Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенность лекарственных средств как товаров




В большинстве стран лекарственный рынок более других регулируется государством. Причина состоит в том, что лекарственные средства существенным образом отличаются от других товаров.Отличие лекарственного препарата состоит в том, что его дефект является, ка правило, скрытым.

Рассмотрим важнейшие из этих отличий:

- Потребитель не сам принимает решение о покупке лекарства (рецептурные препараты);

- Ни врач, принимающий такое решение, ни сам потребитель, не могут оценить качество в широком смысле слова, т.е. потребительские свойства предлагаемых к продаже лекарств. Вместе с тем дефекты качества могут резко снизить терапевтическую ценность препаратов и даже угрожать здоровью и самой жизни потребителя.

- Врач, принимающий решение о покупке лекарства, не оплачивает его.

- При повышении цен на лекарственном рынке спрос снижается слабо.

 

Как известно, всесторонняя оценка терапевтической или профилактической ценности ЛС, т.е. их эффективности и относительной безопасности (безвредности), проводится в отношении новых препаратов до начала их полномасштабного производства. Приемлемость же серийной продукции проверяется по показателям качества, т.е. по косвенным, техническим характеристикам, изложенным в фармакопейных или иных официальных стандартах. В отношении других потребительских товаров проверка приемлемости серийной продукции связана, хотя бы частично, с прямым определением потребительских качеств.

Приобретая лекарство, потребитель чаще всего не может защитить себя от потенциально опасного для здоровья и жизни товара, если таковой ему будет предложен. Он практически лишен возможности выбрать из имеющихся в продаже аналогичных товаров оптимальный для себя вариант по соотношению качество/цена. Во многих случаях он также не может воздержаться от покупки, если не находит подходящий по этому показателю товар.

 

Как правило, к лекарствам неприменимы современные способы разрешения конфликтов,

возникающих в результате выработки и реализации дефектной продукции, например, гарантийное обслуживание (потребитель не может его «отремонтировать» или поменять на другой, бездефектный (за редким исключением). Практически исключена возможность официальной реализации по сниженным ценам нестандартных лекарств, препаратов с истекшим или истекающим сроком годности.

Еще одной особенностью ЛС является то, что основной вид контроля качества ЛС – разрушающий. Сплошной 100% контроль ЛС неразрушающими методами невозможен. Проверенная единица продукции –таблетка или флакон, уже не могут использоваться. Поэтому контроль серии ЛС ведется по ограниченной выборке из всей серии. Можно увеличить процент проверяемых единиц продукции, но это не меняет дела в принципе: все равно опасность выпуска дефектной продукции будет высока. Если организовать сплошной, 100% контроль, то все предприятия будут работать только на контроль, без реализации продукции. По этой причине не только потребтитель, но и производитель заинтересованы в том, чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму вероятность изготовления некачественных лекарств.

Исходя из этих соображений во многих развитых странах лекарственный рынок регулируется, прежде всего с целью обеспечить безопасность и эффективность обращающихся на нем препаратов, приемлемый уровень их качества.

Цель и задачи GMP.

Good Manufacturing Practices (GMP) – надлежащая производственная практика – это единая система требований по организации производства и контролю качества лекарственных средств от начала переработки сырья до получения готовых продуктов, включая общие требования к помещениям, оборудованию, персоналу и т. д.

Суть GMP - это обеспечить производство препарата в соответствии с требованиями, установленными при разработке этого препарата и в соответствии с требованиями органа, регистрирующего препарат. Это осуществляется как контролем качества препарата, так и контролем процесса его производства.

Идея GMP- заложить качество продукции на этапе разработки и производства, так организовать процесс, чтобы выпуск недоброкачественной продукции был исключен. Это руководство к действию по обеспечению безопасности ЛС на стадии производства.

Должны быть исключены перепутывание материалов и продукции, попадание в них посторонних веществ, использование негодных материалов и. т.п. Эту задачу решают правила GMP.

Цель GMP – построить производство так, чтобы была гарантия:

- соответствия состава ЛС установленным требованиям;

- отсутствия в нем загрязнений;

- правильности маркировки;

- неизменности состава продукции в течение срока годности.

К примеру, для стерильной продукции необходимы высокоэффективные процессы стерилизации и обеспечение чистоты при производстве, при которых гарантируется стерильность всей продукции, и ни один из потребителей не получит с инъекцией дозу микроорганизмов. Эти требования распространяются на производство лекарственных средств как для человека, так и для животных.

 

К настоящему времени правила GMP, относящиеся к ним стандарты и руководства образуют комплекс нормативной документации, позволяющий создавать и эксплуатировать производства, обеспечивая безопасность лекарственных средств и соответствие их своему назначению.

Впервые правила GMP были разработаны и введены в США в 1963 г. с целью обеспечения гарантированного качества выпускаемых лекарственных препаратов. В 1969 г. ВОЗ разработала международные правила GMP, и их подписали 8 стран. В настоящее время в 25 странах мира введены национальные правила GMP.

В 1991 г. Комиссией Европейского союза (ЕС) были приняты директивы, излагающие принципы и руководящие указания касательно надлежащего производства лекарственных препаратов, предназначенных для применения в медицине и ветеринарии.

В этих директивах надлежащая производственная практика была ратифицирована как неотъемлемая часть национальных систем обеспечения качества лекарственных препаратов в странах–членах ЕС.

Директивы установили основные принципы GMP в отношении следующих сторон производства лекарственных средств:

1. Управление персоналом.

2. Персонал.

3. Помещения и оборудование.

4. Документация.

5. Производство.

6. Контроль качества.

7. Работы по контракту.

8. Рекламации и отзыв продукции.

9. Самоинспекция.

 

Основополагающий принцип GMP заключается в том, что производитель лекарственных средств должен создать и внедрить эффективную систему обеспечения качества, включая активное участие дирекции и всего персонала.

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством.

Стандарт GMP предназначен для построения систем качества на предприятиях, которые производят лекарственные средства.

1. Управление качеством. Раздел содержит изложение фундаментальной концепции системы обеспечения качества при производстве лекарственных средств, которая более детально рассмотрена в последующих разделах.

2. Персонал. Штат предприятия должен быть укомплектован достаточным количеством персонала, который способен на должном уровне решать все задачи, находящиеся в сфере ответственности предприятия.

3. Помещение и оборудование необходимо проектировать, располагать, конструировать, оснащать, приспосабливать, а также содержать и обслуживать таким образом, чтобы они соответствовали своему назначению и были пригодны для предусмотренных работ. Их размер, конструкция и расположение должны сводить к минимуму риск ошибок при производстве и обеспечивать возможность проведения эффективной уборки и эксплуатации с целью исключения перекрестной контаминации, накопления пыли, а также иных загрязнений, которые могут отрицательно повлиять на качество продукции.

Если расположение помещений и технический уровень оборудования при производстве не обеспечивают качество продукции, то требуется их модификация.

4. Документация должна регламентировать все аспекты производства и контроля качества лекарственных препаратов.

5. Производство лекарственных средств должно осуществляться по технологическим регламентам с учетом принципов и правил надлежащей производственной практики, что необходимо для получения готовой продукции требуемого качества в соответствии с регистрационной и лицензионной документацией. Необходимыми условиями производства являются производственный контроль и валидация.

Валидация – это экспертная оценка и представление документально оформляемых объективных доказательств в соответствии с принципами GMP, которые подтверждают, что любые объекты действительно соответствуют своему назначению и установленным требованиям, а их использование ведет к ожидаемым результатам.

6. Контроль качества включает работы, связанные с отбором проб, нормативной документацией (спецификациями) и испытаниями, а также с методиками организации этих работ, их документированием и выдачей в установленном порядке разрешений, которые гарантируют, что все необходимые соответствующие испытания действительно проведены. Исходное сырье, материалы, полупродукты и промежуточная продукция не разрешаются для использования, а готовая продукция не допускается к реализации до тех пор, пока их качество не будет признано удовлетворительным. Основным требованием к контролю качества является его независимость от производства.

7. Работы по контракту. При анализе контракта все условия производства и испытаний должны быть четко и всесторонне определены, согласованы и проконтролированы во избежание недоразумений и несоответствий, которые могут стать причиной неудовлетворительного качества продукции, выполняемых работ или испытаний. Требуется наличие письменного контракта (договора), который заключается в установленном порядке между юридическими лицами, именуемыми соответственно Заказчиком и Исполнителем. Договор должен иметь юридическую силу, и в нем следует однозначно определять права и обязанности каждой из сторон, в частности соблюдение правил GMP. В контракте необходимо четко определить порядок выдачи уполномоченным лицом разрешения на реализацию каждой серии, продукции или сертификата качества.

8. Рекламация и отзыв продукции. Все рекламации и другая информация относительно несоответствия качества потенциально бракованной продукции должны тщательно проверяться в соответствии со стандартной рабочей методикой. На предприятии–производителе должна быть организована система, позволяющая, при необходимости быстро и эффективно отзывать реализованную продукцию, у которой установлены или предполагаются дефекты качества.

9. Самоинспекция. На предприятии должны осуществляться самоинспекция и аудит качества, назначение которых состоит во всестороннем надзоре за выполнением правил GMP и при необходимости в выработке рекомендации по проведению предупреждающих и корректирующих действий.

Отечественные фармацевтические предприятия должны перейти на работу по правилам GMP не позднее 1 января 2014 года - это предусмотрено Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств».

При этом в настоящее время базовым документом по GMP для фармотрасли остается проект Правил GMP, являющийся сокращенной версией «Руководства Европейского союза по GMP». Практически ни у кого не вызывает возражений то, что время гармонизации российских стандартов качества с международно признанными правилами GMP уже настало. Но в то же время ясно, что требуется переходный период, поскольку не все российские фармпроизводители готовы инвестировать в модернизацию своих производственных мощностей. Именно в гармонизации стандартов GMP видится основной вектор модернизационного развития отечественной фармацевтической промышленности. В настоящее время основную координирующую роль в процессе внедрения GMP в фармотрасли исполняет Министерство промышленности и торговли РФ. И, безусловно, важным компонентом здесь является экспертная поддержка. Чтобы ускорить подготовку проекта отечественных правил, в 2011 году была сформирована межведомственная рабочая группа, состоящая из специалистов, которые имеют необходимый опыт и знания в этой области, в том числе и международный. Основная задача рабочей группы - информационная и экспертная поддержка минпромторга в доработке проекта, гармонизированного с нормативами, признанными на европейском уровне, и с использованием контактов с международными профильными организациями ВОЗ, FIP, ICH, PIC/S.

Еще одна важная задача - обеспечить применение принципов GMP учеными и специалистами, участвующими в создании и разработке новых препаратов. Речь идет о современных требованиях к технологии производства препаратов и процедурам контроля их качества, к организации масштабирования процессов. При этом должны учитываться положения признанных на международном уровне руководств по фармацевтической разработке, управлению рисками в сфере качества ЛС и др. По оценкам некоторых специалистов, узким местом отечественного фармпрома является не столько нехватка производственных площадок, оборудованных по правилам GMP, сколько почти полное отсутствие собственных технологических процессов, отвечающих этим требованиям.

 

Важнейшим аспектом внедрения правил GMP является гуманитарный - понимание того, что в России потребитель достоин того, чтобы пользоваться безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами отечественного производства, отвечающими к тому же покупательным возможностям. В то же время работа по правилам GMP позволяет производителям повысить конкурентоспособность своих препаратов как на внутреннем, так и на мировом рынках, увеличить экспортный потенциал, участвовать в международном разделении труда, что предусмотрено проектом федеральной целевой программы (ФЦП). Для отечественного фармпроизводства это представляется крайне актуальным.


Официальные руководства по GMP

Официальные руководства составляют юридическую и содержательную базу правил GMP и служат важным справочным материалом при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий отрасли. Они используются в качестве учебных и методических пособий для работников предприятий и государственных инспекторов. Эти правила являются также основой предложенной ВОЗ международной системы удостоверения (сертификации) качества импортируемых лекарств.

 

В настоящее время наиболее известны следующие официальные руководства по GMP:

- правила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1992 г. (с последующими дополнениями);

- правила Европейского экономического сообщества/Европейского союза (ЕС) 1989-93 гг. (с последующими дополнениями и изменениями);

- правила Конвенции по фармацевтической инспекции (PIC) 1991 г. (с последующими дополнениями);

- требования Администрации по пищевым и лекарственным продуктам США (FDA) 1978 г. (с последующими дополнениями и изменениями).

Отечественный документ «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)», ОСТ 42-510-98 был утвержден в 1998 г. С 1 января 2010 года вступил в действие ГОСТ Р 52249-2009 Правила производства и контроля качества лекарственных средств, который распространяется на все виды лекарственных средств и устанавливает общие требования к их производству и контролю качества, а также специальные требования к производству активных фармацевтических субстанций и отдельных видов лекарственных средств.

Существенным элементом официальных руководств является определение понятия GMP. Наиболее общепринятым следует считать определения ВОЗ:

«GMP – часть [концепция] Обеспечения качества, гарантирующая последовательную выработку и контроль продуктов по стандартам качества, соответствующим их применению [по назначению] и требованиям регистрационного досье». (Примерный перевод из руководства по GMP ВОЗ, Серия технических докладов ВОЗ 823, 1992).

Однако, например, в США GMP определяется несколько иначе, как «Совокупность помещений, систем, процедур и контроля, которая обеспечивает согласованный процесс производства продукции в соответствии со стандартами качества, надлежащими для планируемого использования продукции, и в соответствии с требованиями, содержащимися в разрешении на продажу». (Из материалов Российско-американского симпозиума по GMP, Москва, 1996 г.)

Одно из последних определений GMP, отражающее как европейскую, так и американскую трактовки, содержится в материалах соглашений между ЕС и США о взаимном признании инспекционных отчетов:

«GMP – часть [концепция] Обеспечения качества, гарантирующая последовательную выработку и контроль продуктов по стандартам качества. Для целей настоящего приложения правила GMP включают систему, в соответствии с которой производитель получает спецификации продукта и/или процесса из регистрационных материалов и обеспечивает изготовление продукта в соответствии с этими спецификациями». (Отраслевой приложение к Рамочному соглашению между Евросоюзом и США о взаимном признании требований, 1999 г.).

Как видно из сопоставления всех трех требований, в центре понятия GMP стоит положение о том, что производство осуществляется по технологической и нормативной документации, заложенной в регистрационные материалы.

Нормативно-техническая документация (НТД) на лекарственные препараты, лекарственное растительное сырье и изделия медицинской техники подразделяется на следующие категории:

1. Технологические регламенты.

2. Государственная фармакопея (ГФ).

3. Фармакопейные статьи (ФС).

4. Временные фармакопейные статьи (ВФС).

5. Государственные стандарты (ГОСТ).

6. Отраслевые стандарты (ОСТ).

7. Технические условия (ТУ).

8. Руководящий нормативный документ (РД) – инструкции, методические указания и т. д.

9. Производственные и технологические инструкции.

Коротко о требованиях самого стандарта GMP

Производственные процессы четко определены и контролируемы. Все критические процессы прошли валидацию, чтобы гарантировать стабильность и соответствие спецификациям.

Любые изменения в производственных процессах контролируемы и проходят оценку последствий перед осуществлением. Изменения, которые могут повлиять на качество, проходят валидацию.

Инструкции и процедуры описываются в документации ясным и недвусмысленным языком.

Работники организации проходят обучение выполнению процедур и их документированию.

Во время производства ведутся записи, вручную и автоматически, которые демонстрируют выполнение всех требуемых документацией этапов и соответствие количества и качества лекарственного препарата. Отклонения расследуются и документируются.

Документация производства (включая распространение препарата), которая позволяет отследить полную историю создания партии препарата, должна храниться в доступной форме.

Дистрибуция лекарства должна осуществляться в такой форме, которая минимизирует риски качества препарата.

На предприятии должна быть система отзыва любой партии лекарства из продажи или хранения.

Рекламации должны быть расследованы, причины рекламаций установлены, соответствующие корректирующие и предупредительные действия должны быть предприняты для предотвращения повторения проблемы.

 

Основные понятия и определения в области GMP.

Фармацевтический продукт - ГЛС промышленного изготовления, выпущенное в характерном оформлении (упаковка, маркировка)

Качество фармацевтического продукта

- пригодность к предназначенному применению

- соответствие всем положениям регистрационного досье

- соответствие всем официальным требованиям

Обеспечение качества фармацевтического продукта - комплексный и профилактический подход к управлению качеством.

 

Комплекс мер по обеспечению эффективности и безопасности фармацевтических продуктов, а также их соответствия официальным требованиям по показателям качества для краткости часто именуется «системой обеспечения качества». На национальном уровне такая система включает фармацевтическое законодательство, порядок регистрации продуктов и лизензирования предприятий по производству, импорту, оптовой и розничной торговле, фармакопею, лабораторную службу (независимые от производства контрольно-аналитические лаборатории, центры), инспекторат, программу мониторинга неблагоприятных реакций лекарств. На уровне производственного предприятия, интегрированного с научными исследованиями, центральным элементом системы обеспечения качества является GMP. По аналогии с другими отраслями для обозначения этих элементов употребляется также термин «Управление качеством».

В последние десятилетия содержание понятия «Качество фармацевтических продуктов» расширилось. Если раньше оно сводилось, в основном, к соответствию фармакопейным или иным официальным стандартам, то в настоящее время под качеством фармацевтических продуктов понимают их соответствие всем условиям регистрации по прописи, условиям изготовления (технология, производственная площадка, кадры) и свойствам. Лишь в этом случае можно рассчитывать на то, каждый лекарственный препарат вызовет предсказуемый терапевтический или профилактический эффект.

 

Различия между понятиями Обеспечение качества и Контроль качества.

Конечный результат Контроля качества сводится к отделению плохой части продукции от хорошей. Контроль качества всегда обращен в прошлое. Обеспечение качества, полностью включая в себя понятие Контроль качества, в виде одного, не самого главного компонента, нацелено на профилактику дефектов на основе комплексного подхода, и потому обращено в основном в будущее.

Согласно современным представлениям, необходимые потребительские свойства фармацевтических продуктов (качество, эффективность, безопасность) создаются в ходе их разработки и испытаний, с соблюдением правил GLP и GCP, фиксируются актом их регистрации в соответствии с определенными правилами. В процессе серийного производства эти свойства поддерживаются посредством соблюдения правил GMP, а также государственного инспектирования и сохраняются в сети распределения товаров благодаря следованию правилам GDP и GPP. На каждом этапе создания, изготовления и распределения лекарств принимаются специфические для этого этапа меры по недопущению ошибок и отклонений в работе, способных отрицательно повлиять на качество. Таким образом, можно говорить о цепочке обеспечения качества, охватывающей весь жизненный цикл лекарственного продукта, сутью которой является непрерывность.

Как показывает опыт индустриальных стран, успехи фармацевтической промышленности в разработке и введении в практику новых эффективных препаратов и расширении их сбыта во многом связаны со строгим соблюдением требований, заложенных в эти кодексы.

Что такое качество: существует множество различных определений (новые и старые, отраслевые, зависящие от этапа жизненного цикла продукта и т.п.).

Согласно Федеральному Закону «О лекарственных средствах»: качество лекарственных средств – «это соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств». Документ ICH Q6A определяет понятие качества как «пригодность лекарственной субстанции или лекарственного продукта к предназначенному применению». Определение качества по материалам FDA США:

- пригодность к применению по назначению (безопасность, эффективность, доступность)

- устойчивость характеристик процессов и продукции

- научные знания о процессах и продуктах

- соответствие ожиданиям потребителя

Конкретное содержание понятия «качество» зависит от уровня системы. Для завода это GMP, для фирмы, разрабатывающей оригинальные препараты, сюда будет входить также GCP и GLP, в системе распределения - это GDP и GPP, на государственном уровне - все элементы контрольно-разрешительной системы.

Этапы жизненного цикла фармацевтического продукта:

Фармацевтическая разработка (Фармпромышленность, 2/2007, с. 3-34)

- Изучение субстанций

- Разработка прописи (состава)

- Разработка технологии

- Разработка аналитических методик




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.