Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Психология как наука




Дополнительная литература

Основная литература

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.,1997

2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. - М.,1989

3. Войшвилло Е.К. Символическая логика: классическая и релевантная. - М.,1989

4. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М.,1994

5. Ивлев Ю.В. Логика. - М.,1997

6. Ивлев Ю.В. Модальная логика. - М.,1991

7. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. - М.,1978 Карнап Р. Значение и необходимость. - М.,1959

8. Карнап Р. Философские основания физики. - М.,1971

9. Карпенко А.С. Пропозициональная многозначная логика. - М., 1986

10. Костюк В.Н. Элементы модальной логики. - Киев,1978 Мендельсон Э. Введение в математическую логику. - М.,1984

11. Поварнин С.И. Искусство спора. - М.,1992

Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. - М.,1990

 

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.,1991

2. Аристотель Соч. в 4-х т. Т. 2. - М.,1978

3. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М.,1991

4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. - М.,1988

5. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. - М.,1978

6. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М.,1981

7. Берка К. Измерения. - М.,1987

8. Бессонов А.В. Теория объектов в логике. - Новосибирск,1987

9. Блинов А.Л., Петров В.В. Элементы логики действий. - М.,1991

10. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. - Л.,1988

11. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. - М.,1984

12. Васильев Н.А. Воображаемая логика. - М.,1989 Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. - М.,1960

13. Войшвилло Е.К. Философско-методологические аспекты релевантной логики. - М.,1988

14. Фон Вригт Г.-Х. Логические исследования. - М.,1986

15. Горский Д.П. Определение. - М.,1984 Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. - М.,1991

16. Гейтинг А. Интуиционизм. - М.,1975

17. Джини К. Логика в статистике. - М.,1973 Ершов Ю.А.,

18. Палютин Е.А. Математическая логика. - М.,1987

19. Ивин А.А. Логика норм. - М.,1973

20. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.,1970

21. Индуктивная логика и формирование научного знания. - М.,1987 Исследования по логике научного познания. - М.,1990

22. Исследования по неклассическим логикам и формальным системам. - М.,1983

23. Ишмуратов А.Т. Логические теории временных контекстов. - Киев, 1981

24. Ишмуратов А.Т. Логический анализ практических рассуждений. - Киев, 1987

25. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. - М.,1990

26. Клини С.К. Математическая логика. - М.,1973

27. Концептуализация и смысл. - Новосибирск,1990

28. Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М.,1967

29. Логика и компьютер. - М.,1990

30. Логика и компьютер. Выпуск 4. - М., 1998

31. Логика: наука и искусство. - М.,1993

32. Логико-семантический анализ структур знания. - Новосибирск, 1989

33. Логические исследования. - М.,1983

34. Логические исследования. Выпуск.5, - М.,1993

35. Логический подход к искусственному интеллекту. - М.,1990

36. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. - М.,1959

37. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. - М.,1991

38. Методология развития научного знания. - М.,1982

39. Методы логического анализа. - М.,1977

40. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. - М.,1986

41. Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. - М.,1984

42. Новиков П.С. Элементы математической логики. - М.,1973

43. Попов П.С. История логики Нового времени. - М.,1960

44. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983

45. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. - М.,1978

46. Семантика модальных и интенсиональных логик. - М.,1981

47. Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. - М.,1989

48. Сидоренко Е.А. Логическое следование и условные высказывания. - М.,1983

49. Смирнов В.А. Формальный вывод и логические исчисления. - М.,1972

50. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. - М.,1987

51. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. - М.,1986

52. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логической семантики. - М.,1982

53. Современная логика и методология науки. - М.,1987

54. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.,1967

55. Фейс Р. Модальная логика. - М.,1974

56. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. - М.,1980

57. Философия, логика, язык. - М.,1987

58. Целищев В.В. Логическая истина и эмпиризм. - Новосибирск,1974

59. Черч А. Введение в математическую логику. - М.,1960

 

 

 

 

План:

1. Психика как предмет психологии. Функции и компоненты психики.

2. Развитие психологического знания.

3. Теоретические и прикладные направления психологии.

«Как и другим гуманитарным наукам, психологии нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать».

Ж. Годфруа. Что такое психология.

 

«Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться».

В.А. Сухомлинский. Рождение гражданина.

Предмет психологии

Психология, наверное, самая популярная из наук, но при этом мало кто может дать четкое определение тому, что эта наука изучает. С одной стороны это странно, потому что в отличие от атомов и математических закономерностей, явления, изучаемые психологией – ощущения, переживания, эмоции – доступны каждому из нас непосредственно. С другой стороны, такие затруднения вполне объяснимы, потому что предмет психологии качественно отличается от предметов других наук. Психология – это единственная наука, в которой предмет и метод познания сливаются. Что это значит?

Любая наука основана на наблюдении и размышлении. Мы наблюдаем некое событие или цепочку событий, ищем объяснение этим событиям, устанавливаем причинно-следственные связи между ними. Например, маленький мальчик спрашивает отца: «Почему, когда я опускаю руку в воду, в ней не остается ям?». Для полноценного ответа на этот «наивный» вопрос надо неплохо знать физику и химию.

Предметы и явления внешнего мира, которые мы наблюдаем, вопросы, которые у нас возникают и ответы, которые мы предлагаем – это следствие нашей способности отражать внешний мир. Под отражением в данном случае понимается способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Элементы нашего внутреннего мира — мысли, представления, ощущения, эмоции — это и есть формы отражения явлений внешнего мира.

Мы привыкли воспринимать образы предметов и явлений, окружающих нас, как реальные предметы и явления. Поскольку мы не способны познавать их «напрямую», без посредничества наших ощущений, восприятия и пр., нам трудно даже представить себе, насколько мы ограничены своим возможностями отражать реальность. Поначалу нам даже трудно смириться с мыслью, что привычный нам объект (например, чашка кофе) всего лишь более или менее точная модель реального объекта, его «тень», как сказал бы Сократ. Однако это легко доказать. Один и тот же кофе в чашке разным людям покажется 1) вкусным, 2) невкусным, 3) слишком сладким, 4) недостаточно сладким, и т.д. Одну и ту же чашку кто-то назовет синей, а кто-то зеленой. Эта ситуация описана в знаменитой притче о том, как трое слепых щупали разные части слона. В результате один слепой сказал, что слон – длинный, тонкий и с кисточкой на конце, другой – что он гладкий, твердый и изогнутый, а третий – что он теплый и по форме напоминает бревно.

Может даже возникнуть вопрос, а насколько адекватно мы отражаем окружающий мир? Похож ли он хоть чуть-чуть на то, что мы воспринимаем, или дело обстоит совсем плохо, как в фильме «Матрица»? На этот вопрос есть разумный ответ, который вытекает из самой нашей способности к отражению. Зачем она была дана? Чтобы ориентироваться в мире и эффективно взаимодействовать с объектами и явлениями. Чем определяется эффективность? Очевидно, возможностью продолжать существование. Если форма жизни продолжает существовать, значит, она хорошо приспособлена к окружающим условиям. Следовательно, мы (и другие животные) достаточно адекватно отражаем мир, во всяком случае, значимые его параметры.

Способность отражать окружающий мир (а также внутренние процессы) и на основе этого отражения регулировать свое поведение называется психика. Психика – это и есть предмет психологии как науки.

Мы можем отражать происходящее (или, другими словами, получать информацию) разными способами, в разных формах. Формы, в которых происходит отражение - это и есть разнообразные психические явления. Подробно они будут рассмотрены ниже. Приведем сейчас лишь некоторые примеры.

Отражением физико-химических свойств предметов (температура, плотность, состав…) являются наши ощущения. Отражением целостных предметов являются наши представления об этих предметах, их образы, предстающие перед нами непосредственно или хранящиеся в памяти. Отражением значимости каких-либо предметов или людей являются наши эмоции и переживания, связанные с ними. Отражением связей между объектами или событиями являются наши мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.