Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение правильного формирования потребностей

Ошибочность теории моральной дефективности умственно отсталых детей.

1. Под развитой человеческой личностью подразумевают обыч­но личность, обладающую определенным мировоззрением, осо­знающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэто­му вопросы формирования мировоззрения, самосознания и само­стоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Не всякий человек является личностью. Новорожденный мла­денец —это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя так­же считать личностью ребенка-идиота либо глубокого имбецила. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным по­ражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта фор­мула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируется постепенно.

Проблема формирования личности умственно отсталого ре­бенка относится к числу наименее разработанных.

Личность формируется под влиянием тех общественных отно­шений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельно­сти ребенка.

Отечественные психологи Рубинштейн, Божович, настаивают на том, что хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых за­висит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющее развитие личности. Определя­ют развитие личности ребенка общественные условия его вос­питания, конкретная историческая среда, в которой он разви­вается. Этими положениями теории личности, разрабатываемые психологами, существенно отличаются от некоторых за­рубежных концепций, рассматривающих личность и характер ре­бенка как прямое следствие его конституциональных, наследуе­мых свойств.

2. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им нераз­витостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и законо­мерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравствен­ности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в млад­шем школьном возрасте носят довольно поверхностный характера Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной си­туации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчиво­сти нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совер­шают неправильные действия.

 

Рассмотрим причины этого.

В некоторых странах обучение умственно отсталых не явля­ется обязательным. В других оно может быть фактически реали­зовано лишь состоятельными родителями. В этих условиях де­билы, лишенные обучения и трудовой подготовки, нередко состав­ляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы этих стран, пользуясь умственной и личностной незрелостью ум­ственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих преступных замыслов. Такого рода преступные организации, ко­торые используют в своих целях детей и калек, были описаны еще Ч. Диккенсом и Б. Брехтом. Хотя авторы и не подчеркивали ум­ственной неполноценности втянутых в эти организации детей, очевидно, что они составляют там большой процент.

О том, что большое количество умственно отсталых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правона­рушителей, можно узнать и из сухих сводок, которые публику­ются в капиталистических странах.Из таких фактов некоторые авторы делали неправильные выводы об осо­бой моральной дефективности части умственно отсталых детей, т. е. об их врожденной склонности к антисоциальному, амораль­ному поведению. Это совершенно неправильные взгляды.

 

Ника­кие мозговые заболевания не могут быть причиной возникнове­ния антисоциальных, аморальных склонностей. Ребенок, который под влиянием тяжелой болезни нарушает правила общественного порядка, действует так либо потому, что он вообще неправильно понимает окружающую его обстановку, либо потому, что не мо­жет руководить своими поступками, но не потому, что болезнь заставляет его действовать именно вопреки правилам общест­венного порядка. Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок.

3. В нашей стране все без исключения дебилы (а также и некоторые имбецилы) обучаются во вспомо­гательных школах. Принцип всеобщего обучения в нашей стране не только провозглашается, но и фактически обеспечивается на­личием необходимого количества вспомогательных школ и бес­платностью обучения. Некоторые категории умственно отсталых живут и воспитываются в специальных интернатах. Таким обра­зом, все без исключения умственно отсталые дети получают в нашей стране необходимое им общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого является положи­тельное развитие личности подавляющего большинства умствен­но отсталых детей.

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л. С. Выгот­ский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Будущему педагогу следует с самого начала ознакомиться с важнейшей психологической задачей, которая возникает в связи с формированием личности таких детей, им нужно также иметь представление об особенностях умственно от­сталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности.

"Одна из трудных, но важных задач—развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноцен­ных детей. Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убежде­ниями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.

При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т. п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, фор­мировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

Один из классиков олигофренопедагогики — Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специаль­ного обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабо­сти побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребно­стей, как сказали бы мы сейчас). Характеризуя облик умственно отсталых школьников, профессор Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любо­знательность, мало выражены побуждения к осуществлению но­вых видов деятельности. Слабость побуждений умственно отсталых детей неравно­мерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побуди­тельная сила с годами все увеличивается.

Больше того в следствие слабости корковой деятельности ли­бо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головно­го мозга (нередко это встречается в сочетании) у ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдается повы­шенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; также безудерж­ны могут быть развившиеся (при неблагоприятных условиях) преждевременно сексуальные устремления. В медицине еще яв­ляются спорными вопросы о том, возникают ли эти последние сами по себе, в результате биологических сдвигов, либо они при­обретают неодолимую власть над ребенком только тогда, когда оказываются кем-то или чем-то преждевременно пробуждены.

Существенное влияние на развитие личности оказывает фор­мирование ее направленности. Понятие «направленность лично­сти» было введено известным советским психологом С. Л. Рубин­штейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Л. Н. Поперечная описывает такую стойкую положительную направленность личности даже у тех, кто после окончания школы-интерната вынужден был жить в одной квартире со своими роди­телями-алкоголиками.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность и общественная среда | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.