Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности возникновения и развития административного права

Понятие административного права в зарубежных странах

 

Историческое развитие административного права подтверждает первичность науки публичной администрации. Тем не менее на определенном историческом этапе именно правовые аспекты публичной администрации начали определяться как наиважнейшие для ее нормального функционирования.

С другой стороны формирование административного права было тесно связано с эволюцией государства, и в частности, с формой государственного правления и политического режима. Ведь только с ограничением власти монархов и ее полной или частичной передачи демократично избранным представителям народа было признано необходимым правовое регулирование деятельности не только частных лиц, но и администрации.

Становление административного права как совокупности правовых норм можно условно поделить на три этапа:

1) Зарождение административно-правового регулирования, обоснованного наукой «камералистикой» - 16-19 века.

2) Формирование отдельной группы правовых норм, которая получила название «полицейское право» - 18- начало 20 века.

3) Преобразование «полицейского права» в административное право – конец 19 – 20 века.

Что касается первого этапа, то камеристику можно назвать предтечею современной науки публичной администрации. Латинский термин camera обозначает королевскую, т.е. государственную казну, а камеристика имела целью предлагать способы наилучшего способа наполнения этой казны. Другими словами, исследования камеристов были направлены на первоочередное удовлетворение интересов государства, с которой, прежде всего, ассоциировалась королевская власть.

Камеристика была междисциплинарной наукой, которая охватывала комплексные знания политического, экономического, финансового и юридического характера. Некоторые ученые-административисты выделяют три главных направления исследований камеристов 18-19 веков:

- меркантильное, преимущественно сконцентрированные на хозяйственной проблематике;

- анализ проблем государственной интервенции в жизнь частных лиц и охраны интересов богатого сословия;

- связаное с догматической концепцией права о системе административных учреждений.

Таким образом, уже в границах камеристики появляется определенной количество знаний, которое современным языком можно назвать административно-правовыми, потому что, они касаются как организации публичной администрации, так и регулирования ее взаимоотношений с различными слоями общества.

Между тем, учитывая значительный и постоянно растущий объем знаний, правовые аспекты камеральной науки на определенном этапе выделились в отдельную дисциплину под названием «полицейское право». Ее название происходит от греческого термина police – «город» и буквально переводиться как совокупность норм, которые обеспечивают публичную администрацию в городах. Полицейское право имело очень широкий предмет правового регулирования, который охватывал отношения во всех сферах деятельности публичной администрации: хозяйственная и финансовая деятельность, образование, охрана здоровья, общественного порядка.

Для полицейского права было характерным приоритетное применение запретов как методов правового регулирования и различных форм государственного принуждения. Другими словами, нормы этой отрасли наделяли органы публичной администрации широкими полномочиями относительно частных лиц. На них же возлагались преимущественно обязанности по соблюдению предписаний администрации. Т.е. интересы государства были первичными в нормах полицейского права, интересы личности – вторичными.

Зарождение на базе полицейского административного права можно отнести к концу 18 века, а точнее, к периоду Великой французской революции. Именно тога, вследствие ограничения власти абсолютных монархов народными представителями, развились идеи законодательного ограничения публичной администрации. Этот процесс был также связан с утверждением концепции правового государства, одним из постулатов которой является соблюдение юридических норм не только гражданами, но и органами государственной власти, в том числе административными структурами.

Таким образом, о преобразовании полицейского права в административное можно говорить лишь тогда, когда оно устанавливает в своих нормах наряду с правами органов публичной администрации и обязанностями частных лиц, также и права граждан в отношении администрации и определенные обязанности администрации по отношению к гражданам.

Переход к административному праву очень удачно определил классик украинского административного права профессор Юрий Панейко: «Административное право не возможно в тех отношениях, в которых государственные органы руководствуются исключительно целесообразностью и интересами государства, а не ограничены правовыми нормами, в таких отношениях можно говорить лишь об административной технике. Только тогда, когда деятельность административных органом будет нормирована правом, когда наступит правовое ограничение администрации и охрана прав единиц – только тогда может быть речь об административном праве».

В связи с определением потребности в установлении юридических ограничений деятельности публичной администрации также появилась необходимость в различных формах контроля за ней. Во Франции, которая считается родиной административного права, это проявилось особым способом. Контроль за органами публичной администрации был возложен не на обычные суды, которым новая буржуазия не доверяла, а на специальную систему судебных органов, которые были уполномочены рассматривать иски частных лиц против администраций. Т.е. административное право формируется как отрасль, которая обеспечивает юридическое равенство граждан и публичной администрации перед органами независимого судебного контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вступление | Характерные черты административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.