Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоризм и его основные черты




Неоинституциоанальный вариант теории фирмы: сущность контрактной теории фирмы по Р. Коузу.

Характеристика неоклассической теории фирмы: представители, сущность, подход к определению фирмы.

Теория фирмы: альтернативные подходы

Исторически зафиксировано три школы неоклассиков: австрийская, лозаннская и англо-американская.

Представители австрийской школы - Карл Менгер, Фридрих Визер разработали маржиналистскую теорию, рассмотрели полезность одного блага в сравнении с другим, определили цену спроса и предложения. Согласно их теории в основе стоимости благ лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка. Считается, что поведение участников рынка всегда рационально. Таким образом, австрийские представители абстрагировались от трудовой теории стоимости и свели стоимостное определение вещей к их полезности. Они доказали, что полезность одной и той же вещи может быть различной, в зависимости от того, насколько насыщен рынок тем или иным товаром. Решающим значением для хозяйственной оценки выступает предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага. Если предельная полезность равна нулю или отрицательной величине, то данная вещь или благо перестает быть экономичным.

Наиболее яркими представителями лозаннской школы являются Леон Вальрас и Вильфредо Парето. Вальрас построил модель общего рыночного равновесия, Парето ввел функцию предпочтения и предложил математическую интерпретацию полезности, используя для этого кривые безразличия. Именно представители данной школы широко использовали дифференциальное и интегральное исчисление для иллюстрации различных рыночных ситуаций. Эту школу еще называли математической.

Англо-американская школа, ее представители Пол Самуэльсон, Альфред Маршал, Уильям Джевонс, Колин Кларк, развили математическую интерпритацию экономических процессов. С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма. Джевонс оперирует математическим понятием предельной полезности. Им выведено уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.

В основе неоклассической теории фирмы лежит тезис о том, что фирма представляет собой особого экономического субъекта на рынке, который осуществляет преобразование ресурсов (факторов производства) в экономические блага (товары и услуги), которые продаются на свободном рынке. Это предполагает рассмотрение производственной функции, которая выражает зависимость результатов производства от количества и качества затраченных факторов производства.

Поведение фирмы основано на выборе объемов и структуры привлекаемых ресурсов и производимой продукции. Поэтому целью фирмы является установление таких цен и объемов выпуска продукции, которые приносили бы максимальную прибыль. Прибыль выступает единственным фактором, способствующим результативности, эффективности производства, и именно она определяет все поведение фирмы на рынке.

Длительное время с точки зрения микроэкономического подхода фирма рассматривалась как “черный ящик”. Так А. Алчиан и С. Вудворт отмечают: «Когда-то организация кооперации различных видов экономической деятельности, которую мы называем фирмой, была черным ящиком. В этот ящик входили труд и капитал, а выходили продукты. Двигателем этого процесса выступала максимизация богатства, а управлялся он законами доходности»

Неоинституциональная теория признает, что фирма - организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей.

Обычно в рамках неоклассического анализа считалось, что основным средством координации является рыночный механизм, однако институционализм предположил, что рынок и фирма - это альтернативные формы экономической организации, поэтому трансакции могут быть организованы либо на рынке, либо в рамках иерархии (фирмы). Выбор определяется с учетом уровня трансакционных издержек. По Р.Коузу основной характеристикой фирмы следует считать замену ценового механизма внутренней организацией и директивное размещение ресурсов.

В рамках трансакционного подхода предлагается теория, объясняющая существование фирмы и ее границы посредством установления равновесия между издержками внутренней организации и внешней координации на рынке.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов.

При организации фирмы трансакционные издержки ниже, чем без нее, поэтому возникает фирма как особая организация. «Поведение» фирмы характеризуется особенностями заключения и исполнения контрактов с внешними организациями и работниками.

Итак, в рамках неоинституционального подхода фирма оценивается как совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней. Рынок трактуется как внешний контракт на производство какой-либо продукции, а фирма как внутренний контракт, т.е. фирма может покупать продукт посредством заключения соответствующего соглашения в другими контрагентами, или фирма может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения с работниками.

Центр этого направления экономической теории фирмы – объяснение существования и сосуществования форм делового сотрудничества, пределов роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля и др.

Таким образом, фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношений: трансакционные издержки и издержки контроля. Первые выступают издержками горизонтальных, равных взаимоотношений. Величина трансакционных издержек путем роста неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка, что предполагает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и оппортунистического поведения снимается развитием внутренних контрактов.

Однако осуществление внешних контрактов также необходимо. Рост фирмы предполагает рост численности ее персонала, что вызывает необходимость контролирующей инстанции. Начинают расти издержки контроля за степенью интенсивности труда отдельных работников, и чем крупнее фирма, тем, естественно, становятся выше издержки контроля. Поэтому на смену внутренним контрактам приходят внешние.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек: трансакционными, которые демонстрируют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, показывающими верхнюю границу, ее максимальные размеры.

Итак, институциональный и неоинституциональный подходы позволили рассматривать фирму уже как целостную организацию, а не просто технологическую систему; выделили субъектную структуру фирмы и описали систему интересов всех лиц, участвующих при принятии решений в фирме. Таким образом, данный методологический подход дал основание признавать сложную систему отношений как внутри, так вне фирмы, влияющую на ее поведенческие типы, организационную структуру и систему мотиваций, вознаграждений.

 

Бихевиоризм изначально возник как направление в психологии. Основатель бихевиоризма - Джон Б. Уотсон. В 20-е годы прошлого столетия бихевиоризм стал проникать в другие науки. Бихевиоризм в экономике – изучение психологических аспектов поведения потребителя в процессе выбора и покупки товара, выявление мотиваций и предпочтений потребителей. Согласно бихевиористскому подходу происходит отказ от предварительных гипотез. В изучении фирмы бихевиористы опираются на наблюдение за ее внешним поведением. В последствии, Герберт Саймон продолжил развитие бихевиоризма применительно к экономическим процессам. За разработку концепции экономического бихевиоризма он получил Нобелевскую премию. Главный смысл его концепции заключается в том, что структура организации и принятие внутриорганизационных решений рассматриваются с точки зрения группового кооперативного поведения. Решения в организации, таким образом, утверждаются ее членами совместно, а их способности к целесообразным действиям ограничиваются симпатиями, предубеждениями, личными стремлениями людей. В более поздних трудах Саймон развил концепцию принятия решений на микроэкономическом уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.