Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь как субъект правотворчества




Корпоративное правотворчество. Отношения, которые реаль­но или потенциально могут быть урегулированы нормами права и обеспечены возможностью государственного принуждения, существу­ют на разных уровнях, в том числе на централизованном (когда они регулируются правом, исходящим от государства) и на локальном, когда правовые по природе отношения существуют внутри различ­ных корпораций (групп людей) и не требуют государственного вме­шательства в процесс регулирования.

В последнем случае правообразующими субъектами являются различного рода корпорации. Можно выделить следующие особен­ности корпораций:

1) Социальной основой для существования корпораций являют­ся общие интересы людей. Объединяясь в сообщества (будь то транс­национальный концерн, общественная или религиозная организация, трудовой коллектив), они преследуют свои собственные интересы, которые, трансформируясь в общественные интересы, не совпада­ют с исходными частными интересами участников этих сообществ,

В этом смысле можно говорить об особом корпоративном интересе, который является самостоятельным по отношению к интересам уча­стников корпорации.

2) Социальные условия и факторы, объединяющие людей и иму­щество в корпорации ("субстрат корпорации"), могут быть как иму­щественными, так и неимущественными. Людей объединяет как об­щность имущества, так и общность целей и задач. В зависимости от целей и характера деятельности юридического лица превалирует тот или иной фактор, однако оба они (и обособленность имущества, и общность целей и задач) присутствуют так или иначе.

3) Участие корпорации в гражданском обороте, - это только часть социального назначения корпорации. Другая же часть - это орга­низационное оформление и отстаивание групповых интересов, ко­торые могут быть как частными, так и публичными. В силу этого обстоятельства и сами корпорации могут быть как частными, так и публичными.

4) Все корпорации обладают как общими, так и особенными при­знаками.

Общие признаки хорошо всем известны: это организационная и имущественная обособленность, способность выступать от своего имени, способность нести самостоятельную ответственность. Наря­ду с общими, существуют и особенные признаки. Так, для публично-правовых юридических лиц характерен особый порядок создания или признания (они создаются или признаются посредством акта органа государственной власти), особенный объем правоспособности, вклю­чающий в ряде случаев властные полномочия, осуществляемые юри­дическим лицом от имени государства, определяемый также актом компетентного государственного органа, особый порядок взаимоот­ношений этих корпораций с государством, характеризующийся эле­ментами равенства сторон. Публично-правовые корпорации могут также издавать делегированные государством нормативно-правовые акты, либо собственные правовые нормы, потенциальной возмож­ностью его принуждения.'

В романо-германском праве корпоративное право понимается как совокупность норм, создаваемых корпорациями, независимо от вида Деятельности, а также независимо от степени публичности этих об­разований. Однако и в данной правовой семье, как и в англо-амери­канском праве, существует тенденция ограничения корпоративного права производственно-хозяйственными рамками. Представляется, что это совсем не отражает реального положения дел, поскольку государственная опека деятельности даже коммерческих корпорации в романо-германской системе права заставляет признать, что наряду с частноправовым характером, приобретаю и публично-правовой.

Корпоративное право как социальное явление можно определить как систему правил поведения, разработанных различными кор­порациями для регулирования как своих внутренних отношений этих корпораций, так и отношений между этими корпорациями и иными внешними субъектами (другими корпораииям. частны­ми лицами, государством), выражающих волю данной корпора­ции (через ее руководящие органы или иные процедуры волеизъяв-ления членов корпорации), обеспеченных силой корпоративного. а в ряде случаев государственного принуждения.

Религия охватывает огромный спектр отношений как чисто рели­гиозных, так и тесно связанных с ними; эти отношения имеют раз­личный характер: в одних случаях это культово-богослужебные, в других - имущественные, в третьих - властно-иерархические (либо равноправные) отношения. Сфера же их существования весьма ши­рока и простирается от общесоциального (государственного) уров­ня,до различных частных вопросов (например, семейно-брачных, бытовых).

Существование столь обширной системы отношений просто не­возможно без соответствующего нормирования, упорядочения. Нор­мы, установленные различными религиями (вероисповедания) через свое официальное волеизъявление обязательные для их последова­телей, регулирующие отношения в сфере интересов этих вероиспо­веданий, - можно назвать религиозными нормами. Наряду с прочими, эти нормы выполняют функции стабилизации (а в ряде слу­чаев, дестабилизации) ситуации в обществе, обеспечения социализа­ции личности. Легитимация (обоснование, узаконение) существую­щих в обществе социальных связей и социальных норм (в том числе моральных и правовых).

Правотворчество в Церкви. Церковное правотворчество можно определить как процесс создания правовых норм в органически при­сущих им источниках для регулирования отношений, входящих в предмет церковного права.

Как бы мы ни относились к правомерности самого выделения в структуре права такого элемента как корпоративное право и все, что из этого вытекает, бесспорным является факт, что нормы церковного права являются автономными от государства и вытекают не из его воли, а из природы самой Церкви. Этот вывод начинают разделять уже и современные российские ученые. Так, один из крупнейших российских теоретиков права проф. А.В.Мицкевич говорит о том, что даже после петровских реформ правотворческая юрисдикция Церкви, хотя и была под сильным влиянием государства, однако пол­ностью не была уничтожена.1 Тем самым в принципе признается ав­тономность церковного правотворчества и церковного права от го­сударственной воли и государственной власти.

Это не значит, что государство вообще устраняется от участия в регулировании данной сферы отношений; однако именно Церковь как автономная публичная по самой своей природе корпорация, ре­шает, принимать ли данные государственные установления в каче­стве своих норм (как было в послеконстантиновскую эпоху), либо не включать их в число своих, и, тем самым, не обеспечивать силой корпоративного принуждения и авторитета.2

Таким образом, церковное правотворчество как вид корпоратив­ного правотворчества вообще, можно разделить на следующие виды:

1) прямое установление норм компетентным органом церковной власти (например, Вселенским или Поместным Собором, Синодом Поместной Автокефальной Церкви, правящим архиереем соответ­ствующей епархии и прочее);

2) санкционированное правотворчество, когда орган церковной власти поручает другому органу, в том числе государственному уре­гулировать данное отношение (например, при установлении и взи­мании государственных налогов на церковные нужды);

3) признание органом церковной власти внешней (например, го­сударственной) нормы в качестве нормы действующего церковного права.

* * *

Итак, современное понимание Церкви далеко от примитивных представлений о ней как о некоем эклектичном и архаистическом образовании. Церковь - это по самой своей природе публичная кор­порация особого рода, обладающая возможностями для поощрения и наказания своих членов, для правотворческой деятельности, выс­тупающая во многих, порой публично-правовых отношениях как равноправный контрагент государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.