КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В области защиты информации. Оказавшие влияние на политику государства
Оказавшие влияние на политику государства Международные и внутриполитические факторы, Тайны в годы гражданской войны ЛЕКЦИЯ 11. Организация защиты военной
Первый шок, вызванный Октябрьской революцией у недовольных ой властью, через некоторое время прошел, и они взялись за оружие. Помещики не могли примириться с потерей своей земли, фабриканты - с потерей предприятий и хотели все это вернуть. Крестьянство которому революция дала землю, было довольно этим шагом до той поры, пока государство не потребовало от него хлеб по продразверстке. После этого оно также переметнулось в стан врагов новой власти. Правда, довольно скоро выяснилось, что здесь им грозит возвращение помещиков со всеми вытекающими отсюда последствиями1. Казачество по-разному относилось к новой власти. Оно раскололось, и казаки воевали по обе стороны фронта, порой переходя со стороны на сторону. Важной силой в гражданской войне стало офицерство. Утратив свои привилегии после Февральской революции, а тем более после Октября, офицерство в основной своей массе сплотилось вокруг наиболее авторитетных генералов и создало так называемую Добровольческую армию под руководством М. В. Алексеева и Л. Г. Корнилова, а затем включилось и в другие белые формирования. Новая власть восстановила против себя и еще одного мощного врага - православную церковь, которая не могла примириться с потерей своих земель, переданных революцией крестьянству, ее не устраивала ликвидация того особого положения, которое она занимала До революции, будучи идеологической опорой старого строя, своеобразной частью государственного аппарата. Большевики, будучи непримиримыми идейными атеистами, не захотели искать и не смогли Достичь какого-либо компромисса с духовенством. Наоборот, широко Распространявшиеся формы антирелигиозной борьбы носили порой Откровенно оскорбительный для верующих характер и тем самым не-йзбежно приводили их в антисоветский лагерь. В ходе гражданской
См.: Цветков В. Ж. Аграрная политика белогвардейских правительств юга России (1918-1920 гг.) // Науч. труды Московского государственного педагогичного ун-та им. В. И. Ленина. - М., 1996. Ч. I. С. 92-101.
войны некоторая часть рабочих, которые материально стали эк хуже, чем прежде, тоже встала в оппозицию к Советам. Следует отметить и роль внешней контрреволюции. Западт державы, потеряв наряду с российскими предпринимателями ев 6 фабрики и заводы в нашей стране, а также узнав об отказе революцй онной власти от уплаты долгов царизма и Временного правительства разумеется, захотели все это вернуть. Кроме того, их, как уже отме-чалось, пугало распространение «пожара революции» на Европу й другие континенты. Наконец, как вчерашние противники, так и союз-ники России узрели в сложившейся обстановке удобный шанс для решения своих собственных геополитических задач. Их стала объединять общая цель - ослабление российского соперника, а по возможности, за счет раздробления России на отдельные мелкие государства, - полное устранение ее с мировой политической арены. Поэтому страны Антанты, США, Япония и другие государства очень скоро встали в антисоветский строй. Они оказали решительную поддержку белому движению, особенно вооружением и снаряжением, которое после закончившейся мировой войны им просто некуда было девать. Имели место и факты прямой интервенции этих сил, организовавших настоящие походы против Советской страны. Уже летом 1918 г. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. На страну навалилась громадная сила, тем не менее Советская власть смогла устоять. Ее победа была неслучайной; большая часть населения страны в итоге выступила на стороне Советов, увидев в них силу, отвечающую интересам народа. И наоборот, как справедливо отмечает итальянский историк Д. Боффа, «белые генералы не нашли сколько-нибудь длительной поддержки ни у одной массовой силы»1.
Хотя развитие страны в данный период не могло не подчиняться условиям жестокой войны, продолжали действовать закономерности и более широкого исторического масштаба. Это прежде всего относилось к экономической политике Советского государства, которая вошла в историю под названием «военный коммунизм». Главной *а рактерной его чертой было стремление собрать все силы и средства одних руках - государства с тем, чтобы по возможности рациональЯ использовать скудные ресурсы для ведения войны. В первую очер^ это коснулось промышленности, где продолжалась полная нацией лизация. Что касается сельского хозяйства и организации снабжен населения, то здесь характерным было введение хлебной моногг 1 См.: Боффа Дж. Указ. соч. Т. 1. С. 97. ^р Сами эти институты существовали и до револю- н0 только новая власть и именно в данный исторический период ц ' решительно проводить их в жизнь. Следует отметить, что пер-С начально государство попыталось наладить товарообмен с дерев-В й однако необходимых промышленных товаров не хватало, к тому крестьяне все больше взвинчивали цены, пользуясь безвыходным оложением городского населения. Тогда-то власти не оставалось ничего иного, как прибегнуть к насильственному изъятию продуктов для голодающих районов. Под полный государственный контроль было поставлено также распределение предметов первой необходимости. В руки государства полностью перешло распоряжение трудовыми ресурсами на основе всеобщей трудовой повинности, под которой понималась всеобщая обязанность трудиться1. Состав защищаемой информации, порядок ее засекречивания. Носители информации. Объекты защиты. Каналы несанкционированного доступа к защищаемой информации. В эти годы на первый план выдвинулись оборона страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Эти же функции определяли и основные элементы состава защищаемой информации, в их перечне по-прежнему доминировали государственная и военная тайна.
В качестве объектов защищаемой информации в этот период следует рассматривать интересы Советской России в области обеспечения государственной и военной безопасности; интересы страны в области создания и развития новых экономических отношений; интересы правоохранительных и иных ведомств в области сохранения служебной тайны. Кроме того, все большую актуальность стала приобретать личная безопасность лидеров государства, особенно после начала так называемого «белого террора», жертвами которого стали многие революционные деятели. 30 августа 1918 г. эсеры произвели рушение на председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) • "• Ленина, вследствие чего он был тяжело ранен. высшие должностные лица Советской Республики являлись носи-j Лями секретной информации, в связи с чем им требовалась надежная ^ическая защита от посягательств врагов. Представляют несомнен- интерес в этом плане материалы Центрального государственного ^а Российской Армии (ЦГАРА), связанные с поездом Председа- , ■ ——___________ История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. Чис-*ова. с. 93-97. теля Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкого. Его поезд был мирован в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве на Московск! Казанской железной дороге, а уже утром 8 августа он отправился й. Восточный фронт по направлению к Казани. Работу фактически од^ го Троцкого обеспечивали 232 хорошо обученных, одетых, накорм ленных человека, в числе которых насчитывалось: латышских стрел. ков - 30 чел., моряков боевого отряда - 18 чел., кавалеристов - 9 чел пулеметчиков - 21 чел., членов экипажей броневиков - 7 чел. и т.д.1 Направления и методы деятельности антисоветских организм ций и иностранных разведок по добыванию секретной военной щт формации. Помимо открытого военного противостояния агентура зарубежных государств развернула в советском тылу широкую под-рывную деятельность, стремясь нанести удар новой власти в ее главных жизненных центрах. В короткий срок возникли многочисленные подпольные контрреволюционные организации - монархические, кадетские, анархистские, эсеровские, меньшевистские. Они носили разные названия и выдвигали различные программы, как правило, крайне демагогические и широковещательные. Практически все они финансировались из-за рубежа. Американский посол Фрэнсис, французский посол Нуланс, английский дипломатический представитель Локкарт и другие стали непосредственными организаторами российской контрреволюции2.
Вскоре последовали бесчисленные заговоры, мятежи, террористические, диверсионные и вредительские акты, измены и провокации. На лето 1918 г. контрреволюционный савинковский «Союз защиты родины и свободы» по директивам и на средства ряда иностранных миссий готовил одновременно мятеж в Москве и в двух десятках мест вокруг Москвы. С 29 на 30 мая 1918 г. эта шпионско-террористическая орга низация была обезврежена и значительная часть ее участников арест вана. Но руководящая группа заговорщиков сумела скрыться. Во пользовавшись ослаблением бдительности в некоторых организациях избежавшие ареста члены антисоветских организаций 6 июля 1918 подняли вооруженный мятеж в Ярославле и вслед за тем в Муроме в Рыбинске. В тот же день левые эсеры, действовавшие в контакте с са-винковской организацией, также устроили восстание в Москве. ГДО непосредственным руководством В. И. Ленина левоэсеровский 1 См.: Волкодаве И. И. Поезд Троцкого // Военно-исторический журнал. ЧЬ 9. С. 60. 2 См.: Всемирная история. Т. 8. С. 242. Л буквально за одни сутки. Только в Ярославле.мя- сникам удалось продержаться 16 дней, и ликвидация этого мятежа оТребовала больших усилий. Своевременно был раскрыт крупней-шцй заговор, организованный руководителем английской миссии Лок-картом и известным английским шпионом Сиднеем Рейли. Заговорщики рассчитывали захватить Кремль и совершить террористические акты против руководителей партии и правительства. На осуществление этой акции было ассигновано около 10 млн. руб.1 11.2. Организация защиты информации Нормативные акты в области защиты информации. Органы защиты военной тайны. Создание Особого отдела ВЧК и его местных органов. Основные задачи органов военной контрразведки. Методы защиты военной тайны, обусловленность их историческим периодом. Регламентация ответственности за разглашение, передачу или умышленное уничтожение информации, составляющей военную тайну. Развитие государственного аппарата в годы гражданской войны определялось прежде всего общими закономерностями переходного периода от капитализма к социализму. Вместе с тем определенную роль сыграли условия гражданской войны и интервенции, не повлекшие впрочем за собой коренной ломки государственного аппарата. Советское государство по своей природе было достаточно гибким, способным действовать в любых условиях. В годы гражданской войны советский государственный аппарат работал в обстановке многопартийности. Практически во всех звеньях советского государственного аппарата работали члены других партий, преимущественно мелкобуржуазных, - эсеры, меньшевики и анархисты. Тем не менее в госструктурах преобладали большевики, чья партия заметно укрепи-ла свое положение. VIII съезд РКП(б) констатировал, что партия Должна завоевать для себя безраздельное политическое господство в етах и устанавливать фактический контроль над всей их работой. Во всех советских учреждениях предлагалось образовать партийные Фракции, строго подчинявшиеся партийной дисциплине. Вместе с тем см.: Рабинович С. Иностранный шпионаж в СССР в годы гражданской вой-~~ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vault.exmachina.ru/spv/14/. рекомендовалось проводить решения партии через советские орган в рамках Конституции, руководить Советами, но не подменять их1. Советское государство в эти годы выступало за укрепление зако ности. В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Сове тов принял постановление «О точном соблюдении законов», При звавшее всех граждан, все государственные органы и всех должное?, ных лиц к строжайшему соблюдению законов. В 1919 г. Совнарком в Декрете об устранении волокиты подчеркнул значение решений VI съезда и Совета Обороны, поставив вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законности. ДЛя выявления фактов беззакония на местах и улучшения советской работы ВЦИК направлял в различные губернии России своих членов, уполномоченных и инструкторов. При обнаружении злоупотреблений уполномоченные ВЦИК имели право отстранять должностных лиц, виновных в злоупотреблениях, и предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. В годы войны советский государственный аппарат продолжал укрепляться. Однако он испытывал хронические затруднения с кадрами. В государственные органы вливались рабочие и крестьяне, полные революционного энтузиазма. Однако порой у них не было знаний, необходимых для управления государством, а зачастую и просто не хватало элементарной культуры, поэтому был взят курс на привлечение в государственный аппарат бывших царских чиновников. В. И. Ленин в докладе на IX съезде РКП(б) говорил, что подобно тому, как буржуазия в свое время использовала кадры служащих феодального государства, мы должны использовать чиновников свергнутого революцией государства. Общая структура высших органов власти и управления, которые среди прочих задач каждодневно решали и вопросы информационной безопасности государства, во время войны оставалась в принципе такой же, как и в предыдущий рассмотренный период. Как и до войны, регулярно созывались всероссийские съезды Советов. Продолжали нормально функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совет Народных Комиссаров. VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял постановление «О советском строительстве». Аналогичный акт был издан VIII съездом Советов 29 декабря 1920 г. Об постановления внесли изменения в порядок деятельности ЦЙ* Президиума ВЦИК, Совнаркома и местных Советов. 1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. тякова. С. 117. Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК По этого он являлся постоянно действующим органом и собирался на ой заседания иногда по несколько раз в месяц. Теперь было решено страивать очередные заседания ВЦИК раз в два месяца. Предусмат-явалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Конституция рСфСР 1918 г. не регламентировала правового положения Президиума ВЦИК, лишь упоминая о его существовании, VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию. Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов на рассмотрение, наблюдать за исполнением постановлений ВЦИК и т.д. Постановление VIII съезда Советов развивало и конституционные положения, касавшиеся СНК Оно установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях. Чрезвычайные условия интервенции и гражданской войны потребовали создания особого органа, объединяющего усилия всего государства в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденный Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для организации отпора врагам. Его возглавлял Председатель Совнаркома В. И. Ленин. Членами Совета были представители от ВЦИК, Реввоенсовета, Народного комиссариата по продовольствию, Народного комиссариата путей сообщения и др. В начале 1920 г., когда у Советского ГосУдарства появилась возможность приступить к хозяйственному строительству, перед Советом Рабочей и Крестьянской Обороны была вставлена задача - обратить особое внимание на экономику. В соответствии с этим Совет Рабочей и Крестьянской Обороны в апреле 920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). ^Ш съезд Советов подтвердил, что законодательными органами Являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто, кроме Их' не имел права издавать законодательные акты общегосударст-Ве1*ного значения. Борьба за упрочение законности требовала уточнения правового °ложения местных органов власти и управления, последовательного Р°ведения принципа демократического централизма в отношении центра и мест. В годы гражданской войны можно отметить две р терные тенденции в развитии правового положения местных Советов-с одной стороны, изъятие из их компетенции вопросов, по своей пр^ роде являющихся общегосударственными, с другой - сохранение $ местами весьма широких прав. Эти тенденции отразились в законода, тельстве о Советах1. Активизировалась деятельность по защите конституционного строя и специальных правоохранительных структур. После покушения на В. И. Ленина 5 сентября 1918 г. СНК принял по докладу председателя ВЧК постановление «О красном терроре», в котором говорилось следующее: «...необходимо очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры». Следует особо подчеркнуть, что «красный террор» явился ответной мерой на террор «белый», развязанный белогвардейцами летом 1918 г. и послуживший прелюдией к гражданской войне. СНК постановил направить в органы ВЧК «возможно большее число ответственных партийных товарищей». 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил положение о ВЧК и ее местных органах, согласно которому ВЧК являлась центральным органом, объединявшим деятельность местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и должностными преступлениями на всей территории РСФСР. ВЧК и ее местные органы имели право создавать особые вооруженные отряды, которые находились под контролем РВСР. Члены местных ЧК назначались и отзывались местными исполкомами. В армии были соз даны особые отделы. 6 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил Положение об особых отделах при ВЧК, согласно которому они должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах, руководить работой агентуры за границей и на оккупированных территориях. На транспорте создавались железнодорожные ЧК, преобразованные затем в транспортные ЧК, действовавшие под руководство» транспортного отдела ВЧК. В ноябре 1920 г. на ВЧК была возлоясе* охрана границ государства. Получив в условиях гражданской воийь широчайшие права, органы ВЧК вели следствие, выносили пригов< ры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступ^ 1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И-тякова. С. 117-121. Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять к зйновным непосредственную расправу на месте преступления. Следует отметить, что наряду с особыми отделами в 1918 г. поя-вились еще две специальные оперативные службы - военная разведка й военная контрразведка. Заграничная агентурная разведка находилась в ведении Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Непосредственно разведкой в ГУГШ занимался Отдел 2-го генерал-квартирмейстера, состоявший из добывающего (разведывательного) и обрабатывающих (региональных) отделений. В обязанности отдела входили сбор, обработка и систематизация всего разведывательного материала, как правило, «сырого» и крайне неточного, который начал поступать с фронтов. Позднее отдел был преобразован в Военно-статистический отдел (ВСО) Оперативного управления Всероссийского Главного штаба (ВГШ). В конце июня 1918 г. Наркомвоен Л. Д. Троцкий утвердил «Общее положение о разведывательной и контрразведывательной службе», ставшее первым такого рода документом в истории советской военной разведки. 1 ноября 1918 г. Реввоенсовет Республики (РВСР) утвердил штат Полевого штаба (ПШ) РВСР. 5 ноября штат был введен приказом РВСР № 197/27 и продублирован приказом по ПШ № 46. В структуре ПШ значилось Регистрационное управление (Региструпр), впервые объединившее все органы военной агентурной разведки, существовавшие к тому времени: ВСО Оперативного управления ВГШ, Разведывательное отделение Оперативного отдела Наркомата по военным Делам, Разведывательное отделение Оперативного управления Высшего военного совета (ГРУ ГШ ВС СССР являлся прямым преемником Региструпра. Именно поэтому 5 ноября считается Днем Советской военной разведки). Первым начальником Региструпра был научен С. И. Аралов. В состав Региструпра входило два отдела: аген-турный (разведывательный) - 39 чел. по штату - и военного контроля ^онтрразведывательный) - 157 чел. Войсковой разведкой занималось ^ведывательное отделение Оперативного управления со штатом Чел. Информационная служба осталась в ВСО. Таким образом, хо-я и появился центральный орган агентурной разведки и контрраз- П]си, в целом военная разведка оставалась разобщенной. ко ~jj_»\^/4,ivci v/w i U.DCXJ1 CIVD UCUUKJllXCtltlKJU. ** ноябре 1918 г. в Москве открылись Курсы разведки и военного Нтроля. Программа курсов предусматривала изучение следующих РеДметов: пехотной разведки; артиллерии; географии; службы связи; йнистрации; тактики; артиллерийской разведки; контрразведки; верной разведки; топографии; кавалерийской разведки; военно- топографической разведки; агентурной разведки. Несколько оз> было введено изучение иностранных языков (французского, немецк го, английского, японского, шведского, финского). С июня 1919 г. согласно новому штату и Положению Региструп был переподчинен непосредственно РВСР, минуя начальника ПШ РВСР. К началу 1921 г. в штате Региструпра состояли: начальник управления; два помощника; оперативный отдел (оперативное, низационное и техническое отделения); информационный отдел (о дочное отделение и отделение прессы); общий отдел; отделение связи; шифровальное отделение; организационный отдел (организации онное и инспекторское отделения); хозяйственно-финансовый отдел. С апреля 1921 г. Региструпр был преобразован в Разведывательное управление штаба РККА (Разведупр) и согласно «Положению» стал «центральным органом военной разведки, как в военное, так и в мирное время». В штат Управления был включен отдел войсковой разведки. После окончания Гражданской войны Разведупр на некоторое время был преобразован в Разведывательный отдел Управления 1-го помощника начальника штаба РККА. Опыт работы этих служб в 1918-1920 гг. помог заложить основы оперативно-разыскного искусства. Стали широко применяться такие методы, как агентурное проникновение, дезинформация, техническая разведка. В этот период был проведен ряд блестящих операций по выводу в нашу страну из-за границы видных агентов иностранных разведок. К числу первых успешных операций, осуществленных военными контрразведчиками по разоблачению агентуры разведок стран Антанты, относится задержание полковника Люндеквиста, пытавшегося передать генералу Юденичу план захвата Петрограда в 1919 г. Итоги деятельности Разве-дупра за этот период приведены в документах за 1923 г., в которых отмечается важная роль разведки в годы Гражданской войны и подчеркивается: «быстрое развитие разведывательного дела в Красной Армии, охватывающего, в сущности говоря, весь мир, характеризующего современное состояние вооруженных сил иностранных rfr сударств, учитывающего новейшие изобретения сухопутной, морской и воздушной военной техники» (Приказ по Штабу РККА (10.03.1923 г. № 151)1. 1 См.: История спецслужб России. С. 456; Ярухин Ю. Рождение Советско военной разведки (1917-1923 гг.). - [Электронный ресурс] Режим досту11 http://veterangru.kiev.ua/rosvidka.htm. ^Вооруженные силы в рассматриваемый период являлись главной порой государства в защите от внешних и внутренних врагов. Советской России была необходима многочисленная армия, которая создавалась на принципе всеобщей воинской повинности. Для руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК оТ 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет рес-публики (РВСР). Вся полнота власти в области управления вооруженными силами возлагалась на главнокомандующего всеми войска-мИ страны, правовой статус которого определялся декретом СНК от 5 декабря 1918 г. Использование старых военных специалистов, о которых говорилось на предыдущей лекции, не могло изменить революционный характер Красной Армии, который определялся классовым составом основной массы ее бойцов, партийным и советским руководством. Это руководство являлось частью общего курса на привлечение буржуазной интеллигенции для строительства социализма1. Представляет интерес по этому поводу мнение, высказанное А. И. Деникиным: «Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов», заведомо чуждых или враждебных господствующей партии...»2. Однако при всем этом, с точки зрения защиты военной тайны, привлечение старых военных специалистов требовало бдительного контроля за их деятельностью и политического руководства ею. С учетом притока в армию широких (в большинстве своем крестьянских) масс ставился вопрос о необходимости серьезной политико-воспитательной работы с ними, что для обеспечения информационной безопасности армии также было крайне важно. Решение этих за-Дач возлагалось первоначально на военных комиссаров, а затем - на Политическое управление РВСР, работавших в тесном контакте с арийской контрразведкой. Характерно, что одной из причин поражения белых армий явилось йменно разложение, отсутствие дисциплины и неорганизованность в йх Рядах. А. И. Деникин в своих мемуарах жаловался, что подчинение ему генералы не очень считались с его приказами. Общее падение Дисциплины в его армии и развитие «самоснабжения» приводили по-Росту к разбою. «Христолюбивое» воинство генерала Мамонтова, См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. Чис-7*а. С. 124-127. С См-: Деникин А. И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1992. № 12. например, не остановилось даже перед ограблением церквей1. утт> съезд РКП(б) признал неотложной задачей советского военного строи тельства Укрепление централизма и дисциплины в Красной Армци Был дан отпор оппозиционерам, считавшим идеалом армии раздро* ленные, изолированные партизанские отряды. Все эти задачи бьи^ решены. Даже Р. Пайпс признает, что Советскому государству удалось создать сплоченную армию с единым командованием, единым поли-тическим руководством, чем она выгодно отличалась от белой2. Существенные изменения в рассматриваемый период коснулись и органов милиции. Настало время разделить военные функции и функции охраны общественного порядка. НКВД подготовил проект «Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции)», который 5 июня 1918 г. был опубликован в печати. Согласно этому проекту милиция создавалась как постоянный штат лиц и отделялась от военного дела. 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ утвердили согласованный документ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)». Он интересен с точки зрения обеспечения информационной безопасности создаваемой системы. В первую очередь это выражалось в закреплении штатного принципа организации милиции. Милиция строилась на классовой основе. На милицейские должности могли быть назначены только трудящиеся, граждане РСФСР, достигшие 21 года, вполне грамотные, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом в Советы, признающие Советскую власть. Решительно был закрыт доступ в советскую милицию представителям эксплуататорских классов, лицам, прибегающим к наемному труду, живущим на нетрудовые доходы, частным торговцам и торговым посредникам, служителям различных культов, служащим и агентам бывших жандармских отделений и чинам бывшей полиции3. Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Она проводила дознание по уголовным делам, осущесТ' вляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры. 1 См.: Деникин А. К Поход на Москву // Очерки русской смуты. - М., С. 35-39. 2 См.: Пайпс Р. Указ. соч. С. 16. 3 См.: Московская краснознаменная милиция: Страницы истории / Под И. А. Кондаурова. - М., 1988. Ч. 1. С. 50. важным делом милиции считалась борьба с бандитизмом, я в основном политический характер. В этой части ее функ- й переплетались с полномочиями ВЧК. Это касалось и уголовного ц ь1Ска, созданного 5 октября 1918 г. в системе Наркомюста. Позже я был передан в ведение милиции. Как уже отмечалось, к началу гражданской войны были заложены основы советского права, однако на этом его развитие не остановилось. Существенно изменились источники права. Тем не менее в правовой сфере сохранялись еще весьма значительные пробелы, которые приходилось восполнять использованием революционного правосознания. В период гражданской войны начались кодификационные работы, в том числе - в области уголовного законодательства. Первой попыткой систематизации уголовного права был циркуляр Кассационного отдела ВЦИК, изданный еще в октябре 1918 г. Затем был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, применяемых советскими судами. Наконец, коллегия Наркомата юстиции решила создать Наказ судьям по применению уголовного права. Он был задуман как инструкция Наркомата, то есть подзаконный акт, но должен был содержать Общую и Особенную части по аналогии с Уголовным кодексом. Полностью это решение реализовано не было, но на основе Общей части Наказа в декабре 1919 г. были созданы Руководящие начала по уголовному праву РСФСР1. Несмотря на некоторые недостатки, в целом они представляли собой удачный опыт кодификации, в связи с чем практически без изменений были восприняты на Украине, в Белоруссии и Закавказье. Что касается Особенной части уголовного права, то условия периода интервенции и гражданкой войны определили ее направленность, прежде всего, против к°нтрреволюционных преступлений2. Красный террор привел, в ча-Стности, к применению института заложников. В случае совершения ТеРрористических актов против деятелей Советской власти опреде- е*Шая группа заложников подлежала расстрелу с обоснованием пРИменения к ним такой меры. Списки расстрелянных публиковались ля всеобщего сведения3. Красный террор практиковался до ноября *° г-4 Следует отметить, что институт заложников не был изобре- .: История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. Чис-С 141. .: Декреты Советской власти. - М., 1964. Т. III. С. 291-292..: Красная книга ВЧК. - М., 1989. Т. 1. С. 6-7..: БоффаДж. Указ. соч. С. 95. тением Советской власти. Его применяло еще царское правительство в колониальных войнах. После революции первыми стали брать ^ ложников белогвардейцы, о чем свидетельствует А. И. Деникин. Су. ществовала, например, практика обмена заложниками между белыми и красными. Развитие законодательства о контрреволюционных, во-инских и других преступлениях расширяло число видов и родов пре-ступлений, предусмотренных законом1. В известной мере это способ-ствовало и укреплению информационной безопасности Советского государства. 1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. Ч1 тякова. С. 157-159. 12. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В 20-е ГОДЫ XX в. 12.1. Факторы, оказавшие влияние на состав защищаемой информации и организацию ее защиты в рассматриваемый период После окончания гражданской воины и прекращения военной интервенции политика «военного коммунизма» стала еще меньше удовлетворять крестьянство. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелейшем положении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В 1920 г. общий объем продукции сельского хозяйства составлял около половины довоенного. В еще более плачевном положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых продуктов и предметов: хлеба, одежды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс: были остановлены многие фабрики и заводы. Рабочие от голода уходили в деревню, занимались кустарничеством, мешочничеством. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата. Срочно нужны были новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. X съезд правящей Коммунистической партии принял решение о переходе к новой экономической политике, от продразверстки к продналогу. В советской науке НЭП трактовали как политику построения с°Циализма в условиях многоукладной экономики, когда временно Для поднятия экономики допускались капиталистические элементы пРи сохранении командных высот в экономике в руках государства. ^УЩность НЭПа состояла в том, что это была особая политика проле-аРского государства, целью которой являлась ликвидация капитали-Тических элементов и построения социализма с использованием раз-Ь1х форм собственности, рынка и торговли как основных звеньев. читается, что НЭП закончился в середине 1930-х годов с построени- °снов социализма в нашей стране. Осуществление НЭПа проходило на фоне относительно благопри-**°й международной обстановки, что способствовало заключению Рговых соглашений с другими странами. В 1921 г. такие соглаше-к я были подписаны с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, к ; в 1922 г. - со Швецией и Чехословакией. Во время Генуэз-
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |