Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. · Бактериальная природа брожения

Иммунологическийц период

Заслуги Р.Коха

Открытие Л.Пастера

· Бактериальная природа брожения

· Установление причин болезней вина и пива

· Открытие воздушной болезни шелковичных червей

· Создание первой искуственной вакцины (против сибирской язвы).

· Вакцинация

30 апреля 1878 – день считается днём рождения медицинской микробиологии.

· Открытие патогенных микроорганизмов

· Разработка основных правил идентификации патогенных микробов как этиологических антигенов (триада Генле-Коха)

· Другие открытия

· Начало и серидина 20 века (Илья Мечников – клеточная теория иммунитета; П.Эрлих, А.Флеминг – открытие пеницилина лизоцим, Г.Домак применил сульфаниламиды в медицинской практике, Д.Ивановский)

· Современный перид (середина 20 века до сегодняшних дней) А.Львов – открытие провируса, Р.Портер и Дж.Эдельман – структура антител.

· Бернет – теория иммунитета. Галло и Монтанье – ВИЧ. С.Пруссинер – открытие прионов.

Тема: Наука судовождения и её составляющие

1. Судовождение как единый процесс, обеспечивающий безопасность плавания и управление судном.

2. Краткий исторический обзор развития судовождения.

3. Структура курса судовождения и последовательность его изучения.

4. Навигационно-гидрографическая и океаническая терминология

 

  1. Судовождение как единый процесс, обеспечивающий безопасность плавания и управление судном.

Мы начинаем изучение дисциплины «Навигация и лоция». Слово навигация происходит от латинского «navigation», что означает «мореплавание, судоходство». В русский язык оно вошло во времена Петра I, когда всех, занимающихся мореплаванием называли навигаторами. В настоящее время слово «навигация» имеет два значения: в широком смысле это мореплавание или период плавания (например, зимняя навигация, навигация 2008 года) и в узком смысле, наука о вождении судна. Лоция происходит от голландского «loodsen» - проводка судна. Лоциями также называют также описания океанов, морей заливов проливов, их берегов, морского дна, различных опасностей, гидрометеорологических условий плавания.

Дисциплина «Навигация и лоция» является составной частью комплекса дисциплин, называемого «Судовождение» - то есть комплекса, определяющего нашу специальность.

Судовождение – это комплекс дисциплин, изучающих вопросы обеспечения безопасности мореплавания и управления судном. В этот комплекс входят такие дисциплины как:

Навигация, в задачу которой входит выбор безопасного и выгодного пути судна; следование этим выбранным путем на основании показаний приборов с учетом необходимых поправок к направлению движения судна и пройденному им расстоянию (счисление пути судна); контрольные определения места судна (обсервация) с помощью визуальных и радиолокационных наблюдений береговых объектов, различного вида радионавигационных систем, позволяющих определить место судна по неподвижным (береговые установки) или подвижным (искусственные спутники Земли) радиоизлучателям; анализ возможных ошибок в счислении пути и определении места судна с целью гарантии его безопасности.

Лоция, изучающая навигационные пособия и навигационное оборудование морских бассейнов.

Мореходная астрономия, изучает один из вопросов навигации – определение места судна по небесным светилам.

Технические средства судовождения, Радионавигационные приборы и системы, Электронавигационные устройства, Автоматизированные комплексы судов и Навигационные информационные системы (ECDIS) данные дисциплины изучают возможности счисления и определения места судна с помощью различных технических средств.

Управление судном, Теория и практика управления судном и Использование РЛС и САРП при расхождении судов изучают вопросы маневрирования судна в различных условиях плавания.

Основы несения штурманской вахты учат навыкам несения различных видов судоводительской вахты.

Гидрометеорология и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания изучают вопросы безопасности плавания с учетом гидрометеорологических факторов.

Навигация – точная наука, построенная на точной математической основе. Однако для того, чтобы быть хорошим судоводителем недостаточно хорошо знать теорию. Судоводитель должен обладать практическими навыками в использовании всей сложной навигационной техники и большим чувством ответственности. От его действий зачастую зависит судьба больших материальных ценностей и, что самое главное, жизнь людей.

Как видно из сказанного, дисциплина «Навигация и лоция» является одной из определяющих для будущей вашей профессии и является одной из важнейших дисциплин.

 

  1. Краткий исторический обзор развития судовождения.

Человека заставил выйти в море голод. Ему не хватало пищи на земле и он, для лова рыбы начал использовать первое попавшееся ему плавучее средство – корягу от дерева. Постепенно он научился делать лодки, затем сравнительно большие суда. С развитием цивилизации возникла необходимость в торговле. Судно, как транспортное средство предпочтительнее любой повозки и любого вьюка. Ему не нужны дороги и тропы, оно может перевозить больше груза, чем любая лошадь или верблюд. При плавании по морю не надо платить пошлины, пересекая границы различных государственных или племенных образований. Правда возникает риск потери судна от непогоды или действий пиратов. Но любое предприятие без риска невозможно. Так возникло регулярное мореплавание.

Говорить в это время о навигации, как науке нельзя. У нас в Европе первыми мореходами были финикийцы и критяне. Они передвигались на своих кораблях вдоль берега, ночевали на берегу, ставя корабли на якорь. По приказу египетского фараоны Нехо финикийцы осуществили плавание вокруг Африки за много веков до нашей эры. Дальше эстафету мореплавания подхватили греки. В это время уже появляются описания морских путей – предтечи нынешних лоций. Древнейшая дошедшая до нас лоция (переплюс) Черного моря была составлена в IV веке до н.э. К III веку до н.э. относится дошедшая до нас в копии карта Черного моря. Во II веке до н.э Клавдий Птоломей ввел термины для обозначения широты и долготы и применил географическую сетку для составления карт.

В средние века особого развития мореплавания не произошло.

Начиная со второй половины XI века до XV века началось бурное развитее мореплавания в Европе. Строятся большие парусные суда. Появились печатные морские карты, компас в кардановом подвесе, картушку компаса делят на 32 румба. Мореплаватели, наконец, оторвались от берега. Моряки всех «морских» наций устремились в море в поисках новых земель и новых богатств. Началась эпоха Великих географических открытий.

Можно сказать, что именно с этих времен появилась навигация как наука. На судах появились люди, которые знали навигацию и могли водить корабли у берегов и вдали от них. Причем это были отнюдь не капитаны. В то время капитан был администратор, зачастую владелец судна и груза, военный командир, но не судоводитель. На судне был специальный человек, который занимался судовождением. Его называли пилот (в Испании, Португалии, Англии), штурман (в Голландии). Только к XVII веку капитан стал и главным судоводителем.

Благодаря судовождению европейская цивилизация охватила весь земной шар. Недаром корабль называли и называют «колесницей цивилизации». Развитие мореплавания и географические открытия способствовали росту международной торговли. Многие нынешние экономически развитые страны построили свое благосостояние на морской торговле, т.е. в конечном итоге, на мореплавании.

В эпоху Великих географических открытий все экспедиции совершались вовсе не с научной целью. Мореплавателей в море вела нажива. Только в восемнадцатом веке первую научную морскую экспедицию совершил капитан Джеймс Кук.

Дальние плавания требовали серьезной научной подготовки. Появляются школы, где учат судовождению. Одну из первых основал на мысе Сагриш португальский принц Энрике (Генрих). Этот принц, который никогда не выходил в море, получил прозвище Мореплаватель (Навигатор) за покровительство мореплаванию.

Между тем, навигационные приборы, хотя и усовершенствуются, остаются те же: магнитный компас, хронометр, секстан, механический лаг. Место судно определяется в прибрежных районах с помощью береговых ориентиров, а в открытом море астрономическим путем. И тот и другой способы ограничиваются погодными условиями (видимость, освещенность). Только к половине XX века начинается перевооружение навигаторов. Появляются гирокомпас, гидродинамический лаг, радиопеленгатор, радиолокатор. Вводятся в действие радионавигационные системы. Качество судовождения и его уровень повышаются. С появлением новых технических средств появляются и новые приемы и способы судовождения.

Настоящая революция в судовождении произошла в 80-х годах прошлого века, когда была введены в строй Глобальная система определения места судна (Global position system GPS). С вводом этой системы появилась возможность точного определения места судна с минимальной дискретностью. Некоторые считают появление этой системы началом гибели специальности судоводителя как штурмана.

  1. Структура курса судовождения и последовательность его изучения.

Подготовка судоводителей осуществляется согласно требованиям, предъявляемым к такой подготовке Международной конвенцией по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 78 года (ПДНВ 78, STCW-78). Конвенция включает те минимальные международные требования, которым должна соответствовать подготовка судоводителя согласно международных норм. На основании этих требований разработаны национальные стандарты, регламентирующие подготовку судоводителей в Украине. Вообще существуют три уровня требований (стандартов) к подготовке: международные, национальные и требования судоходных копаний. Национальные требования не могут быть ниже международных, но могут быть гораздо строже их. Требования компаний не могут быть ниже национальных, но так же могут быть строже их. Национальные стандарты подготовки судоводителей в Украине отражены в следующих документах: Образовательно-квалификационной характеристике специальности (ОКХ) и Образовательно-профессиональной программе подготовки (ОПП). В них указаны тот минимум знаний и умений, которыми должен обладать судоводитель, перечень дисциплин для изучения и т.п.

Если рассматривать дисциплины, которые изучает студент, собирающийся стать судоводителем, то мы видим, что все они, за исключением может быть гуманитарного блока, являются базовыми для изучения двух дисциплин: «Навигация и лоция» и «Управление судном». Действительно профессия судоводителя заключается в том, чтобы провести судно путем выгоднейшим и безопаснейшим (Навигация и лоция) и уметь им управлять в различных условиях плавания (Управление судном).

Дисциплина «Навигация и лоция» включает 297 часов, из них 198 часов под руководством преподавателя. На первом курсе изучаются основные понятия о навигации и лоции. Зачет. На втором курсе изучают пособия для плавания, морские навигационные карты, навигационную прокладку. Дифференцированный зачет. На третьем курсе изучается прокладку с учетом дрейфа и течения, определение места судна различными способами. На четвертом курсе изучаются вопросы подготовки к рейсу и плавания судна в различных условиях. Экзамен.

  1. Навигационно-гидрографическая и океаническая терминология

Морская лоция есть часть науки судовождения – науки точной, не терпящей двойственности толкования понятий, которыми она оперирует. Это в полной мере относится к терминам, характеризующим различные условия плавания, навигационно-гидрографическую обстановку. Выработаны и официально действуют определенные стандарты в этой терминологии. Здесь невозможно привести их все, но часть, позволяющая профессионально понимать материал здесь приводится.

Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая все материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Океан(Ocean) – часть Мирового океана, расположенная среди материков, обладающая самостоятельной системой циркуляции вод и специфическими особенностями гидрологического режима.

Морем (sea)называется часть океана, впадающая в сушу или отделенная от океана островами или подводными возвышенностями и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим режимом и другими природными особенностями. Все моря делятся на три основные группы:

1) Внутренние моря глубоко вдаются в сушу и с океаном соединяются одним или несколькими проливами. Внутренние моря делятся на:

а. Внутриматериковые (Белое, Балтийское, Черное, Азовское)

б. Межматериковые (Карибское, Средиземное, Красное)

2) Окраинные моря - сравнительно неглубоко вдаются в сушу и отделены от океана либо большими полуостровами, либо грядами островов (Охотское, Японское).

3) Межостровные моря - моря, окруженные островами с приподнятыми подводными порогами между ними (Филиппинское, море Сулу).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мезосомы | Терминология морских пространств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.