Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1

Дискуссионность в вопросах происхождения, сущности и роли денег

Форма денег

Выполняя роль всеобщего эквивалента, деньги представляют собой единство трех свойств или форм:

а) формы непосредственной обмени важности (любой товар может быть непосредственно обменен на деньги);

б) самостоятельной формы меновой стоимости (стоимости разнообразных товаров получают единообразное выражение в стоимости одного товара);

в) внешней вещной формы труда (весь затраченный труд в целом или его часть получает единообразное денежное измерение).

Обычно указывали на три различия: 1) бумажные деньги создает государство в лице казначейства, а банкноты — частные банки, обладающие эмиссионной функцией; 2) бумажные деньги выпус­каются для экстраординарных нужд государства, банкноты же служат только для учета векселей и выдачи ссуд на коммерческим надобности; 3) бумажные деньги неразменны на металл, кредит­ные — можно разменять на золото.

Среди множества концепций происхождения денег наиболее заметными являются: а) рационалистическая; б) эволюционная.

Рационалистическая теория объясняет происхождение денег как результат согла­шения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инстру­менты.

Идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в., когда достижения в области археологии суще­ственно поколебали ее. Вместе с тем субъективистско-психологи­ческий подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.

Рационалистическая теория происхождения денег впервые появилась в работе Аристотеля "Никомахова этика", в которой отмечалось, что все участвующее в обмене должно быть каким-то образом сопоставимо по общему уговору.

Согласно эволюционной теории, деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что неко­торые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Попытки выяснить сущность и роль денег имеют многовековую историю, в частности фундаментальные проблемы денег были поставлены еще в трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. В дальнейшем они подверглись обобщению и крити­ческой переработке другими крупными теоретиками XIX—XX вв. в частности К. Марксом.

Функции денег взаимодействуют между собой. Взаимосвязь функций денег можно изобразить схемой.

Схема 1. Реальное движение денежной массы

 

 

Тема: Сущность и содержание понятий «здоровье» и «болезнь».

Виды здоровья. Принципы здоровья.

«Здоровье – мудрых гонорар»

П.Беранже

Здоровье как важнейшее свойство живого человека является мерой духовной культуры, показателем качества жизни. Здоровье, как социально - биологическая основа жизни всей нации, есть, в конечном счете, результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению – как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности.

Проблема здоровья нации приобрела особое значение во всех экономически развитых странах, где отмечается рост заболеваемости и смертности. Ориентация государства на развитие рыночной экономики, создание демократического общества само по себе не является гарантией успешности социальной политики в области сохранения и поддержания здоровья. Важно признать, что реконструкция системы охраны здоровья нации в настоящий момент есть объективная, не зависящая от нашей воли, насущная необходимость. Социально ориентированная экономика должна создавать мотивированную потребность граждан к сохранению и воспроизводству своего здоровья. Это не должно быть данью моде. Здоровье как экономический фактор должно быть заботой и самого работника, и его работодателя. Формирование здорового образа жизни должно стать доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.

Факторы, влияющие на здоровье нации:

· социальная сфера

· условия жизни

· условия труда

· экономическое состояние страны

· уровень культуры населения

О здоровье нации судят по показателям общественного здоровья. К ним относятся: рождаемость, смертность, в том числе и детская, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья рекомендуются учитывать так же следующие показатели:

§ отчисление валового национального продукта на здравоохранение

§ доступность первичной медико-санитарной помощи

§ уровень иммунизации населения

§ степень обследования беременных квалифицированным персоналом

§ состояние питания детей

§ уровень детской смертности

§ средняя продолжительность предстоящей жизни

§ гигиеническая грамотность населения

 

Ответственность за состояние здоровья несут:

· государство

· медицина

· семья

· лично каждый человек

Роль государства состоит в:

· улучшении жилищных условий и создании хорошего, здорового климата на работе (законодательство);

· финансирование программ, направленных на формирование и сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни;

· снижение цен на товары и услуги, способствующие укреплению, поддержанию, восстановлению здоровья;

· формирование установки на то, что в ряду жизненных ценностей именно здоровье должно занимать первое место, а не вещи, деньги, ценности, престиж, успех и т. п.

Роль медицинской науки и практики:

· разработка и внедрение в практику научно обоснованных мероприятий с целью укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения больных

 

Роль семьи и коллектива:

· улучшение психологического климата в семье и на работе

· доброжелательность и терпение в общении с людьми

· формирование убеждения в необходимости неукоснительного выполнения всех правил общества (законы нравственности, морали, этики), предусматривающих сохранение здоровья человека.

В настоящее время существует множество определений здоровья. Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Устав ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов». Авторским новаторством в определении и понятии здоровья отличаются работы М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, А.А. Остроумова, В.П. Петленко, И.В. Давыдовского, Ю.М. Комарова, А.Т. Шаталова и др. ученых и практиков. Н.М. Амосов, исходя из возможности использования понятий кибернетики в медицине, полагал, что здоровье – исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь – состояние неустойчивого режима этих саморегулирующихся систем, возникающее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и высокий уровень умственной и физической работоспособности, оптимальная трудоспособность и социальная активность при максимальной продолжительности жизни, умение переносить значительные психические и физические нагрузки, высокоэффективная приспособляемость к воздействию неблагоприятных факторов.

Состояние физиологической нормы - удовлетворительная адаптация + хорошие функциональные возможности + гомеостаз, поддерживающийся при минимальном напряжении основных регуляторных систем организма.

Из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

 

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на разных этапах онтогенетического развития. Эти потребности являются пусковым механизмом развития человека и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Т.е. такое состояние, при котором нет структурных и функциональных нарушений в организме и хорошо выражены адаптационные реакции на различные социальные и др. факторы среды обитания.

3. Психическое – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию, самодостаточность индивида, мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, формирование позитивного мышления. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями и возможностью их удовлетворения.

4. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с истинами добра, любви, красоты, гармонии и т.д.

5. Социальное– подразумевает социальную активность человека, его деятельность согласно потребностям семьи и общества.

Различают:

1. Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.

2. Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.

3. Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.

4. Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

5.

Показатели индивидуального здоровья: (как минимум 4-е критерия) 1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов. 2. Уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб. 3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития. Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии). Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Социальное благополучие зависит также от способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохра­нять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных фак­торов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемости организма можно судить по количеству и длительности перенесенных заболева­ний за предшествующий год. 4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год. Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений, особенно при проведении диспансеризации детей и подростков.

Существуют объективные и субъективные критерии здоровья.

К объективным относят: параметры физиологических констант (например, частота дыхания, пульса, артериальное давление, формула крови и др.), состояние структур органов и тканей, масса тела, физическая активность, состояние психики.

Субъективные – самочувствие, трудовая деятельность, семейно-бытовая активность и др.

Только комплексное, всестороннее обследование человека позволяет сделать достаточно точное заключение о его состоянии здоровья.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути и важности своей именно оно должно стать первейшей потребностью человека. Статистические данные уверяют, что до 73% людей не заботятся о своем здоровье, пока не почувствуют себя плохо. Особенно это касается детей и подростков. «Береги здоровье смолоду» - народная мудрость, проверенная веками, которая еще не понятна молодому поколению, считающему себя здоровым (нет потребности в сохранении и поддержании его). И лишь потом, растратив его, они начнут ощущать выраженную потребность в нем. Понятно, насколько важно начинать создавать эту главнейшую потребность с раннего детства (в семье, в дошкольных и школьных учреждениях, в СМИ).

Неофициальная классификация степеней здоровья

§ Совершенное здоровье, отличное настроение, сильный иммунитет.

§ Здоров, но присутствует незначительный ущерб здоровью, практически не мешающий жизнедеятельности. Например — рубцы, пломбы. Такой ущерб не нуждается в лечении.

§ Нормальное состояние. Здоров, но присутствуют не развивающиеся заболевания, которые иногда могут ограничивать жизнедеятельность, повышать утомляемость. Например: близорукость и дальнозоркость, перхоть, плоскостопие, сутулость. Рекомендуется лечить по возможности.

§ Здоров, но плохое настроение, стресс, ослабление иммунитета. Рекомендуется быстрее перейти в нормальное состояние.

§ Болен. Присутствует лёгкое излечимое заболевания. Нет угрозы жизни. Необходимо быстрое лечение или остановка развития заболевания. Например: ОРЗ, насморк (ринит), грипп, искривление позвоночника.

§ Хроническое заболевание или инвалидность.

§ Травма. Временная потеря некоторой способности. Возможна угроза здоровью. Например, ушиб, порез, вывих, ожог, отморожение, шок, потеря сознания. Необходима первая медицинская помощь. Почти каждый человек должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Лёгкие травмы можно полностью вылечить. Тяжёлая травма может привести к потере органа (гангрена).

§ Угроза жизни. Например: тяжёлое ранение, температура тела выше 42 °C, потеря крови, остановка сердца, дыхания. Необходима срочная медицинская помощь.

§ Клиническая смерть. Прекращения дыхания и кровообращения. Возможна реанимация.

§ Биологическая смерть.

 

Принципы здоровья («двенадцать ключей здоровья») (Ю. Гущо – Национальный геронтологический центр, Москва):

1. Позитивный настрой и позитивное мышление;

2. Социальное положение и образ жизни;

3. Рациональное питание;

4. Адекватная двигательная активность;

5. Труд (учеба);

6. Цель в жизни – по силам;

7. Качество воды и питьевой режим;

8. Правильное дыхание;

9. Очищение организма;

10. Удержание нормальных показателей веса в течение жизни;

11. Вредные привычки (их отсутствие);

12. Экология;

Остановимся подробнее на некоторых из них.

1. Аристотель говорил, что целью любой человеческой деятельности должно быть счастье.

Позитивный настрой это внутренняя вера в то, что все получится, что мы сможем. Ключевыми фразами в таком мышлении являются: «Я смогу », «Я достоин»,«У меня получится»,«У меня выйдет»,«Я сделаю». Лучше если эти фразы будут звучать в настоящем времени. Не говорить: «у меня все будет хорошо», а думать «у меня все хорошо уже сейчас».

Позитивное мышление. Что это такое? Это высказывания и мысли, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе. Например, если человек не глупый, то он какой? Умный. Не бедный — богатый. Не дурак — умный. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, Вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: это говорит о том, что я оказался хуже всех. Но, можно воспринять это иначе: жизнь предоставила мне шанс найти что-то более интересное и нужное для меня, и вполне возможно, более материально выгодное. Это не самоуспокоение. Это возможность проанализировать ситуации прошлого и вынести из них урок, увидеть в них положительные стороны. Народная мудрость сформулировала это так: «что ни делается, все к лучшему».

Есть другой известный пример о полупустом и полуполном стакане. Оптимист воспринимает стакан наполовину наполненный — как наполовину полный, а пессимист — наполовину пустой. Стакан-то от этого никак не изменился. Но один человек от такого восприятия жизни чаще радуется, а другой от этого огорчается. Получается, мы сами выбираем, как мы реагируем на то или иное событие в нашей жизни.

Рассмотрим еще одну ситуацию: вы в отличном настроении и приподнятом тонусе и с вами случается неприятность… Ваше настроение и тонус снижаются, но до определенного предела. Предположим, вы были радостный, произошла неприятность, вы стали спокойный. Т.е. плюс компенсировался минусом. Случай второй: вы были расстроены, грустили, «грузились» и произошла неприятность… и вы опускаетесь ещё ниже по шкале настроения, предположим теперь вы в сильной панике, депрессии… Любая избыточная эмоция создает условия для срыва адаптации и начала развития болезни. Значит позитивный настрой не прихоть, а необходимый фактор для сохранения здоровья. Как подушка безопасности в машине необходимый элемент при столкновении для сохранения вашей жизни.

Важен также «образ себя», кем вы себя ощущаете, представляете. Причем представляете не на словах, а как это видит подсознание. Какой образ есть у вас в голове относительно себя. Например: женщина думает о себе: я старая уже, больная…у меня больная печень… Сильный образ внутри нее «подгоняет» печень к состоянию болезни. Происходит постепенное выравнивание до состояния соответствия образа и физического состояния органа. Похоже на станок с Числовым Программным Управлением – заложили образ-чертеж детали, он её обтачивает до соответствия чертежу. Организм делает тоже. Подгоняет ваше тело под образ, который есть в подсознании.

Но, нужно найти разумную грань между позитивным восприятием мира и беспечностью. Проведенные в последние годы исследования показали, что пессимисты часто живут дольше оптимистов. Объясняют данный нонсенс ученые тем, что оптимисты в силу своей природной беспечности, так же беспечно относятся и к своему здоровью. В общем и целом, эмоционально стойкие люди, которые спокойно воспринимают любые события, живут дольше всех. Здесь, по мнению экспертов, в качестве основного фактора, влияющего на психическое и физическое здоровье, выступает эмоциональная выносливость, умноженная на благоразумие.

 

2. При очень приблизительном расчете, если принять условно уровень здоровья за 100%, 20% зависит от наследственных факторов, 20% - условия окружающей среды, 10% - качество работы лечебных учреждений. 50% зависит от самого человека, от того, какой образ жизни он ведет.

(Восточный подход: образ мыслей – 70%, образ жизни – 20%, образ питания – 10%).

Образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающего, в то же время, уровень общественного прогресса. Рассматривая образ жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Это субъективный показатель. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (это социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицирующий характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Составными частями (аспектами) образа жизни условно считают производственную и общественно-политическую деятельность, деятельность в быту, социально-культурную деятельность. Одной из сторон образа жизни является практическое отношение человека и общества к проблемам сохранения и укрепления физического, социального здоровья каждого и населения в целом. При этом все виды жизнедеятельности, характеризующие образ жизни (включая связанные с здравоохранением и здоровьем), тесно между собой взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, известно: чем выше социально – культурный уровень, тем больше заинтересованность в труде и более значима удовлетворенность трудом; высокий норматив отношения к труду детерминирует в высокую общественно – политическую активность и наоборот.

В понятие «здоровье» входят формы поведения человека, которые позво­ляют улучшить жизнь, сделать ее благополуч­ной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Духовное и фи­зическое здоровье является единым целым че­ловеческого здоровья. Рассматривая вопрос об общем индиви­дуальном здоровье, следует иметь в виду здо­ровье нашего разума и тела.

Происхождение болезни имеет два источника внутреннее состояние челове­ческого организма и внешние причины, воздействующие на человека. Для предупреждения болез­ней, соответственно, тоже существует два способа.

Первый - удаление внешних причин; он ненадежен, поскольку человеку, жи­вущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.

Второй - оздоровление, укрепление орга­низма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать внеш­ние причины: по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни; закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям; снизить чувствительность к действию не­благоприятных факторов, так как выработка способности к адаптации — один из важнейших критериев здоровья.

Современные комфортные условия жизни снижают иммунитет человека, устойчивость к метеорологическим факторам. Закаливание является частью физического воспитания и восстанавливает эту устойчивость. У закаленных людей тепло­образование в организме происходит более интенсивно, что обеспечивает лучшее кровоснабжение и повышает устойчивость к ин­фекционным заболеваниям. Закаливание это не только обязательный компонент здорового образа жизни, но самое эффективное средство профилактики болезней. Оно нормализует и укрепляет сердечно - сосудистую, дыхательную систему, иммунитет, психику человека. Это важный компонент борьбы с метеолабильностью. «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, к которой забыли приставить ворота» гласит народная мудрость.

Сознательное отношение к здоровому обра­зу жизни предполагает также искоренение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и т.д.), воспитание культуры общения, поведе­ния, соблюдение режима труда и отды­ха, соблюдение индивидуального гигиенического режима сна, питания, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний, гармоничное разви­тие личности, культуру сексуального поведения. Кроме того, должно стать нормой жизни посещение лечебно-профилактических учреждений с целью предупреждения или своевременного выявления различных заболе­ваний.

Здоровый образ жизни молодежи является индивидуальной системой поведения, и выбор своего пути должен сделать каждый человек. Формируемая система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо ви­деть конечную цель усилий. Для это­го необходимо:

· иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

· знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

· верить в то, что образ жизни, который вы ве­дете, даст положительные результаты;

· выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как ма­ленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

· развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все за­дачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

· постоянно соблюдать режим двигательной активности. Удел человека — вечно двигать­ся, нет никаких средств, которые бы заменили движение;

· соблюдать правила и гигиену питания, взять за правило коллекционировать только полезные рецепты блюд и радовать себя и своих близких питательной пищей;

· соблюдать режим труда и отдыха и своевременно очищать организм от продуктов его

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны жизни молодого человека.

В поведении это проявляется в большей жизнен­ной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности, ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, опти­мистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и прият­ный отдых.

В психологичес­ком аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, нервно-эмоциональной устойчивости, способности успешно переносить послед­ствия стрессов, в хорошо выраженной волевой организа­ции (самообладании, сдержанности, целеустремленности, настойчивости в достиже­нии поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, мнительности.

В функциональном состоянии можно отметить более высокое качест­во здоровья, повышение рабо­тоспособности и тренированности, снижение заболеваемости и болез­ненных ощущений, усиле­ние иммунных механизмов защиты организма, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности, улучшение адаптационных процессов, активность обменных процессов в организме, усиление половой потенции, нормализация со­отношения массы тела и роста, хорошую осанку и легкость походки.

Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оце­нивается возможность участия человека в определенных сферах тру­довой деятельности. На этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Здоровый образ жизни, это динамичная система поведения, основанная на знаниях факторов, оказывающих влияние на здоровье человека; выбор алгоритма поведения, макси­мально обеспечивающего сохранение и укреп­ление здоровья; постоянная коррекция своего здоровья с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Конеч­ную цель можно сформулировать так: «Здоро­вый образ жизни — это система поведения че­ловека для достижения благополучия для себя, для семьи, для общества».

Труд (учеба). Правильное развитие и совершенствование человека невозможно без трудовой или учебной деятельности. Труд создал человека и способствует расцвету его физических, умственных и нравственных сил. Благоприятно влияет на здоровье человека свободный, приносящий удовлетворение труд, правильно организованный с гигиенической точки зрения. Последнее означает соответствие трудовых процессов физиологическим возможностям человека, четкий ритм трудовой или учебной деятельности, регламентирование в зависимости от условий и вида труда (короткие перерывы или обеденный перерыв в работе, производственной гимнастики и т.д. Большое значение и для здоровья каждого человека, и для трудоспособности имеют взаимоотношения в коллективе. Раздражение, тревога, страх, вызванные ссорами, волнения по пустякам, оскорбление достоинства человека отрицательно влияют на здоровье, снижают эффективность труда. Для здорового образа жизни существенно, чтобы социальная забота государства о здоровье работающих и учащихся увязывалась с созданием нормальных условий труда, с личной заинтересованностью каждого в сохранении здоровья и повышенной работоспособности.

Отдых. Правильно организованный отдых - необходимое условие и важнейшее средство укрепления здоровья. Каждому человеку нужен ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых. Выбор формы и места отдыха, способов использования свободного времени зависит от возраста, состояния здоровья, индивидуальных наклонностей и увлечений. Лучше всего проводить отпуск или каникулы в обстановке, отличной от привычных условий каждодневной жизни. Структура отдыха должна соответствовать тяжести (физической и психологической) труда, возрасту человека, состоянию здоровья. Для людей тяжелого труда необходим пассивный отдых. Лицам, занимающимся умственным трудом или трудом, связанным с постоянным нервным напряжением, нужен активный отдых либо чередование активного и пассивного отдыха. Важной формой отдыха является сон. Его продолжительность индивидуальна у каждого человека и ее нельзя сокращать. Частое недосыпание ведет к расстройству нервной системы, может приводить к болезни.

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

§ Антоним понятия здоровье.

Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь). Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и особенно в Средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, роль конституции организма). В 17—19 вв. большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П. Боткин, В. В. Пашутин, И. П. Павлов, А. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.

Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Важным для болеющего человека является его собственное отношение к болезни. Это отношение может быть разным от "У меня тяжёлое заболевание - простуда, и я скорее всего умру" до "Я скоро поправлюсь, раковая опухоль - это не страшно". Такое отношение к болезни называется личностным смыслом объективного заболевания и может программировать человека как на выздоровление, так и на усугубление состояния.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность денег. Первые попытки теоретически осмыслить природу денег были сделаны еще выдающимися мыслителями древности — Ксенофонтом, Платоном и особенно Аристотелем, | Факторы болезни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.