Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государства. Под формой государства понимается организация государственной власти, устройства государства в целом




Под формой государства понимается организация государственной власти, устройства государства в целом.

Оно включает в себя три института: форму правления, государственный режим, государственно-территориальное устройство.

Форма правления показывает способ получения главой государства своих полномочий и их объем. Различают следующие, исторически сложившиеся формы правления: монархия и республика.

Монархия (гр. Происхождение – единовластие)– это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получившее свои полномочия в порядке престолонаследия.

Монархия характеризуется следующими основными признаками: - главой государства является монарх; - власть монарха передается по наследству или династически; - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

В настоящее время монархические формы правления существуют:

- в Европе: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция;

- в Азии – Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония;

- в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд.

В зависимости от объема полномочий главы государства (монарха) различают следующие формы монархий:

а) абсолютная монархия, ее признаки: у монарха сосредоточены все полномочия государственной власти, монарх формирует и контролирует правительство, монарх источник всякого права, монарх – главнокомандующий всеми силовыми структурами, монарх единолично представляет государство на внутренней и вешней арене, монарх не несет ответственности перед кем бы о ни было (Бахрей, Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ). Примером может служить Россия в ХУ11-ХУ11 веках

б) ограниченная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным Ораном – парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, ельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерлады, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Монако и др). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.

- дуалистическая (конституционная – формально ограниченная монархия) – Марокко, Иордания, Кувейт, Иордания, Непал др. Царская Россия с 1906 по 1917 гг. В дуалистических монархиях в руках монарха сосредоточены большие полномочия в сфере государственной власти. Это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Ее признаки:

- появление законосовещательного органа и избирательных партий;

- монарх вправе налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом;

- правительство формируется монархом независимо от партийного состава парламента и подконтрольно ему, он вправе его отправить в отставку;

- монарх формирует верхнюю палату парламента и руководит ее работой;

-монарх является главнокомандующим вооруженными силами.

В) парламентская (абсолютно ограниченная монархия – власть монарха ограничена парламентом), ее признаки:

- источником права является избранный населением парламент;

- правительство формирует партия (коалиция) парламентского большинства;

-правительство ответственно перед парламентом;

- в некоторых странах – глава государства является главнокомандующим в случае войны (Дания, Испания).

- властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принимает послов, помилует, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т.д.)

(Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). С одной стороны сохранение монархий в европейских государствах – дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные функции, представительские функции. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

В наше время в нашей стране в последнее время стала актуальной тема восстановление монархии в России. Некоторые ученые утверждают, что это невозможно по двум причинам. Во-первых, утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране. Во-вторых, что очень важно, сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии.

 

2. Республика – это такая форма правления, при которой глава государства получает полномочия, как правило, путем всеобщих выборов и на ограниченный срок. В зависимости от объема полномочий главы государства различают следующие формы республик:

а) суперпрезидентская республика, ее признаки:

- президент формирует и контролирует правительство вплоть до отставки;

- президент определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- президент обладает правом «вето» на принятые парламентом законы и является источником этого права;

- президент назначает всех должностных лиц, кроме выборных, в т.ч. командиров воинских частей соединений, дипломатов, судей, вплоть до районных;

- президент представляет государство внутри и вне государства

- президент – главнокомандующий всеми силовыми структурами (Россия, Белоруссия, азиатские республики бывшего СССР, большинство стран Африки).

Некоторые ученые считают, что суперпрезидентские республики создаются в переходные периоды от тоталитаризма к демократии в государствах с мощными деспотическими традициями и со слабой политической культурой.

 

б) президентские республики, ее признаки:

- - появляется разделение властей;

- парламент приобретает автономию, о есть никто не может прекратить его деятельности;

- президент возглавляет подконтрольное ему правительство, состав которого, по его представлению, утверждается парламентом;

- глава государства главнокомандующий вооруженными силами;

- он представляет государство вне страны (США, Аргентина, Бразилия, Мексика и другие страны Латинской Америки, а также Филиппины).

 

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государство, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органам государственной власти.

Формы: 1 ) унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки: - одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

- одна конституция, одна систем законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы;

- составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные органы, не обладающие признаками суверенитета.

2 ) федерация представляет собой добровольно объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство.

Признаки: две системы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- субъекты федерации имеют собственные войсковые формирования,

- территория государства состоит из территорий отдельных ее субъектов;

- федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы;

- основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

3 ) Конфедерация – то объединение государств как правил, на договорной основе для достижения определенных целей (политических, военных, экономических)– союзы суверенных государств.

Например, страны Европейского союза, объединяясь преследуют прежде всего экономические и политические цели – обеспечение наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества. Обладает определенными признакам конфедерации.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

Конфедерация носит в основном временный характер (исторический факт). История знает несколько примеров конфедерации. Союз Севера с Югом после Гражданской войны в США с 1776 по 1787 гг., союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 гг.

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форм объединения государств (СНГ). Содружество, так же как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.

Истории известна и такая форма государственного устройства, как империя,- сложное государство, созданное в основном насильственны путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали в глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Государственный (политический) режим отражает способ осуществления государственной власти. Представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т.е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Виды государственного режима: 1 ) демократический – (признаки) – гарантированность прав и свобод, наличие системы разделение властей, верховенство права, независимость правосудия, действие свободной прессы, множества партий и других политических объединений, равенство всех перед законом, многообразие форм собственности, свобода экономической и предпринимательской деятельности.

2) недемократический – Признаки: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от принципа разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с государственным аппаратом, ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

 

Гражданское общество и правовое государство.

 

Гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Основные элементы гражданского общества: незыблемость прав и свобод человека, цивилизованная правовая власть, развитие самоуправления, свободы труда и предпринимательской деятельности, разнообразие и равенство прав собственности, идеологическое многообразие и свобода информации.

Гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Г.Гроция, Б.Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежат идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и сводами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, институт защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность:

- приоритет права во всех сферах общественной жизни;

- гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;

- взаимную ответственность государства и личности;

- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;

- осуществление конституционного надзора только судом.

Одна из важнейших черт правового государства – характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране.

 

Принципы правового государства:

Принцип приоритета права над властью. Подчинившись закону государство превращается в один из субъектов права. Другими словами должен существовать в правом государстве абсолютный приоритет права. Сергей Ковалев в вышеупомянутой статье указывает следующее: «Совершенно ясно, что державная идеология в корне противоречит основному принципу современного государства – приоритету права. Между тем современное сильное государство может быть только правовым. Всякая попытка всякой власти встать над законом именуется в таком государстве произволом и является антигосударственным деяниям. Никаких изъятий, никаких ссылок на высшие интересы государства (страны, народа) это правило не допускает. Понятно, что пока наше национальное сознание, наша внутренняя и внешняя политика не избавились о комплекса державности, ни о каком соблюдении прав человека».

- принцип народного суверенитета. Конституции РФ этот принцип изложен следующим образом: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»;

- принцип равноправия государства и личности;

И. Кант четко изложил этот принцип: «Гражданин должен обладать то же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину».

- принцип неприкосновенности личности: презумпция невиновности, задержание лишь при наличии оснований и при соблюдение процедуры; неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу обвиняемого, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

- принцип верховенства закона

Означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу.

- принцип независимости судебной власти;

Основная задача суда – охрана прав и свод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений Правосудие – высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан. Суд выступает гарантом прав личности. Судопроизводство должно быть основано на гласности состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных. Конституция закрепляет принцип независимости, несменяемости и подчинения судьи только закону. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

- принцип разделения властей;

Суть этого принципа – разделение властей, в том, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенты, исполнительная правительству судебная – суду. Необходима заметить, что теория разделения властей далеко не новая. Ее суть состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность использования одними классами или группами людей во вред другим. Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Монтескье, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в том направлении, пока е достигнет положенного ему предела. А в пределе – кто бы это мог подумать! – нуждается и сама добродетель». Чтобы не было злоупотребления властью, делает вывод мыслитель, «необходим такой порядок вещей, при котором различны власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».); реальная гарантированность прав и свобод.

 

- принцип всеобщего избирательного права означает, что выборы должны быть направлены на выявление подлинного волеизъявления граждан.

 

 


[1] Е.Н.Трубецкой Энциклопедия права. Юридический институт (Санкт-Петербург), 1998. С.161

[2] Там же. С.161.

[3] Там же. С.162.

[4] Там же. С.167.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.