта в 2007 году металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров – 7,8% против 7,4% в 2006 году, текстиля, текстильных изделий и обуви – 62,3% (4,1% против 3,7%)

Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборота в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис.7 представлена динамика основных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд – количество оформленных ГТД; Кгтди – количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ – количество оформленных экспортных ГТД; Кт – количество оформленного товара; Ктд – количество оформленных транзитных деклараций; Кфл – количество оформленных физических лиц; Ктпо – количество оформленных ТПО; Кптс – количество оформленных ПТС; Кд – количество оформленных ДКД и книжек МДП).

Наблюдается значительный рост такого показателя как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд количества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 года. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются, начиная с 2002 года. В 2004 году наблюдается резкий спад и некоторая стабилизация количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.

Рис. 7. Динамика показателей, характеризующих изменение нагрузки на таможенные органы в период 2001-2006 гг.

Таким образом, в период с 1996 по 2007 годы качественно модифицировались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросла общая нагрузка и напряженность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного регулирования ВЭД.

Ведущая роль Федеральной таможенной службы в регулировании ВЭД. Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования, организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит Федеральной таможенной службе[3]. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Основные цели ее деятельности:

· обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;

· таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности России;

· содействие участникам ВЭД, бизнесу-сообществу интегрированию в мировую финансово-экономическую систему;

· предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безопасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий.

В 2006 году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты решения принципиального характера по совершенствованию деятельности Федеральной таможенной службы. Расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям Федеральная таможенная служба наделена функциями формирования государственной политики и нормативно-правового регулирования в области таможенного дела. В итоге настоящее время ФТС России осуществляет следующие общегосударственные функции:

· выработки государственной политики области таможенного дела;

· нормативно-правового регулирования в области таможенного дела;

· контроля и надзора в области таможенного дела;

· агента валютного контроля;

· специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 года, в доход федерального бюджета перечислено таможенных платежей на сумму более 356,8 млрд. дол. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. дол. США в 1991 году до 105,3 млрд. дол. США в 2006 году[4]. По итогам 2007 года в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам задания.

Выполнение таможенной службой России функции контроля в области таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в Федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом, за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения задания в 1996 и в 2001 годах составил 113 и 110 процентов соответственно, а в 1997 и 2006 этот показатель вырос до отметки более чем 130 процентов.

Рис. 8. Динамика таможенных платежей, перечисленных в Федеральный бюджет

 

За рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных платежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлена на рис.9.

Рис. 9. Динамика перечисленных в бюджет таможенных платежей и доли таможенных платежей в ВВП

 

Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятиями, проводимыми таможенными органами и направленными на дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эффективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех заинтересованных лиц, а также возможность обжалования действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц.

Таможенные органы проводят активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период создана работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного ТК РФ.

Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы России представлена на рис. 10. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможенной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.

Рис. 10. Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы России.

 

Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объема финансирования таможенной службы отражены на рисунке 11.

Рис. 11. Динамика приростов показателей деятельности таможенных органов

 

Таким образом,

С одной стороны, можно говорить о достаточно стабильном функционировании системы таможенных органов в рассматриваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[5]. С другой, достаточно очевидными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:

· в мировых экономических процессах - глобализация и регионализация сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к таможенным процедурам и администрациям, международное централизованное регулирование экономических процессов;

· в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администрирования, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межгосударственных институтов.

Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономике России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преимущественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов, таможенных органов, таможенных технологий и услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.