Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и обычаи

Соотношение права и иных социальных норм

Право, при всей своей относительной самостоятельности, осу­ществляет свои регулятивные функции в одном комплексе и вза­имодействии не только с моралью, но и с другими социальными регуляторами — обычаями, корпоративными, политическими, религиозными нормами и др. Рассмотрим этот вопрос более об­стоятельно.

Исторически первым источником права, регулировавшим от­ношения в период становления государства, был правовой обычай. Правовой обычай — это правило, признанное и санкционирован­ное государством. Речь идет об обычном праве, сопряженном с записью обычаев родового строя. Форма этой записи может быть самой разной. Например, источником римского права были Зако­ны XII таблиц — обычаи римской общины, записанные на две­надцати деревянных досках. В Вавилоне законы царя Хаммурапи были высечены на большом базальтовом столбе. Почему для права наличие письменной формы является столь важным? Дело в том, что этот текст доступен для ознакомления населению, на него можно сослаться в обоснование своих прав и т.д.

Как видно, санкционирование обычаев государством осуще­ствляется двумя путями.

Во-первых, путем фактического приз­нания государством тех или иных обычаев в качестве обязатель­ных (об этом сказано выше) и вынесения на их основе определен­ных решений государственными органами.

Во-вторых, путем от­сылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.

Природа правового обычая характеризуется следующими осо­бенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках отношений сравнительно небольших групп людей, отличается определенностью правила, единообразным ха­рактером его соблюдения. Решение государственного органа, в котором применен был обычай, может быть исполнено принуди­тельно.

Обычаи или обыкновения политической жизни, торгового обо­рота, семейных или иных бытовых отношений в настоящее время имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение во многих государствах.

В новом законодательстве России правовые обычаи стали по­лучать большое признание. ГК РФ признал возможность приме­нения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК РФ). Это показатель значительного расши­рения сферы применения правового обычая, который прежде при­менялся только при прямом указании закона, относящемся к оп­ределенному виду отношений (обычаи морского порта и др.).

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их со­держания. Одни обычаи, как отмечалось выше, могут санкцио­нироваться государством, обретать характер правовых. Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтраль­но. Имеется в виду привычная для членов общества, социальной группы людей форма общественной регуляции (свадьба, день рож­дения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соот­ветствующие обычаи или нет, — для права безразлично. Их со­блюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Не исключено и то, что в общественной практике могут ут­верждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права, что будет негативно сказываться на новом этапе социальной жизни. Право с такими обычаями может конфликтовать. В этом случае юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3.2. Право и корпоративные нормы

Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (пар­тиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их члена­ми. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует преж­де всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» их рамки незыблемыми границами прав и свобод человека и гражданина.

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают опреде­ленное содействие в регулировании отдельных видов обществен­ных отношений. Так, в период выборов депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации парти­ям и другим общественным объединениям принадлежит право вы­движения кандидатов в депутаты, а также назначения своих пред­ставителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О вы­борах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).

Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать чле­нов избирательных комиссий.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять сис­тему правовых и неправовых средств, воздействующих на пове­дение индивидов и организаций.

3.3. Право и политические нормы.

Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью раз­нообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государ­ство, постольку политические и правовые нормы органически свя­заны, нередко решают одни задачи.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень — это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нор­мы, как правило, функционируют исключительно в сфере поли­тики. Другое дело — область государственной власти, ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предмет­ное поле таких норм многообразно.

Нормы такого плана могут регламентировать деятельность го­сударства и других политических институтов как в пределах стра­ны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государст­вами.

Как видно, политическая организация общества всегда опира­ется и на политические, и на правовые нормы, что позволяет го­ворить об их политико-правовой целостности, едином политико-правовом пространстве их деятельности. Проведенный анализ подтверждает, что такие нормы прежде всего содержатся в кон­ституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.

Во-первых, Конституция РФ регулирует политико-граждан­ские отношения между разными субъектами, включая народ.

Во-вторых, в ее первой главе определены политико-правовые основы российского государства, подчеркнуто, что Россия пред­ставляет собой демократическое правовое государство с республи­канской формой правления.

В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).

В-четвертых, Конституция России в главе второй «права и свободы человека и гражданина» раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса че­ловека.

В-пятых, гражданский, политический и другие статусы чело­века и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц.

В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государ­ственных должностных лиц регулируется политическими норма­ми, которые выражены в юридической форме. Нормы такого со­держания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти.

В-седьмых, политико-правовые нормы допускают существова­ние и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суж­дения, позиции, с которыми надо считаться.

Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граж­дане могут оказывать существенное влияние на деятельность го­сударства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифеста­ции, пикеты, выбор представительных органов власти и др. По­скольку расширяется сектор гражданских самодеятельных орга­низаций, постольку будет более значимо их воздействие на поли­тико-правовую жизнь страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противоречие права и морали | Право и религиозные нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.