Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или




И одно или несколько технических устройств;

Цель и задачи инженерной психологии

Цель, задачи, предмет и объект инженерной психологии, ее основные проблемы.

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина» (СЧМ). Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека. Человек– это

субъект труда, а машина – это орудие труда. Таким образом, предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействии человека и техники.

 

Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает пульты (панели) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора. Таким образом, конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологии.

 

Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью

человека – с другой, возникающих в процессе развития производства.

 

Основными задачами инженерной психологи являются:

1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение

структуры и классификация деятельности оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации

человеком-оператором, которое включает: прием

информации, переработку информации, принятие решения,

осуществление управляющих воздействий.

3. Разработка принципов построения рабочих мест

операторов.

4. Изучение влияния психологических факторов на

эффективность СЧМ.

5. Разработка принципов и методов профессиональной

подготовки операторов в СЧМ, которая включает:

профессиональный отбор, обучение, тренировку,

формирование коллектива.

6. Инженерно-психологическое проектирование и

оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей и при ее

реализации используются результаты, полученные при

решении всех предыдущих задач.

7. Определение экономического эффекта инженерно-

психологических разработок.

Рассмотренные задачи решаются как на этапе

проектирования, так и на этапе эксплуатации СЧМ.

В более конкретном плане проблематика инженерной

психологии может быть разделена на ряд направлений:

– методологическое;

– психофизиологическое;

– системотехническое;

– эксплуатационное.

Методологическое:

– определение предметов и целей исследований;

– разработка методов исследований;

– разработка принципов исследований;

– установление места инженерной психологии в

системе наук.

Психофизиологическое:

– изучение характера оператора;

– анализ деятельности оператора;

– оценка характеристик выполнения отдельных

действий;

– изучение состояний оператора.

Системотехническое:

– разработка принципов построения элементов СЧМ;

– проектирование и оценка СЧМ;

– разработка принципов организации СЧМ;

– оценка надежности и эффективности СЧМ.

Эксплуатационное:

– профессиональная подготовка операторов;

– психологическое обеспечение научной

организации труда;

– организация групповой деятельности операторов;

– разработка методов повышения работоспособности

операторов.

Рассмотренная классификация наглядно показывает, по

каким направлениям происходит решение стоящих перед

инженерной психологией задач.

С инженерной психологией тесно связана эргономика.__

2. Система «человек-машина» – центральный объект и категория инженерной психологии.

Под системой в общей теории систем (системологии) понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из них является степень участия человека в работе системы. С этой точки зрения различают автоматические и автоматизированные системы. Работа автоматическойсистемы осуществляется без участия человека. В работе автоматизированной системы принимают участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему «Человек - машина». На практике применяются самые разнообразные виды систем «Человек - машина». Основой их классификации

могут являться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристикичеловеческого звена, тип и структура машинного звена,тип взаимодействия компонентов системы (человека имашины).

1. Целевое назначение системы оказывает

определяющее влияние на многие ее характеристики и

поэтому является исходным признаком. По целевому

назначению можно выделить следующие классы систем:

– управляющие, в которых основной задачей человека

является управление машиной (или комплексом);

– обслуживающие, в которых человек контролирует

состояние машинной системы, ищет неисправности,

производит наладку, настройку, ремонт и т. п.;

– обучающие, т. е. вырабатывающие у человека

определенные навыки (технические средства обучения,

тренажеры и т. п.);

– информационные, обеспечивающие поиск, накопление

или получение необходимой для человека информации

(радиолокационные, телевизионные, документальные

системы, системы радио- и проводной связи и др.);

– исследовательские, используемые при анализе тех

или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий

(моделирующие установки, макеты, научно-

исследовательские приборы и установки).

Особенность управляющих и обслуживающих систем

заключается в том, что объектом целенаправленных

воздействий в них является машинный компонент системы. В

обучающих и информационных системах направление

воздействий противоположное, то есть на человека. В

исследовательских системах воздействие имеет и ту, и

другую направленность.

2. По признаку характеристики человеческого звена

можно выделить два класса СЧМ:

– моносистемы, в состав которых входит один человек

– полисистемы, в состав которых входит некоторый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.