Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очень большой вклад в развитие отечественного страноведения был сделан такими известными учеными, как П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг

Школы и этапы классического страноведения.

Страноведение как наука.

Изучения.

 

Для того чтобы понять, что из себя представляет страноведение как наука, следует обратиться к его истории. Рассмотрим основные школы и этапы классического страноведения, не только получившие большую популярность, но и способствовавшие его развитию.

В 17 веке вышла в свет работа Бернхарда Верна «География генеральная». Ее можно считать не только началом, но и крупным достижением географической классики. Автор впервые разделил географию на общую и региональную. По мнению ученого, региональная география изучает:

- земные свойства стран (границы, природные условия и ресурсы);

- небесные свойства (климат и астрономические данные);

- человеческие свойства (население, его культуру, язык, традиции, ремесла и

науки, политическое устройство, населенные пункты).

Б.Верн считал региональную географию сравнительной: рассматривающей свойства и явления в сравнении одного места с другим.

В 17-18 вв. в университетах Германии получает развитие описательное государствоведение, или «камеральная статистика». Студенты должны были заучивать сведения о странах и городах (территория, населения, государственный строй, экономика, армия, традиция и т.д.). Это направление называется немецкой школой.

В конце 19 начале 20 века популярность получает французская срановедческо-краеведческая школа, главным представителем которой является Видаль де ла Бланш. Этому направлению присущи большое искусство описания и гуманистичность. За что оно и получило название «географии человека». Характерным в его трудах было отсутствие четко выраженной программы, кроме того, автор не придерживался схемы описания. Все данные излагались так, чтобы читатель ощутил контраст территории. Для этого выбирались и объединялись наиболее интересные и впечатляющие факты. Нередко в один ряд ставились аспекты, далекие друг от друга, например климатические, этнографические, политические.

Основное внимание французской школы было направлено на человека. Первичным, основным объектом исследования здесь являлся «образ жизни», т.е. рассматривалась неразрывная связь, взаимодействие между человеком и природой в ходе адаптации его к окружающим условиям.

Последователи этого направления в первую очередь рассматривали внешние выражения в области человеческой деятельностью. Поэтому при названии «география человека» акцент все же делался на сферу, где человек более всего зависел от природы и теснее всего с ней был связан. Вместе с тем данной школе страноведения было свойственно описание архаичных образов жизни. Как правило, большие города и промышленные районы не изучались.

В середине 19 в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который сформулировал принципы антропогеографии, состоявшие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.

Страноведение, относящееся к наиболее традиционным и общепризнанным функциям географии, было преобладающим ее направлением в дореволюционной России. В активе отечественного страноведения – богатый методический опыт, фундаментальные труды по описанию нашей страны, популярные работы, признанный международный авторитет, сложившиеся традиции.

Сбор и распространение сведений о географии нашего отечества и зарубежных стран являлось наиболее важными задачами Российского географического общества, которое в основном занималось региональными исследованиями и создало фундаментальные страноведческие описания, в том числе «Россия. Полное описание нашего отечества ».

В России направление антропогеографии представлено именами А.А. Крубера и Л.Д. Синицкого. Однако в 30-е годы в СССР эту школу стали считать лженаучной, а географию населения начали рассматривать как часть экономической географии, в которой человек выступает в качестве главной производительной силы или в качестве потребителя.

В середине 20-х годов в Советском Союзе под руководством Н.Н. Баранского развивается районное направление экономической географии. Это было связано с производившимися в те годы работами по экономическому районированию страны. Наиболее фундаментальная разработка данного направления представлена книгой Н.Н. Баранского «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана». Главным что отличало ее от всех ранее вышедших работ в стране, было новое содержание понятия «район», а также сам подход к районированию, связанный с преобразовательным направлением в географии.

Основная задача, которую Н.Н. Баранский выдвинул в страноведении, - это исследовательский синтез.

Страноведение, по его мнению, - это синтез разносторонних черт, характеризующих специфику страны или района.

В настоящее время единого взгляда на предмет страноведения нет. Можно отметить несколько наиболее общих его определений.

Страноведение – это наука, изучающая конкретные территории.

Страноведение – это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией.

Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли.

Тот же подход, что и предыдущий, но понимаемый в рамках только физической или только экономической географии.

Страноведение – это комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент сделан на синтезе.

Страноведение – это организационная форма объединения различной информации об определенной стране. Упор делается на информационный аспект.

Достаточно обобщенную формулировку понятия «Страноведение» дает в своих трудах Д.В. Севастьянов.

Страноведение – это особая географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением регионов, стран и их районов. Прежде всего, это комплексная дисциплина, которая систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, об укладе жизни и традициях народов, о хозяйстве, об особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов.

Согласно определению, данному в Географическом энциклопедическом словаре, «объектом страноведения являются страны как основные единицы социально-экономической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки».

Страноведение имеет дело, прежде всего, с описанием территорий регионов и стран, которое должно производиться в соответствии с предметом исследования. Таких предметов в страноведении в зависимости от цели изучения страны может быть много:

- природа страны в целом и ее отдельные составляющие (климат, рельеф и др);

- население страны (численность, расовый и этнический состав, языки, религии);

- экономика страны (уровень развития, специализация отраслей хозяйства и др.).

Следовательно, основными предметами исследования в страноведении являются природа, население и хозяйство на территории страны или региона.

Говоря о современном состоянии страноведения в нашей стране, следует отметить, что эта важнейшая отрасль еще не обеспечена ни организационным, ни методическим единством: нет ни ведущего института страноведения, ни кафедр, направленных на подготовку и выпуск специалистов - страноведов. Тем не менее, положительные сдвиги в организации страноведческих исследований имеются. Действуют региональные институты по изучению Африки, США и Канады, Латинской Америки, Дальнего Востока.

 

3 вопрос. Методика и функции дисциплины «Страноведения»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование взглядов на страноведение как предмет изучения | Методы Страноведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.