Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межхозяйственное землеустройство. Вопрос Права и обязанности депутата

СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Вопрос Права и обязанности депутата.

Классические представления о статусе депутата

Поскольку депутаты представляют интересы всего народа, то они обладают особым правовым статусом - императивным мандатом - предпола­гающий право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы и досрочно отзывать избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо. Этот принцип действовал и действует в социалистичес­ких странах. Имеративный мандат очень внешне красивая вещь, но на са­мом деле это абсолютно не жизненная вещь поскольку депутат не может каждый раз обращаться за советом к избирателям. Кроме этого, в этом случае интересы какой-либо отдельной группы избирателей входят в про­тиворечие с общенациональными интересами.

В демократических странах депутаты парламента являются предста­вителями всей нации и никто не вправе давать им обязывающие наказы. Они связаны только конституцией и совестью. Это принцип так называемо­го свободного мандата.

В зарубежных странах сложилась система неформального воздействия групп давления на депутатов с целью принятия соотвествующего правового акта в интересах определенных корпораций, фирм, банков, профсоюзов и т.п. Лоббисты - это агенты таких организаций. В принципе лоббирование не запрещено, но в этих странах стараются их деятельность ограничить определенными правовыми рамками. Например, согласно закону США 1946 года требуется обязательная регистрация в парламентских органах такого рода деятельности с указанием вознаграждений, фамилий, адресов, целей расходов, предоставлением лоббистом отчетов о своей финансовой дея­тельности.

Права и обязанности депутатов

Права: участовать в работе своей палаты, ее органов; имеет право на выступления; право на получение информации; вносить запросы; участ­вовать в парламентских слушаниях - задавать вопросы членам правитель­ства; может сам или в составе группы предлагать законопроекты.

Обязанности: обязанности по предоставлению декларации о доходах; документы о иных видах деятельности, которые приносят доходы (это практически не совместимо); в социалистических странах обязанности де­путата носят ярко выраженный идеологический характер; соблюдение депу­татской этики; посещение заседаний палаты.

Ответственность: во Франции удаление депутата из зала заседаний за нарушение порядка влечет лешение вознаграждения на четверть, а вы­ражение порицания - более злостное нарушение порядка - может повлечь удаление сроком до 30 суток и лишение половины жалованья; в Греции удерживают 1/30 часть зарплаты за каждое заседание.

Для успешной деятельности депутаты наделяются парламентским им­мунитетом или неприкосновенностью.

Призван оградить депутата от преследования со стороны исполни­тельной власти и прежде всего путем уголовного преследования.

Например, в Германии депутат может быть арестован только с сог­ласия Бундестага. В США депутатат не может арестован во всех случаях за исключением совершения измены, совершения тяжкого преступления, на­рушения общественного порядка.

Индемнитет парламентария имеет два значения

1. Неответственность за высказывания и иные действия при осу­ществлении своего мандата. Речь идет как о выступлениях в стенах пар­ламента, так и за его пределами, а также о голосовании депутата.

2. Другое значение - это вознаграждение парламентария, склады­вающиеся из различных выплат жалованья, расходов на содержание вспомо­гательного аппарата, проезд, пользование средствами связи и т.д.

В интересах повышения эффективности работы депутатов в предста­вительных органах государственной власти,создания наиболее благоприят­ных условий для осуществления ими своих полномочий,российским законо­дательством установлен статус депутата соответствующего органа власти. Под статусом депутата понимается закрепленные законодательством права и обязанности депутата,а также основные правовые и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе де­путата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции" от 8 мая 1994 года.Указанный закон определяет прежде всего наибо­лее принципиальные черты правового положения депутатов.Среди них:

а) четкое закрепление основной задачи депутатской деятельности - осу­ществления законодательной власти соответственно - в Совете Федерации или Государственной Думе,а также иных полномочий,предусмотренных Конс­титуцией Российской Федерации и законом о статусе депутата;

б) установление правила о том,что в своей депутатской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствует­ся Конституцией Российской Федерации,федеральными законами,регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания России,предвыборной прог­раммой и своими убеждениями;

в) определение срока полномочий депутата и оснований их досрочного прекращения.Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Госу­дарственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы вновь сформированных Совета Федерации и Госу­дарственной Думы.Полномочия депутата прекращаются досрочно только в следующих случаях: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства Российской Федерации; вступ­ления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении ли­ца,являющегося депутатом; смерти депутата.Для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установлены,кроме того,допол­нительные основания: избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае,если сам депутат в связи с этим не сделал письменного заявления о сложении депутатских полномочий); поступление депутата на государс­твенную службу,занятия им другой оплачиваемой деятельностью,кроме пре­подавательской,научной или иной творческой деятельности; роспуск Госу­дарственной Думы в случаях предусмотренных Конституцией Российской Фе­дерации.

Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе де­путата Государственной Думы определяет основные формы депутатской дея­тельности:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государс­твенной Думы,в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;

б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Феде­рального Собрания; согласительных комиссий,создаваемых Советом Федера­ции и Государственной Думой;

в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями.

Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы

,кроме того,являются:

а) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.Такие фракции или группы образуются из числа депутатов - представителей политических партий и избирательных объединений;

б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Депутатская деятельность может осуществляться и в других фор­мах,предусмотренных Конституцией Российской Федерации,федеральными за­конами и регламентами палат Федерального Собрания.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности.К числу основных прав депутата Совета Федерации и депу­тата Государственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых феде­ральных законов,а также законопроектов о внесении изменений и дополне­ний в действующие законы Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу.Кроме того,группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Государственной Думы может вно­сить предложения о поправке и пересмотре положений Конституции Рос­сийской Федерации;

б) право решающего голоса по всем вопросам,рассматриваемым соответс­твующей палатой Федерального Собрания РФ.Это право обеспечивается лич­ным участием каждого депутата в работе соответствующей палаты парла­мента России;

в) право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей па­латы Федерального Собрания,членами которых они являются.Депутаты,изб­ранные в комитеты и комиссии палат вправе лично участвовать в обсужде­нии и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение информации.Депутаты обеспечи­ваются всеми документами,принятыми палатами Федерального Собрания,а также документами,информационными и справочными материалами,официально распространяемыми Администрацией Президента России,Правительством Рос­сийской Федерации,Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны,иными государственными органами и общественными объ­единениями.При обращении депутата в органы государственной власти,ор­ганы местного самоуправления,общественные объединения,на предприя­тия,учреждения,организации (в том числе воинские части,организации и учреждения Министерства обороны РФ),должностные лица обеспечивают де­путата по вопросам,связанным с его депутатской деятельностью,необходи­мой информацией и документацией независимо от степени ее секретности с соблюдением,конечно,условий,предусмотренных федеральным законодатель­ством о государственной тайне.Кроме того руководители предприятий,уч­реждений и организаций обязаны предоставить депутату возможность вос­пользоваться консультацией специалистов по вопросам,также связанным с его депутатской деятельностью.Право депутата на распространение инфор­мации реализуется путем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах мас­совой информации.При этом установлено правило,что материалы,предостав­ляемые депутатом по поручению соответствующих палат,комитетов и комис­сий палат Федерального Собрания,а также депутатских объединений (фрак­ций) в Государственной Думе,подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок,согласован­ный с депутатом,но не позднее семи дней после обращения.Следует отме­тит,что редактирование (правка) представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

К числу важнейших обязанностей депутата законодательство относит

поддержание им постоянной связи с избирателями.Так,федеральный закон о

статусе депутатов парламента России устанавливает правило,что депутаты

Совета Федерации и избранные по одномандатным избирательным округам депутаты Государственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов.Депутаты Государственной Думы,избранные по общефедеральному избирательному округу,поддерживают связь с избирателями того регио­на,который определен им для этого соответствующими депутатскими объ­единением (фракцией).При этом,конечно,учитывается,с каким краем,горо­дом была связана политическая и трудовая деятельность депутата Госу­дарственной Думы.Организация встреч депутатов с избирателями проводит­ся при активном участии органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации,органов местного самоуправления,руководителей предп­риятий и организаций,командования воинских частей.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики,утверждаемые соответствующим представительным органом государственной власти.Формы ответственности депутатов за нарушение указанных правил устанавливают­ся регламентами этих органов.

Обязанностью депутата являются предоставление в установленном по­рядке в налоговые органы декларации о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения.Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парла­мента России.Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами,публикуются в официальных изданиях представитель­ных органах государственной власти.

2.Вопрос Основные гарантии депутатской деятельности.

Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать усло­вия,способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответству­ющем представительном органе государственной власти.

Важнейшей правовой гарантией депутатской деятельности является неп­рикосновенность депутата.Депутаты Совета Федерации и депутаты Госу­дарственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.Они не могут быть задержаны,арестованы,подвергнуты обыс­ку,кроме случаев их задержания на месте преступления.Они также не мо­гут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев,когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. При этом соблюдаются следующие основные правила. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответствен­ности, налагаемой в судебном порядке, арест и обыск депутата Совета Фе­дерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор РФ вносит представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Совет Фе­дерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора РФ рассматривает это представление, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ. При необходимости от Ге­нерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материа­лы. В рассмотрении вопроса в соответствующей палате Федерального Соб­рания вправе участвовать депутат, в отношении которого внесено предс­тавление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата сообщается той палате, депу­тат которой привлекался к ответственности.

К числу социальных гарантий депутатской деятельности законодатель­ство о статусе депутата относит его обязательное государственное стра­хование. Жизнь и здоровье депутата страхуется за счет федерального бюд­жета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Совета Феде­рации и депутата Государственной Думы. При этом установлено, то органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в двух случа­ях:

а) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила в резуль­тате телесных повреждений или причинения иного повреждения его здо­ровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;

б) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полно­мочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших таковую.

Депутат представительного органа государственной власти на период их полномочий освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы. В соответствии с избирательным законодательством Российской Фе­дерации от призыва на военную службу и на военные сборы освобождаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в депутаты соответствующих представительных органов власти.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность),а при ее отсутс­твии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Законодательством установлен ряд социальных гарантий для депутатов Совета Федерации во время осуществления ими депутатской деятельнос­ти. Они освобождаются от выполнения производственных или служебных обя­занностей. На время работы в Совете Федерации или выполнения его пору­чений. В этот период депутату Совета Федерации выплачивается по его вы­бору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаг­раждение депутата. Оно определяется в сумме ежемесячного вознаграждения депутата Государственной Думы, работающего, как известно, на постоянной основе. Размер такого вознаграждения равен должностному окладу феде­рального министра.

Кроме того, депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т.п.),в сумме, равной пяти мини­мальным размерам оплаты труда.

Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы предос­тавляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.

На срок полномочий депутата Государственной Думы, а так-же на время работы в г. Москве депутаты Совета Федерации, им предостав­ляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного но­мера в гостинице. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая пло­щадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутс­твия в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Важнейшей организационной гарантией депутатской деятельности явля­ется право депутата иметь помощников. Депутат Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников: по работе в данной палате и по работе в сво­ем избирательном округе. Депутат Государственной Думы вправе также иметь до пяти помощников: по работе в данной палате, по работе в своем избирательном округе или регионе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соот­ветствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий депутата.

К числу основных обязанностей помощника депутата относится:

а) проведение предварительного приема избирателей и других лиц,веде­ние записи на прием к депутату;

б) получение по поручению депутата в государственных органах и об­щественных объединениях информационных и справочных материалов, необхо­димых для осуществления депутатской деятельности;

в) выезжать по поручению депутата в служебные командировки в пределах Российской Федерации.

Для оплаты труда помощников каждому депутату выделяется общий ме­сячный фонд в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда депутат са­мостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.

Закрепленные в законодательстве правовые, социальные и организационные гарантии способствуют повышению эффективности депутатской деятельности.

Проблемные вопросы темы:

В интересах совершенствования правовой регламентации и организации депутатской деятельности необходимо предельно точно определить статус депутатов представительных органов власти всех уровней с учетом осо­бенностей работы народных избранников в каждом звене власти; устано­вить соотношение полномочий депутата Совета Федерации с полномочиями депутата другого органа государственной власти, если он туда избран; полнее отразить в законодательстве формы и методы повышения эффектив­ности участия депутата в нормотворческой деятельности соответствующего органа власти.

Контрольные вопросы:

1.Что понимается под статусом депутата?

2.Каковы основные черты правового положения депутата? Какова их сущ­ность?

3.Перечислите формы депутатской деятельности.Каковы особенности форм деятельности депутатов Государственной Думы?

4.Назовите основные права депутата. Дайте их характеристику и укажите способы их осуществления.

5.Каковы основные обязанности депутата? Каким образом они осуществля­ются?

6.Что понимается под гарантиями депутатской деятельности?

7.Назовите основные правовые, социальные и организационные гарантии депутатской деятельности. Дайте им краткую характеристику.

 

Межхозяйственное землеустройство является основным меха­низмом перераспределения земель, формирования рационального землевладения и землепользования, предоставления и изъятия зем­ли для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей, на­деления ею предприятий и граждан, передачи ее в аренду.

основной меха­низм

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус депутата представительного органа власти | Межхозяйственное землеустройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.