Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 Международно-правовые основы регулирования трудовых правоотношений моряков

Комплекс маркетинга.

Маркетинговый комплекс — одно из ключевых понятий современного маркетинга, это совокупность маркетинговых инструментов, используемых вместе для получения желаемой реакции целевого рынка. В 1960 г. Джер Маккарти предложил концепцию 4Р. Некоторые маркетологи-теоретики предлагают расширить комплекс маркетинга с 4 до 5, 7, 9 и даже 12 «Р». Другие же, напротив, предлагают ориентировать маркетинг на потребителя и использовать систему 4С (Consumer - потребитель, Cost - стоимость, Convenience - удобство, Communication - коммуникации).

4 «Р»:

1.Продукт (Product) — товар/услуга

2.Цена (Price) — та сумма денег, которую обменивают на продукт.

3.Место (Place) — система распределения, которую выбирает фирма для доведения своих продуктов до потребителя. Это магазины, доставка потребителям, система хранения.

4.Продвижение (Promotion) — объединяет как средства рекламы, стимулирование сбыта, связи с общественностью, ДМ.

В современном мире существуют две системы права: между­народное право и национальное право.

Международное частное право является частью национальных систем права различных государств.

В предмет регулирования международного трудового права входят, с одной сто­роны, отношения, регулируемые международным правом, а с другой - отноше­ния, входящие в предмет регулирования национального трудового права. Предметом правового регулирования международного трудового права явля­ются отношения между субъектами права по поводу регламентации трудовых прав работников, их профессиональных организаций, а также работодателей. При этом предмет регулирования внутригосударственного трудового права частично и в основном совпадает с предметом регулирования международного права, но имеет внутри себя механизм реализации указанных прав, установлен­ные правом средства и способы их защиты. Международное трудовое право стремится к созданию подобного международного механизма, но такой между­народный механизм требует тщательной проработки, согласования с нацио­нальными правовыми системами, а также эффективных способов реализации, которые должны быть равно эффективными и в национальных правовых сис­темах. Ведь специфика международного трудового права предполагает не только правовую урегулированность общественных отношений в сфере труда, но и действенность и непосредственное осуществление международных трудо­вых норм в национальных правовых системах.

Международные договоры в сфере трудового права имеют приоритет перед коллизионными нормами на­ционального права и тем правопорядком, к которому они отсылают.

Целью ме­ждународного трудового права должна являться защита прав индивидов, установле­ние определенного уровня их правовых гарантий в области трудовых отношений и социального обеспечения и, в конечном счете, улучшение условий их труда и быта. С помощью используемых принципов и норм международное трудовое право при­звано установить правопорядок, устраивающий все или большинство государств с тем, чтобы государства включили в свое национальное законодательство соответст­вующие положения международного права.

В процессе унификации в наиболее скрупулезной регламентации нуждаются отдельные категории работников, учесть специфические условия труда которых наиболее сложно, например, моряки. Первые международные договоры, устанав­ливающие минимальные требования к профессиональной квалификации капи­танов и помощников капитанов торговых судов, ответственности судовладель­цев в случае болезни, травмы или смерти моряков и сертификации матросов 1 класса, относятся к началу XIX века.

На сегодняшний день в рамках Международной организации труда принят ряд конвенций и рекомендаций о труде моряков, следовательно, регулирование тру­да моряков включено в предмет международного трудового права. При этом чет­вертую часть конвенций и рекомендаций Международная организация труда посвятила морякам.

 

МОТ уделяет столь пристальное внимание морякам, поскольку они являются специальными субъектами трудового права. Специфичность их заключается в осо­бенностях трудовых прав и их гарантий. В частности, многие особенности по срав­нению с общими условиями для всех категорий работников имеют трудовые договоры моряков, порядок и размер заработной платы, принципы ее исчисления; специ­альные нормы созданы МОТ относительно условий труда на борту морских судов, в том числе относительно требований к бытовым и жилым помещениям, по борьбе с шумами и вибрацией, а также по обеспечению членов экипажа продовольствием. Моряки нуждаются в особой защите со стороны международного трудового права, поскольку могут быть наняты для работы на судне, принадлежащем иностранному судовладельцу, и подчинены трудовому законодательству иностранного государства. В связи с нестандартными условиями труда моряки наделяются не только правами, которые имеют все иные категории работников (например, право на отдых, право на участие в профсоюзах и пр.), но и правами, которые ни одна иная категория работни­ков иметь не может, например, право на репатриацию, право на получение заработ­ной платы в установленных международными актами размерах и пр.

Кроме того, ус­ловия работы в море предполагают и специфику регламентации рабочего времени, времени отдыха, учета выходных и отгулов, сверхурочных работ и пр. Все вышепри­веденные особенности свидетельствуют о том, что исходя из предмета регулирова­ния и субъектного состава, можно говорить о выделении в рамках международного трудового права его подотрасли - международного морского трудового права.

Наря­ду с императивно установленными национальным законодательством и междуна­родным правом нормами в правоотношениях с участием моряков используется так­же автономия воли сторон. В этой связи важно отметить, что несмотря на присоеди­нение Украины ко многим морским конвенций МОТ, отечественное законодательство не имеет механизма реализации международно-правовых норм о труде моряков, что, как следствие, снижает эффективность указанных норм.

 

В отечественной теории трудового права регулируемые нормами этой отрас­ли отношения принято делить на две группы: собственно трудовые, то есть имеющие непосредственную связь с трудом работников, и иные, не опосредствующие трудо­вую деятельность напрямую, но связанные с ней в той или иной степени косвенно.

В общем смысле трудовые правоотношения понимаются в теории как разно­видности общественной связи, возникающей в результате воздействия норм трудо­вого права на отношения по применению наемного труда. В европейской теории трудового права принято считать, что трудовое правоотношение представляет собой органическое единство трех типов юридических отношений: индивидуального, кол­лективного и организационного. Но как показывает изучение специальной юридиче­ской литературы по трудовому праву, ни у практикующих юристов, ни у ученых, специализирующихся на данной области знаний, нет единого понимания и объясне­ния такого явления, как трудовые отношения.

Таким, образом, следует отметить, особую актуальность регулирования трудовых отношений с участием так называемого «иностранного элемента», поскольку в этом случае встает вопрос о выборе применимого на­ционального трудового права, которым будут регулироваться такие отношения, а также о возможности прямого действия международно-правовых норм. Проблема непосредственного применения международно-правовых норм в национальном пра­вовом поле в последнее время особенно актуальна как с теоретической, так и с прак­тической точек зрения. В Украинской правовой системе созданы юридические предпосылки для прямого действия норм международного права наря­ду с нормами национального права, а также независимо от них. Одной из сфер прямого международно-правового регулирования могут являться трудовые отношения на морском флоте, где наиболее распространен иностранный эле­мент.

В качестве иностранного элемента в международных трудовых отношений могут выступать:

- субъекты правоотношений - физические и юридические лица различных государств (моряк и работодатель-судовладелец являются разнонациональными субъектами)

- объекты правоотношений - имущественные права или имущество, находящееся в другом государстве (моряк является членом экипажа судна, которое имеет флаг иностранного государства);

- юридические факты, имеющие место на территории другого государства (например, причинение вреда здоровью или смерть моряка).

Эти признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации - один, два или все три.

И во всех вышеперечисленных случаях можно говорить о международных трудовых отношениях, то есть о разновидно­сти общественной связи, возникающей в результате воздействия норм трудового права различных государств, а также в некоторых случаях и международного трудо­вого права, на отношения по применению наемного труда.

Для некоторых видов трудовых отношений наличие иностранного элемента является неизбежной, а порой и характерной чертой. К таким видам трудовых отно­шений принадлежат отношения, возникающие между работником и работодателем на морском флоте, поскольку весьма распространены случаи найма работников в ка­честве члена экипажа на суда под иностранными флагами.

При возникновении международных трудовых отношений встает вопрос об отнесении правовых норм, регулирующих международные трудовые отношения, к той или иной системе правовых норм. Кроме того, нужно установить, каким образом решается коллизия при регулировании одних и тех же отношений одновременно международно-правовыми и национально-правовыми нормами.

Основываясь на нормативном понятии трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом, применительно к трудовым отношениям на морском флоте, которые, как уже указывалось, часто носят международный характер, можно ис­пользовать следующее определение. Итак, международные трудовые отношения на морском флоте - это отношения, основанные на соглашении между моря­ком и работодателем о личном выполнении моряком за плату трудовой функ­ции (работы по определенной специальности, квалификации и должности в со­ответствии с судовой ролью), подчинении моряка правилам внутреннего трудо­вого распорядка на судне при обеспечении работодателем условий труда, преду­смотренных применимым к данным отношениям трудовым законодательст­вом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Признак «ме­ждународности» трудовых отношений выражается в наличии в трудовых отношениях одного или нескольких иностранных элементов.

 


Иностранным элементом трудовых правоотношений на море может высту­пать любой из субъектов трудовых отношений: работник (моряк) или работодатель (собственник судна, судовладелец, агентство найма). Субъектом отношений, непо­средственно связанных с трудовыми, и являющимся иностранным элементом, могут выступать профсоюзы (в том числе международные профсоюзные объединения), го­сударство флага судна в лице своих уполномоченных органов, государство, из кото­рого происходит репатриация моряка, государство причинения вреда здоровью мо­ряка, государство ареста судна и др.

Для практики судов и доктрины стран Европы характерны попытки разграни­чить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) пытаются применять к трудовым догово­рам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторо­нами на основе автономии воли сторон, применение закона места совершения дого­вора и др.). Например, в Германии, принцип автономии воли сторон трудового дого­вора является основополагающим в международном праве трудовых договоров. Его действие, однако, ограничено. Выбор права допускается и может осуществляться как сторонами, так и посредством коллективного договора. В последнем случае сфера применения выбранного права ограничивается в основном регулированием отдель­ных трудовых отношений, подпадающих под действие коллективного договора. При выборе применимого права следует учитывать, что для регулирования трудовых от­ношений «чисто внутреннего характера» предпочтение может быть отдано и ино­странному праву. Но императивные нормы национального права всегда имеют при­мат, даже если иностранное трудовое право более благоприятно для работника. Кро­ме того, принцип автономии воли не должен лишать работника защиты, предоставляемой ему национальным правом, поскольку именно работник является, как правило, тем участником договора, который в этой защите особенно нуждается. Императивные защитные нормы объективно установ­ленного статута трудового договора вытесняют или дополняют те положения выбранного сторонами права, которые в меньшей степени защищают работника.

В связи с тем, что в при заключении трудового договора возможно соглаше­ние между работником и работодателем о выборе применимого права (автономия воли сторон), в европейской литературе выдвигается предложение включить, по крайней мере, некоторые из гражданско-правовых договоров, регулирующих трудо­вую деятельность, в систему трудового права, поскольку именно гражданскому пра­ву присущ принцип автономии воли сторон. Но такое решение означает совершенно новый подход к таким ключевым понятиям, как предмет и субъекты гражданского права, и приведет к серьезной реструктуризации сложившейся системы права. По­этому следует различать трудовые отношения, возникающие в рамках сферы регу­лирования норм трудового права, и сходные с трудовыми отношения, подлежащие регламентации гражданским правом. В первом случае речь должна идти о публич­ных отношениях, какими являются отношения между работником и работодателем и непосредственно связанные с ними отношения, а во втором случае отношения пред­полагают равенство субъектов в свете принципов гражданского права. Следует со­гласиться с позицией тех авторов, которые считают, что гражданское законодатель­ство не может защитить интересы наемного работника, так как не содержит норм, регулирующих реализацию гражданами своих способностей к труду, предоставле­ние ежегодных оплачиваемых и других отпусков, оплату периодов временной не­трудоспособности и других социальных гарантий, предусмотренных законодатель­ством о труде.

Однако существует и другая позиция: некоторотые авторы выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не мо­жет применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы. При отсутствии выбора права трудовые договоры и фактические трудовые правоотношения подлежат регулированию правом страны обычного выполнения работником своей трудовой деятельности (lex loci laboris). Под этим критерием подразумевается закон местонахождения предприятия, где ра­ботник регулярно и фактически проводит свою работу, независимо от домицилия сторон, от места нахождения административного центра предприятия или места за­ключения трудового договора.

Для моряков обычным (постоянным) местом работы является судно, на котором они работают и флагом которого руководствуются при регулировании их трудовых и прочих правовых отношений. Однако флаг судна, признанный в качестве коллизионной привязки, может и не служить единственным критери­ем для определения применимого права. В частности, в индивидуальном тру­довом договоре моряка может быть указано иное применимое право, например, национальное право страны судовладельца. Например, распространены случаи, когда судовладелец и работник принадлежат одному государству, но судно за­регистрировано в оффшорной зоне и, следовательно, к трудовым правоотноше­ниям по общему правилу должны применяться нормы законодательства страны флага судна. Кроме того, часты случаи смены флага судна после заключения трудового договора и после того, как моряк приступил к осуществлению своей трудовой функции. При условии указания в индивидуальном трудовом догово­ре иного применимого права к трудовым правоотношениям между судовла­дельцем и моряком будут применяться нормы избранного сторонами права. Нормы права, регулирующие труд моряков, образуют систему, состоящую из норм различных правовых систем, и действующих в разных государствах. При этом характер таких норм может быть как публично-правовым, так и частно­правовым. Поэтому Украине следует заключить договоры о пра­вовой помощи с иностранными государствами так называемых «удобных фла­гов» с целью унификации и облегчения разрешения трудовых споров с участи­ем российских моряков.

В ряде случаев сами международно-правовые акты дают ответ на коллизион­ный вопрос. В частности, Конвенция МОТ № 97 О трудящихся-мигрантах 1949г. (вступила в силу в 1952г., участвует около 40 государств) утверждает национальный режим для иностранных трудящихся. В то же время парадоксально, что ни в одной конвенции МОТ, касающейся регулирования труда моряков, нет указания на приме­нимое право в случае, если моряк и его работодатель являются субъектами разных национальных правовых систем. Считаем, что отсутствие такой регламентации яв­ляется существенным упущением государств-участников МОТ, поскольку именно в трудовых отношениях на морском флоте, как ни в каких других, часто встречается коллизионная проблема. Императивное же ее урегулирование на уровне универ­сального международного договора позволило бы раз и навсегда снять проблему не­возможности применения к трудовым правоотношениям с участием моряков норм национального трудового законодательства, наиболее выгодного для работника, и повысило бы эффективность защитной функции трудового права.

В то же время трудовое законодательство должно защищать интересы работ­ника в тех случаях, когда этой действительно необходимо. Излишняя опека работни­ка законодателем не только не приносит пользы, но и вредит, и тогда практика идет вразрез с нормами трудового законодательства, в обход применяя нормы граждан­ского законодательства для регулирования трудовых отношений. Поэтому правы авторы, отрицательно высказывавшиеся о предложениях о включении трудовых до­говоров в сферу регулирования гражданского права. Установленная юридическая норма тяготеет только к строго определенному месту в системе права, и изменить это место, не изменив содержания нормы не может даже законодатель. Использова­ние гражданско-правовых договоров подряда при найме моряков для работы на суд­не весьма отрицательно скажется на их защищенности, поскольку гражданско-правовые договоры не содержат механизма социальных гарантий для моряков и мо­гут быть расторгнуты в упрощенном порядке в момент, когда, например, судно на­ходится в иностранном порту.

Метод трудового права выражает взаимосвязь и взаимоотношения централизованной государственной регламентации и коллективной либо индивидуальной автономии. Одной из важных характеристик метода трудового права признается единство и дифференциация правового регули­рования труда. Единство выражается в установлении норм общего действия для всех работников независимо от области их трудовой деятельности, территории прожива­ния, личности субъекта трудовых отношений, условий и характера труда и иных факторов. Дифференциация предполагает установление норм специального назначе­ния, имеющих ограниченную сферу действия, приспосабливающих общие правила к отдельным категориям работников. Единство и дифференциация трудового права - взаимосвязанные явления. Дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда.

Специфичность труда моряков, как уже отмечалось выше, не вызывает со­мнений, однако труд этой категории работников не стал предметом регулирования соответствующего раздела КЗоТ. Специфика правового статуса работодателя мо­ряков также очевидна: им может быть как украинский, так и иностранный судовла­делец, а также агентство найма моряков, которое подыскивает работников и заклю­чает с ними индивидуальные трудовые договоры; имеются особенности при опреде­лении правового статуса работодателя, которому судно передано по договору тайм-чартера или бербоут-чартера и который также может принадлежать иностранному государству.

Назрела необходимость в принятии специального закона, призванного регулировать трудовые отношения на морском флоте.

Следовательно, основываясь на изложенном, можно сделать некоторые об­щие выводы:

Пристальное внимание государств должно уделяться сегодня улучше­нию качества правовой материи в различных отраслях международного права, совершенствованию механизмов воздействия международно-правовых норм на общественные отношения, возникающие как на межгосударственном, так и на национальном уровне, ужесточению мер контроля над соблюдением государст­вами и другими субъектами международного права своих обязательств. Во все­стороннем теоретическом и практическом обеспечении этого процесса заклю­чается, на наш взгляд, еще одна задача современной международно-правовой науки.

Международное трудовое право представляет собой систему правовых норм, состоящую, с одной стороны, из норм международного права (конвенционных, дого­ворных и иных), а, с другой стороны, - из норм национального трудового права госу­дарств. Поэтому важной и актуальной является проблема приведения национального законодательства России в соответствие с требованиями международных норм о труде. В первую очередь это необходимо сделать относительно тех категорий работ­ников, в трудовых отношениях которых наиболее часто встречается иностранный элемент, и к которым чаще может применяться иностранное право. Для этого следует подписать и ратифицировать морские конвенции МОТ, и в первую очередь, принятые после 1995 года, а также ориентировать трудовое и отраслевое морское законодательство на последние рекомендации МОТ, являющие­ся примерными стандартами в области труда на ближайшую перспективу.

Применительно к работникам морского флота может возникнуть и третья группа правовых норм, регулирующих их трудовые отношения, наряду с междуна­родным правом и правом страны а именно нормы национального трудового права иностранного государства, субъектом которого является судовладелец, или служба найма, или собственник судна. В этой связи в национальном законодательстве, в частности, в Кодексе торгового мореплавания, следует преду­смотреть императивную норму, устанавливающую применимое к таким правоотно­шениям право.

Нормы права, регулирующие труд моряков, образуют систему, состоящую из норм различных правовых систем, и действующих в разных государствах. При этом характер таких норм может быть как публично-правовым, так и частноправовым. Поэтому следует заключить договоры о правовой помощи с иностранными государствами так называемых «удобных флагов» с целью унифика­ции и облегчения разрешения трудовых споров с участием российских моряков.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы макросреды предприятия | Понятие организации. Модульная единица 1. Представление о социально-экономической организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.