Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как отрасль культуры, как рациональная сфера человеческой деятельности

В современной культуре наука занимает центральное место и представляет собой качественно новое явление цивилизации. Наука являет собой этап эволюции современной культуры, вобравшей в себя достижения всех культур земных цивилизации.

Под культурой понимают систему всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, т.е. все, что создано человеческим трудом в ходе истории. Процесс труда включает мышление, знания, волю и чувства человека. В широком смысле, культура – это все то, что создано человеком в ходе его исторического развития; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; способность человека производить, использовать и потреблять созданные им ценности.

Только материальные потребности людей не исчерпывают всех их потребностей, всегда востребована и духовность – потребность в знаниях, чувствах и ощущениях, воли, характера и т.д. За историю своего существования человеческая цивилизация создала религию и мораль, идеи и идеологии, философские системы; правовые и социальные институты; искусство и эстетические нормы; литературу, наконец, науку.

Условно весь духовный мир можно разделить на три части: религия, искусство, наука. Религия связана с понятием веры, т.е. для человека это «своего рода жизнеутверждение» в словах «в это я верю» (и не нуждаюсь ни в каких доказательствах правильности соответствия между моей мыслью и тем, о чем она).

Искусство отражает реальность в художественных образах, или для человека - «я чувствую». Здесь переживание истинности произведения искусства весьма субъективно. Если религиозные направления претендуют на создание целостной картины мироздания на основе нематериальных первопричин, то произведения искусства носят фрагментарный «точечный» характер, концентрируя внимание на сравнительно небольших эпизодах реальности, художественно всегда глубинной и сильной.

Наука представляет собой наиболее объективный способ познания мира. Объективность науки означает, что в ней удерживается доступное проверке многократными экспериментами, результаты, выведенные строгим логическим или математическим путем из экспериментов или аксиом, принимаемых без доказательств, и то, в чем удается убедить научную общественность. Все то, что не может быть доказано указанными выше способам, наука исключает из себя – но в этом и ее ограниченность, т.е. имеет свою сферу действия в огромных пластах духовной культуры, является частью культуры. В этой связи явная «необъективность» религии и искусства с позиций науки не умаляет их значимости для духовной культуры.

Духовная культура – это и мораль, право, мировоззрение, идеология.

Наука, можно сказать, духовная потребность современной цивилизации, ее настоящее достижение, после религии, искусства и правосознания.

Развитие и совершенствование духовного мира является одним из важнейших элементов смысла существования человека на Земле. Именно духовная культура «делает человека Человеком», не случайно на рубеже XX – XXI вв. первостепенное значение для культуры стала приобретать ее антропная основа.

Наиболее сильны различия между культурами естественнонаучного и гуманитарного познания, до сих пор традиционно противопоставляются научные дисциплины естественнонаучных и социогуманитарных знаний. То есть в настоящее время существуют две основные научные культуры: естественнонаучная и гуманитарная.

Различие между двумя этими культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П. Сноу (1905-1980) в работе «Две культуры» (1959): он «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно-технической и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга, а это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.

С точки зрения современного естествознания естественнонаучная и гуманитарная культуры расцениваются как грани единого целого, и в актуальности они не уступают друг другу.

Естественные и гуманитарные науки различаются, прежде всего, объектами исследования. Естественные науки (физика, химия, биология, астрономия, геология и др.) изучают более простые объекты и повторяющиеся явления. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное – это система знаний о природе (неорганической и органической природе Земли и Вселенной).

Гуманитарные науки связаны с человеком и человеческим обществом, т.е. изучают сложные, высокоупорядоченные структуры и гуманитарное познание ориентировано на специальное, особое или даже уникальное, это система знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества.

Актуальная проблема современной науки состоит в выборе вектора развития: или на понимание человеком себя, и мира, его окружающего, или - на покорение природы.

В свое время Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом», Р. Декарт дополнил, - чтобы люди могли стать «хозяевами природы». Наука находится в процессе перманентного развития, (перманентных революций – выражение К. Поппера). И предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и, какими будут следующие открытия, невозможно.

Слово «наука» в русском языке имеет очень широкое толкование. Наукой является физика, литературоведение, учение о сварке (недаром есть институты сварки), наукой является и искусство плетения лаптей (оборот "он постиг науку плетения", по-русски вполне допустим), а вот института по последней науке нет только потому, что это сейчас не актуально.

Считается, зарождение научного знания начало происходить в VI – IV вв. до н.э. и связано с первыми научными школами Древней Греции. Первыми учеными-естествоиспытателями и философами были Фалес (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.) представители милетской школы материалистического направления. Они впервые в истории познания поставили вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: родоначальник греческой науки Фалес Милетский первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции существовали и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир вечных духовных сущностей, идей, а материальный мир вторичным. Сейчас к миру идей, вечных духовных сущностей можно отнести математические принципы и понятия.

Как полноценное социально-духовное образование, наука стала с XVII в., когда усилиями Г. Галилея и особенно И. Ньютона была создана первая естественнонаучная теория – механика (математические начала натуральной философии) и возникли первые научные сообщества.

Наука – это сфера целенаправленной деятельности научных сообществ как на получение объективных знаний о природе, обществе и самом человеке и их систематизацию в рамках информации, доступной человеку и обществу (главная цель), так и на разработку новых методов их получения.

Древняя Греция считается европейской родиной науки, именно там в V в. до н.э. возникла наука как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления. «Учеными» древнегреческих мыслителей сделал их интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Античная наука дала нам доныне непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида. Кроме математической теории античная наука создала космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук – физики, биологии и т.д. Древнегреческая наука – это натурфилософия или философия природы, мало связанная с решением практических задач, она осуществила переход от мифологического знания к строгой системе логических доказательств.

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой. Сейчас оно охватывает огромную область знаний с 15-ю тыс. дисциплин. Число ученых в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Наука – это и форма человеческих знаний, проверенная практикой, являющихся общим продуктом развития общества и составной частью духовной культуры общества; это система понятий о явлениях и законах действительности.

Целью научной деятельности является получение знаний о реальности, т.е. научных знаний. Наука является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII веках. Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции – радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов. Науку с особым рациональным способом познания мира, основанным на эмпирической проверке или математическом доказательстве, следует рассматривать как феномен западной культуры XVII в.

Развитие современной науки достигло такого могущества, что она способна изучать сложнейшие системы, такие как биосфера. Она ориентируется на изучение фактов созидательного характера эволюции материи, но все более сложное всегда и более разрушительно, и одновременно способное к дальнейшему самосовершенствованию. Наука обозначила понимание трех механизмов эволюции:

диссипативные структуры в неживой природе,

естественный отбор в живой природе,

культура в человеческом обществе;

осознает, что эволюция мира не запрограммирована однозначно; и видит свою ограниченность возможностями наших чувств и законов мышления.

Создаваемая наукой информация о мире сейчас должна проходить и экологическую «экспертизу», что объективно усиливает ответственность всех за все творимое на Земле. «То, что касается всех, может быть решено только всеми» - швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука, научный метод, научность знания | Научный метод. Методы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.