Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: Использование литературы о природе в работе с дошкольниками

Вопрос 5. Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности.

Вопрос 4. Детерминанты насильственных преступлений против личности

Вопрос 3. Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления

 

Рассматривая обобщенную криминологическую характеристику лиц, совершающих насильственные преступления, следует прежде всего отметить, что большинство их совершают мужчины (82% убийств, 90% тяжких телесных повреждений, почти 100% изнасилований). Это различие в значительной мере объясняется психофизиологическими особенностями мужчин и женщин. Так, например, для женщин меньше свойственно агрессивное поведение, они реже злоупотребляют спиртными напитками, что характеризует лиц, совершающих насильственных преступления. Отличаются и мотивы насильственных преступлений у мужчин и женщин. К совершению преступлений женщин чаще всего побуждает месть, острая конфликтная ситуация в быту, оскорбительные или противоправные действия в отношении них, преступления пограничные с сильным душевным волнением или превышением ими пределов необходимой обороны. Насильственные преступления, совершаемые женщинами, чаще всего результат острого семейно-бытового конфликта при виктимном поведении потерпевшего.

С учетом изложенного при рассмотрении криминологической характеристики преступников основное внимание следует обратить на мужчин.

Большую долю преступлений против личности совершают лица молодого и среднего возраста (18-39 лет), а самой криминогенной является возрастная группа 25-39 лет. Удельный вес той или иной возрастной группы колеблется в зависимости от конкретного вида преступлений. Так, наибольшая доля изнасилований приходится на лиц до 25 лет, тяжкого причинения вреда здоровью - на возраст свыше 30 лет. Для убийств характерно, что их совершают чаще лица, имеющие стойкую антиобщественную направленность и преступный опыт. В целом же в последние годы отмечается снижение возраста преступников-насильников.

Специфика образа жизни, семейное положение влияют на то, что для насильственных преступлений, совершаемых в общественных местах, характерен молодой возраст, а в семейно-бытовой сфере возраст этих лиц старше.

Средний возраст преступников связан также с региональными особенностями демографической структуры населения. В тех местностях, где средний возраст населения ниже, чем в целом по стране (города-новостройки, регионы нового промышленного освоения) отмечается более низкий возрастной уровень преступников и одновременно большая распространенность насильственных преступлений против личности. В то же время это не характерно для городов или районов, являющихся учебными или научными центрами. Несмотря на то, что большую часть населения таких поселений составляют люди молодого возраста, ими совершается незначительное количество преступлений. Это еще раз подтверждает, что высокий уровень образования, жизненные устремления человека, должная организация досуга и воспитательной работы, которая проводится в учебных заведениях являются факторами, благоприятно сказывающимися на формировании правомерного поведения.

Для семейного положения лиц, совершающих насильственные преступления, характерна общая тенденция для всех категорий преступников - чем старше их возраст, тем меньше среди них доля не состоящих в браке. Вместе с тем здесь имеются и некоторые особенности. В частности, с бытовыми насильственными преступлениями связаны фактическое или юридическое расторжение брака, непрочные семейные отношения. Многие преступники молодого возраста не состоят в браке, проживают вне семьи в условиях общежитий. Больше всего холостых среди лиц, совершающих половые преступления. В криминологии общепризнанно, что семья является важным регулятором поведения человека, и ее отсутствие следует рассматривать в профилактической работе как неблагоприятное обстоятельство. Для исправления лиц, склонных к совершению преступлений, не имеющих или проживающих вне семьи, особенно необходима активизация воспитательного воздействия трудового или учебного коллектива, авторитетного человека, других положительно характеризующихся лиц из их ближайшего окружения.

Многочисленными исследованиями подтверждается, что уровень образования преступников ниже, чем у правопослушных граждан. Правда, это не относится к лицам, совершающим экономические и должностные преступления. Образование же лиц, совершающих насильственные преступления, невысок даже в сравнении с другими категориями правонарушителей. Это связано с тем, что насильственное поведение более всего коррелирует с низкой культурой, недостаточным образованием и пробелами в интеллектуальном развитии. Одним из направлений профилактической работы с лицами, склонными к насильственным преступлениям, приоритетным является вовлечение их в социально-полезные занятия, развивающие интеллектуальные способности, повышающие уровень культуры, побеждающие чувство уважения к интересам других граждан.

В последние годы отмечается среди лиц, совершающих насильственные преступления, увеличение доли тех, кто не имеет постоянных источников доходов. Такое положение следует рассматривать как неблагоприятное, поскольку неудовлетворенность жизненно необходимых потребностей, неустроенность жизни является первопричиной конфликтов в семейно-бытовой сфере, порождением агрессивности, злобы и других двигающих насильника качеств.

Уровень рецидива среди лиц, совершающих умышленные убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования, намного выше среднего. Так, в числе лиц, привлеченных к ответственности за эти преступления каждый третий ранее совершал преступления, в то время как рецидив по всем преступлениям равен 25%. Значительная часть повторных преступлений совершается в течение непродолжительного периода после освобождения из мест лишения свободы. Нередко рецидивисты становятся организаторами насильственных преступлений. Это говорим о необходимости совершенствования форм и методов исправления и перевоспитания осужденных, усилению контроля за ранее судимыми, осуществление профилактического к воздействию на них с учетом насильственной направленности антиобщественной установки.

Существенно отличается показатель совершения насильственных преступлений в состоянии опьянения. Он значительно выше чем среди всех категорий преступников. Из всех выявленных преступников около 40% совершили преступление в состоянии опьянения, а среди насильников этот показатель составляет более 70%. Наряду с пьянством прослеживается взаимосвязь употребления наркотических средств как фактор влияния на насильственную преступность. В статистике этот показатель мизерный, однако на практике все выглядит иначе. Закон не запрещает употреблять наркотики и находиться в общественных местах совершеннолетним лицам в состоянии наркотического опьянения.

Установление, находился ли преступник в состоянии наркотического опьянения в момент совершения преступления сложно без специальной экспертизы и поэтому это редко делается.

В криминологических исследованиях все чаще стали обращать внимание на насильников, имеющих психические аномалии в пределах вменяемости. В последние годы наблюдается общий рост психических заболеваний, особенно среди подростков и молодежи. В статистической отчетности не учитывается показатель психического состояния лиц, совершающих преступления. Однако выборочные наблюдения свидетельствуют о тревожной тенденции. Среди обследованных убийц психические составляет свыше 70%. Среди них чаще всего встречаются психопаты, алкоголики, олигофрены, лица с органическими порождениями центральной нервной системы, перенесшие травмы черепа[7].

 

 

Причины и условия совершения преступлений против личности связаны с общими факторами, влияющими на преступность. Они разнообразны, проявляются в многих сферах и влияют в разной степени. Нужно учитывать, что факторы, влияющие на насильственные преступления, постоянно изменяются, некоторые исчезают, появляются новые, ранее не существовавшие. Если исходить из того, что преступность не приходящее явление, то корни преступного насилия нужно искать в общественных отношениях и именно в тех, которые порождают социальные противоречия, низменные человеческие страсти, острые конфликтные ситуации. В первую очередь следует отметить влияние на насильственную преступность негативных процессов в экономической сфере. Последнее десятилетие в России происходят процесс реформирования экономических отношений, переход к рынку, которые по своей сути отвечают цивилизованному устройству общества. Но рынок таит в себе и существенные противоречия, к которым следует отнести конкуренцию, раздел сфер влияния, сильному расслоению общества и обнищание его части. Неудовлетворенность многих граждан своим положением, неподготовленность к активному включению в новые отношения, безнадежность, отчасти и крах надежд, которые могут постигнуть как бизнесмена, так и безработного - все это приводит к глубоким и длительным конфликтным ситуациям, стимулирует их криминальное разрешение путем насилия.

С началом и в процессе реформ у части граждан и должностных лиц продолжает господствовать мнение о демократизации как о вседозволенности, невмешательстве государства в происходящие преобразования. В результате в обществе не сформулированы основы духовного и нравственного воспитания населения, особенно молодежи. Государство устранилось от определения главных нравственных ценностей. Каждый делает это сам и не всегда удачно. Утрачен контроль за средствами массовой информации, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, разрушающих семью и брак, дискредитирующих отношения детей и родителей, разных возрастных поколений.

Отмечается оживление национализма, приводящего к вооруженным конфликтам, вражде между представителями разных национальностей. В результате нарастает эсколация насилия, жестокости и как результат существенно девальвировались такие общечеловеческие ценности как жизнь, безопасность, неприкосновенность личности.

Нельзя не сказать и об ослаблении регулирующей и контролирующей роли общественных организаций (товарищеских судов, ДНД, советов профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних) в предупреждении антиобщественного насильственного поведения, воздействии на лиц, склонных к агрессии, пьянству, наркомании, проституции. Утрачены связи сил правопорядка с населением, общественными формированиями, способными вносить вклад в предупреждение преступного насилия. Демонтирована система профилактики правонарушений правового воспитания и просвещения граждан, в результате углубился правовой нигилизм населения, внедрение в массовое сознание стереотипа противоправного поведения, силового разрешения споров, неверие в способность правоохранительных органов защитить интересы личности.

Вместе с тем для них характерны и существенные специфические черты. Особенно значимо влияние на преступления против личности, пьянства и алкоголизма, а также немедицинского потребления наркотиков. Состояние опьянения, неразумное потребление спиртного (помимо того, что оно разрушает здоровье человека) приводит к снижению самоконтроля за поведение, искаженной, неадекватной оценке различных ситуаций, возникновению конфликтов. Для хронических алкоголиков в поведении характерны повышенная возбудимость, раздражительность, злобность, склонность к агрессии. Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит также к разрыву семейных и других социально-полезных связей, снижает культуру поведения, порождает острые противоречия в семейно-бытовой сфере. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что пьянство и его крайнее проявление - алкоголизм самым тесным образом связаны с насильственной преступностью. В подтверждение этого утверждения свидетельствуют статистические показатели тотальной борьбы с пьянством и алкоголизмом в 1966, 1972, 1986-87 гг., которая приводила к существенному сокращению (на 40-50%) убийств, причинению вреда здоровью, хулиганства. И, наоборот, в периоды бездействия и попустительства к лицам злоупотребляющим спиртными напитками, потери государственного контроля за производством и продажей спиртных напитков приводило к росту преступности в целом и особенно насилию против личности.

Еще более сильное негативное влияние на насильственную преступность оказывает наркомания и ее последствия. Установлено, что деградация личности наркомана наступает в несколько раз быстрее чем алкоголизма. Наркотики также как и алкоголь возбуждают психику человека, делает его поведение бесконтрольным и неадекватным ситуациям, приводят к конфликтам и раздорам. Состояние "ломки" наркомана также толкает на агрессивное неуправляемое поведение.

Одним из обстоятельств, воздействующих на лиц, совершающих преступления против личности, является неблагоприятное ближайшее окружение, недостатки в воспитании несовершеннолетних, факты пренебрежительного отношения к интересам личности, цинизм, половая распущенность, грубость в обращении и враждебность среди членов семьи, в трудовом коллективе или в компании друзей формируют стереотипы поведения, приводящего к совершению этих видов преступлений.

Существенным условием для активизации преступлений служит неорганизованность в некоторых местах досуга населения, особенно молодежи, диспропорции экономического и социально-культурного развития. В результате создается почва для злоупотребления спиртными напитками, неразумного провождения свободного времени, бесконтрольность поведения, формируются группы молодежи с антисоциальной направленностью поведения. Эти проблемы присущи как сельской местности, так и городским населенным пунктам, особенно малым городам, городам-новостройкам, районам нового промышленного освоения, где большинство населения молодого возраста проживает без семей и в общежитиях.

Отрицательное влияние на формирование у лица решимости или повода совершить или насильственные преступления против личности оказывают криминогенные ситуации. В условиях высокой плотности населения, повышенных эмоциональных и интеллектуальных нагрузок в современных условиях, ослабления форм социального контроля увеличивается эмоциональная возбудимость человека, разрядка которой нередко происходит в конфликтной форме. Представляется, что это может служить одним из объяснений роста в последние годы числа некоторых видов насильственных преступлений уличной преступности, особенно в крупных городах.

Широкая доступность, в последнее время, спиртных напитков при низкой культуре употребления спиртного, ненадлежащее реагирование и несвоевременное пресечение пьянства в общественных местах, например, в местах массового отдыха населения, на транспорте, в период проведения массовых культурно-спортивных мероприятий, народных праздников, приводят к конфликтам и ссорам, перерастающими в насильственные преступления. К этому же приводит и ослабление борьбы с пьянством в трудовых коллективах, в жилых микрорайонах и в целом в обществе.

В некоторых случаях имеет место провоцирующее (как правомерное, так и неправомерное) поведение потерпевшего, выражающееся в оскорблении, обоюдной ссоре, неосмотрительных действиях и распущенности в поведении потерпевших от половых преступлений.

Многие насильственные преступления совершаются в связи с встречающейся обстановкой безнаказанности или недостаточно эффективном воздействии на правонарушителей на ранних этапах формирования их противоправного поведения. Значительной части рассматриваемого вида преступлений предшествуют неправильное поведение в быту, семейные конфликты, угрозы, побои, пьянство, мелкое хулиганство. Своевременное выявление, быстрое и эффективное реагирование на них органов внутренних дел и общественности имеет важно профилактическое значение. Это подтверждается тем, что там, где увеличивается число лиц, привлекаемых к ответственности за угрозу убийством и причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, побои, нарушение общественного порядка, сокращаются тяжкие насильственные преступления.

Влияние на увеличение числа и тяжести насильственных преступлений против личности оказывают потеря сдерживающих нравственных устоев, появляется культ обогащения любой ценой, пренебрежение к человеческой жизни..

Существенное влияние на увеличение числа и тяжести насильственных преступлений оказывает вооруженность преступного мира. Отмечается устойчивый рост тяжких преступлений с увеличением числа хищений оружия, активизация его незаконного оборота. На распространенность и доступность оружия влияют возникающие в отдельных регионах вооруженные конфликты. С ослаблением пограничного и таможенного контроля также активизировалась контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В результате халатного отношения к своим обязанностям, а иногда прямого попустительства должностных лиц министерств и ведомств, имеющих оружие, не ведется должный учет и охрана вооружений. В результате можно говорить о существовании разветвленной сети черного рынка оружия. Для коренного перелома по изъятию из незаконного оборота оружия принимался ряд документов по совершенствованию деятельности правоохранительных органов и Министерства обороны в области предупреждения и раскрытия хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и преступлений, совершаемых с применением взрывчатых устройств. Намечалось проведение инвентаризации всего оружия, восстановление криминалистических учетов, ужесточения соблюдения установленного законом об оружии порядка приобретения, хранения и использования оружия. Однако результаты этих мер оказались недостаточными. Хищение и утрата оружия продолжает увеличиваться. На 1 января 2000 г. на федеральном учете стоит 51326 единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия.

Злободневной профилактической проблемой становится своевременное и полное выявление и расследование насильственных преступлений. За безвестным исчезновением людей все чаще скрываются убийства владельцев приватизированных квартир, автотранспорта другого имущества кредиторов и конкурентов по бизнесу. В связи с этим важна тщательная проверка поступающих в органы внутренних дел сигналов о безвестном исчезновении людей, отлаживание и своевременное пополнение криминалистических учетов.

В этом же ряду находится и розыск лиц, уклоняющихся от следствия и суда, а также раскрытие уже совершенных насильственных преступлений. Своевременное пресечение преступной деятельности предотвратит совершение новых и как правило более тяжких преступлений. Отставание и несовершенство законодательной базы борьбы с преступностью, отраслей права, регулирующих экономические и гражданско-семейные отношения, также неблагоприятно влияют на состояние насильственных правонарушений.

 

 

Как видно из анализа причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений против личности, предпосылки их предупреждения создаются в результате осуществляемых в стране социально-экономических, культурно-воспитательных и других крупномасштабных мероприятий. Реформирование производства, социальные акции по поддержке молодежи, малообеспеченных граждан дают положительные результаты.

Укрепление семьи как одного из важнейших устоев общества, решение широкого круга социальных проблем молодежи, развитие и более полное удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей подрастающего поколения в сфере труда и быта, разумное использование свободного времени, обеспечение равного доступа членов общества к образованию и культуре, развитие материально-технической базы и улучшения условий досуга, утверждение здорового образа жизни - эти и другие аспекты социальной политики государства имеют первостепенное значение для нейтрализации, а в перспективе и искоренения объективных и субъективных факторов, детерминирующих насильственную преступность.

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. № 24[8]. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции на выявление, устрашение и предупреждение причин и условий порождающих преступность, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, укреплению системы правоохранительных органов.

Большую роль в профилактике насильственных преступлений играют реализация намеченного Федеральной и региональными программами борьбы с преступностью, предусматривающими комплекс организационных, административно-правовых и иных мер, направленных на решительное усиление борьбы с этими негативными явлениями. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 270 от 10 марта 1999 г. Заказчиком и координатором Программы является МВД России. К их числу следует отнести документ, непосредственно посвященный насильственной преступности - Программу организационно-практических и научно-исследовательских мероприятий по усилению борьбы с серийными преступлениями против личности и убийствами, совершаемыми по найму.

Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание соразмерно содеянному за эти преступления, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. Это привлечение за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), в совершение антиобщественных дейтсвий (ст. 151 УК) и др. В этой связи следует указать на значение усилий милиции по полному выявлению и своевременному пресечению таких действий, как незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, небрежное хранение огнестрельного оружия, незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, коррелирующих с насилием, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствуют сокращению числа тяжких насильственных преступлений.

Вместе с тем успешное решение этой задачи невозможно без специально организованной профилактической деятельности, важная роль в которой принадлежит органам внутренних дел.

В пределах своей компетенции каждая их служба выполняет предупредительные функции. МВД России требует постоянно в органах внутренних дел подводить итоги предупреждению насильственных преступлений, рассмотрению заявлений граждан о побоях, истязаниях, угрозах убийством, нанесения телесных повреждений, хулиганских проявлениях.

Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит патрульно-постовой службе, дежурным частям органов внутренних дел, участковым инспекторам милиции и аппаратами криминальной милиции.

Патрульно-постовая служба. К ее силам в соответствии с уставом ППС милиции общественной безопасности относятся: строевые подразделения милиции, подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специальные моторизированные воинские части внутренних войск МВД России. Патрульно-постовую службу осуществляют также подразделения муниципальной милиции. Для выполнения этих функций постоянно привлекаются сотрудники других служб МВД, УВД, УВДТ и РОВД, слушатели и курсанты учебных заведений МВД России.

Эффективность профилактики значительно повышается если эта служба осуществляет свою деятельность по единой дислокации.

Главными задачами патрульно-постовой службы является обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение преступлений административных правонарушений. Свои функции она осуществляет непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, нарушений антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предупреждению тяжких посягательств на личность.

В обязанность постовых и патрульных входит:

- контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

- своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснения им недопустимости антиобщественного насильственного поведения;

- предупреждать и пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и других общественных местах;

- принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового инспектора, инспекторов по делам несовершеннолетних;

- выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, развратные действия;

- пресекать групповые нарушения общественного порядка.

Таким образом, возможности предупреждения насильственных преступлений у патрульно-постовой службы значительны. Задачи заключаются в том, чтобы расстановка постов и маршрутов патрулирования осуществлялась с учетом времени и места вероятного совершения правонарушений, постовые милиционеры были проинструктированы о состоянии оперативной обстановки, владели формами и тактическими приемами предупреждения насильственных преступлений. В этом деле должны принимать участие не только руководители патрульно-постовой службы и дежурный по органу внутренних дел, но и участковые инспектора, оперативные уполномоченные уголовного розыска, на территории обслуживания которых милиционеры несут службу.

Милиционеры проводят разбор возникающих в общественных местах конфликтов и ссор, могущих привести к насильственных преступлениям, выявляют виновных и применяют к ним установленные законом меры (предупреждение, доставление в орган внутренних дел и т.п.).

Профилактические задачи решают в процессе предупредительных бесед сотрудников патрульно-постовой службы с гражданами, разъяснения лицам с агрессивным поведением недопустимости их антиобщественных поступков, пресечения противоправных действий в общественных местах.

Патрульно-постовые наряды предотвращают насильственные преступления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при проведении массовых мероприятий (политических, спортивных, культурно-зрелищных).

Главенствующая роль в недопущении тяжких насильственных преступлений принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. Они являются подразделением управления и оперативного реагирования на сообщения о насильственных правонарушениях или угрозах их совершения. Для этого она обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, анализировать данные об ее изменениях. Дежурные части осуществляют непрерывное управление и маневрирование патрульными нарядами, обеспечивают концентрацию сил милиции в часы пик транспортных уздах, в период проведения культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.п. Группы оперативного реагирования дежурной части проводят разбирательства и пресекают правонарушения насильственного характера, хулиганства как при непосредственном обращении граждан в органы внутренних дел, так и с выездом на объекты и в жилые дома при возникновении конфликтов, ссор и скандалов, нарушающих общественный порядок, угрожающих перерастанием в преступления.

В дежурных частях накапливаются сведения о фактах правонарушений и лицах, их совершивших, которые затем используются при инструктировании нарядов патрульно-постовой службы, для оценки оперативной обстановки участковыми инспекторами на территории обслуживания и выявления наиболее криминогенных точек, неблагоприятных семей и лиц, склонных к совершению преступлений. Все сотрудники органов внутренних дел обязаны сообщать в дежурную часть о всех преступлениях и обстоятельствах, создающих угрозу безопасности граждан.

В дежурную часть обращаются потерпевшие от насилия. В таких случаях важно правильно установить правонарушение и степень его опасности, своевременно принять предупредительные меры. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия за угрозу убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК), административного воздействия, к которому относится мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП). При отсутствии признаков правонарушения реагирование на факты насилия должны поручаться участковому инспектору, сотрудникам уголовного розыска, отделов по профилактике преступлений немовершеннолетних.

Гарантией применения указанных мер в целях предупреждения тяжких насильственных преступлений является обязательная регистрация жалоб и заявлений в дежурной части, ответственность сотрудников и всех служб милиции за их объективное и всестороннее рассмотрение. Пока факты пренебрежительного отношения к сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях имеют место, руководители органов внутренних дел постоянно должны контролировать этот участок работы, анализировать весь массив сообщений, достаточность и правомерность воздействия на правонарушителей.

Дежурной частью ведутся регистрация и проверка случаев обращения граждан по поводу травм, телесных повреждений криминального характера в лечебные учреждения или непосредственно в органы внутренних дел. Медицинские учреждения (травмпункты, приемные покои) обязаны о таких фактах незамедлительно информировать дежурные части органов внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительная место принадлежит участковым инспекторам милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми коллективами, должностными лицами предприятий и организаций, общественными организациями. Профилактическая работа участковых инспекторов милиции распространяется на семейно-бытовую сферу, такие общественные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, культурно-зрелищные учреждения, кафе, торговые предприятия и др. Ими проводится обследование мест возможного совершения правонарушений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшенных помещений и т.п.), ведется наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучается состояние общественного порядка в общежитиях. На этой основе устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется с ними профилактическая работа, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступления, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняются участковыми инспекторами милиции в паспорте на административный участок и служат основой для организации всей профилактической работы.

Профилактическое значение имеет и проводимая участковыми инспекторами милиции пропаганда правовых знаний, консультации граждан в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения, в средствах массовой информации. Выступая перед гражданами, участковые инспектора дают анализ состояния насильственных преступлений вскрывают их причины, недоработки общественности в профилактике пьянства и связанных с ним правонарушений, разъясняют положения законодательства об ответственности за эти преступления, порядок обращения в правоохранительные органы в связи с нарушениями общественного порядка, приемы и методы противодействия и защиты от насильственных посягательств.

Необходимо активизировать разъяснительную работу с лицами, входящими в группу повышенного риска, чаще всего становящимися жертвами преступлений (несовершеннолетние, престарелые, конфликтные граждане), помочь им уберечься от посягательств, не попасть в криминогенную ситуацию.

От участкового инспектора во многом зависит активность привлечения населения, общественности к работе по предупреждению насильственных преступлений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.

Участковыми инспекторами милиции с использованием методов индивидуальной профилактики осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, в целях формирования у них уважения к другим людям, правилам общежития. Выявляются и устраняются условия, способствующие совершению правонарушений конкретным лицом, неблагоприятный нравственный климат в трудовом коллективе или другом ближайшем окружении, конфликтные ситуации либо неблагоприятный моральный климат в семье, общежитии, коммунальной квартире.

В поле зрения участковых инспекторов милиции должны быть неблагополучные семьи, участники затянувшихся семейно-бытовых конфликтов. Информацию о них участковые инспектора получают в процессе отработки административного участка, при разборе жалоб и заявлений, поступающих в орган внутренних дел, анализе в народных судах материалов о делах частного обвинения, а также сведений, имеющихся в жилищных органах, товарищеских судах, уличных комитетах. Информация о возможном криминальном поведении в быту может быть также получена при систематическом изучении материалов бракоразводных процессов, решений народных судов о принудительном выселении или размене жилплощади, учетов медицинских учреждений, документов комиссии по делам несовершеннолетних.

При разборе ссоры или семейно-бытового конфликта недопустимы промедление, необъективность, поверхностное выяснение обстоятельств, поспешность выводов и оценок. Особенно необходимы такт, внимательное отношение к рассмотрению доводов конфликтующих сторон. В каждом конкретном случае возникновения конфликтной ситуации надлежит в кратчайший срок получить о ней исчерпывающую информацию, установить конкретные причины и условия, способствующие ей. Прежде всего должны приниматься меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье, бытовом окружении. Для этого используется влияние родственников, доброжелательных соседей, сослуживцев, авторитетных представителей общественности. По возможности следует использовать помощь психологов, педагогов, невропатологов, сексологов или психиатров, которые проводят консультации в созданных сейчас в ряде городов службах семьи по так называемым телефонам доверия, в медицинских учреждениях, расположенных на территории органа внутренних дел.

В профилактической работе нужно искать и иные, нестандартные, созвучные времени меры, но нельзя отказываться и от тех, что зарекомендовали себя как эффективные.

Участниками конфликта разъясняются его возможные негативные последствия, обращается внимание на необходимость правомерного разрешения спора, сдержанности и взаимного уважения при выяснении разногласий. В тех случаях, когда выясняется, что причина конфликта в систематическом пьянстве или употреблении наркотиков, нарушениях общественного порядка, к виновным принимаются установленные законом меры (официальное предостережение, привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности и т.п.).

Особого внимания участкового инспектора требуют лица, страдающие психическими заболеваниями и склонные к агрессии. При совершении ими деяний, предусмотренных уголовным кодексом, необходимо на основании норм, содержащихся в гл. 15 УК, добиваться применения мер медицинского характера в целях предупреждения новых преступлений. При назначении судом амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или принудительного лечения в психиатрическом стационаре важно оказать содействие психиатрическим медицинским учреждениям в выполнение решения суда.

Сложнее воздействовать на лиц с психическими отклонениями, проявляющихся в насильственном поведении, и не совершившими еще преступления. Однако Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", принятый 2 июля 1992 г., такую возможность предоставляет. Прежде всего участковый инспектор должен убеждать лиц, страдающих психическими расстройствами, их родственников и опекунов к добровольному обращению за психиатрической помощью, разъяснив возможные последствия уклонения от лечения. Важно добиваться недопущения таких лиц к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, взрывчатыми, ядовитыми веществами, владением огнестрельным и газовым оружием, оказывать содействие в создании обстановки, исключающей психическую возбудимость, установлении опекунства.

В неотложных случаях ст. 29 указанного закона предусматривает госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке, без согласия лица, страдающего психическим расстройством или без согласия его законного представителя. При этом психическое расстройство должно быть тяжелым и обуславливать непосредственную опасность для больного или его окружения.

Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об указании психиатрической помощи в недобровольном порядке является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, но участковый инспектор по смыслу закона имеет право предоставлять врачам-психиатрам сведения об общественной опасности поведения больного, которые способствуют помещению его в психиатрический стационар.

Определенная часть умышленных убийств, причинения вреда здоровью совершается с применением огнестрельного или холодного оружия. Чтобы этого не допустить, участковые инспектора во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ, в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности.

Эффективным может быть разъяснение широкому кругу населения необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранящихся без разрешения, положений ст. 222 УК, устанавливающей для лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывчатые устройства, от уголовной ответственности в таких случаях.

В профилактике насильственных преступлений участковые инспектора и другие сотрудники милиции опираются на помощь отдельных граждан, общественности, которые привлекаются к дежурству в подъездах и дворах домов, участвуют в воспитательной работе с лицами, склонными к насильственным правонарушениям.

Без внимания участкового инспектора не должны оставаться и малозначительные правонарушения, длительные ссоры и скандалы, факты неправильного воспитания несовершеннолетних, антиобщественного образа жизни, пьянства. При достаточных основаниях материалы на таких лиц должны передаваться на рассмотрение товарищеских судов, трудового коллектива или администрации по месту работы или учебы нарушителя.

На практике используются разнообразные формы шефства над лицами, склонными к насильственным правонарушениям. В частности, по инициативе участкового инспектора может быть установлено коллективное или индивидуальное шефство, а за несовершеннолетними закреплен общественный воспитатель. Это позволяет контролировать поведение, проводить работу по вовлечению профилактируемых в социально-полезные занятия, повышать уровень их культуры, отвлечь от участия в группах с антиобщественным поведением, пробуждать чувство уважения к интересам других граждан, доходчиво убеждать в необходимости соблюдения норм права и морали, а также нормализовать обстановку в семье, правильно оценить и правомерно разрешить семейные неурядицы. Там, где воспитательные меры не дают результата участковый инспектор обязан принять предусмотренные законом меры воздействий к лицам, совершающим административные правонарушения (привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, нарушение антиалкогольного законодательства) или преступления не представляющее большой общественной опасности (угрозу нанесения телесных повреждений, побои, неквалифицированное хулиганство и др.) в целях предупреждения совершения этими лицами более тяжких насильственных преступлений. Соотношение количества выявленных малозначительных деяний против личности с количеством тяжких против преступлений личности - важный показатель профилактики. В тех случаях, когда число привлеченных к административной ответственности за нарушение общественного порядка и к уголовной ответственности за малозначительные преступления насильственного характера увеличивается, а таких как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью уменьшается профилактику можно считать эффективной.

Специфические задачи по предупреждению насильственных преступлений выполняют сотрудники криминальной милиции.

Подразделения уголовного розыска при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия насильственных преступлений, устанавливают лиц, замышляющих или подготавливающих эти преступления. Использование оперативно-розыскных методов для предотвращения и пресечения тяжких насильственных преступлений необходимо потому, что часть из них, особенно совершаемые группой, из корыстных побуждений, с целью сокрытия других преступлений, серийные и заказные убийства совершаются скрытно и с предварительной подготовкой по тщательно разработанному плану. Сотрудники уголовного розыска для этого ведут учет судимых за насильственные преступления, осуществляют контроль за их поведением, проводят профилактическую работу с лицами, состоящими под административным надзором милиции, наблюдают за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии.

При получении данных о готовящихся или замышляемых преступлениях их незамедлительно проверяют и пресекают противоправные деяния, обеспечивая привлечение виновных к ответственности, что само по себе имеет предупредительное значение или, если это возможно, склоняет этих лиц к добровольному отказу от совершения преступления, явки с повинной. Важно также обеспечить безопасность возможной жертвы насильственного преступления, недопущение других возможных негативных последствий преступления.

Большое профилактическое значение имеют своевременное и полное выявление, в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативная отработка притонов разврата, пьянства, мест концентрации ранее судимых, бродяг, иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в совершение развратных действий, пьянство и наркоманию.

Условный розыск ведет проверку данных без вести пропавших лиц, (без вести пропавшим относятся граждане, исчезнувшие внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной). Оперуполномоченные участвуют в установлении личности трупов, сопоставляя их приметы с без вести пропавшими. Ими осуществляется розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, совершивших побег из следственных изоляторов в целях пресечения их преступной деятельности.

Возможностями по предотвращению насильственных преступлений имеет аппараты по борьбе с экономической преступностью. Ими принимаются меры к недопущению разрешения экономических споров силовыми методами, путем кровавых разборок, выявляются факты незаконного изготовления, хищений оружия на промышленных предприятиях, ведется оперативно-розыскная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по устранению фактов небрежного хранения на объектах обслуживания огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.

Важным направлением профилактики насильственных преступлений является целенаправленная работа с потенциальными жертвами. К ним можно отнести лиц, ведущих аморальный образ жизни, занимающихся проституцией. Им разъясняется, что если они будут продолжать антиобщественное поведение, то могут стать жертвами насильственных преступлений, заразиться СПИДом, венерическими болезнями. Дети, подростки предостерегаются от контактов с незнакомыми лицами в уединенных местах. Лица, склонные к пьянству должны предупреждаться случайных знакомств на почве приобретения и распития спиртных напитков, которые могут привести к скандалам, отравлениям.

Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет профилактическая работа по материалам уголовных дел, которая осуществляется как в процессуальных, так и непроцессуальных формах (внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел в трудовых коллективах, на собраниях граждан по месту жительства, подготовка публикаций и выступлений в средствах информации), а также процессуальная проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждений, поступающие из медицинских учреждений, без вести пропавших граждан.

Важно не допустить продолжения преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, путем принятия к ним обоснованных мер пресечения и контроля.


[1] Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995, с. 62.

[2] См.: Например, Дунаев С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивных преступлений, связанных с насилием против личности. Автореферат. Канд. дисс., М., 1998.

[3] См.: Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.,1998.

[4] См.: Бородин С.В. Квалификация преступления против жизни. М., 1999.

[5] См.: Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, с. 235.

[6] См.: Серийные сексуальные убийства. Криминологическое и патопсихологическое исследование. Под ред. Ю.М. Антоняна. М.,1997.

[7] См.: Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995, с. 285-286.

[8] См.: Российская газета. 18 января 2000 г.

 

План лекции:

1. Значение природоведческой литературы.

2. Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников.

3. Виды природоведческой литературы.

4. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах

5. Место и роль устного народного творчества

Литература основная:

1. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1992. – С. 126-129.

2. Мир природы и ребенок – СПб, 2000. – 155-158.

 

Литература дополнительная:

1. Виноградова Н. Ф. Рассказы и загадки о природе как один из приемов развития речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1971. - № 3.. – С. 34-40.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985. – 160 с.

3. Петрас З. Художественная литература в воспитании интереса и любви к природе // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

4. Пулах М.Г. Загадки в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 3. – С. 63-64.

5. Пушкина А. Использование задач проблемно-игрового характера в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

6. Стреха Е.А. Чтение природоведческой литературы как метод ознакомления с природой в теории и практике дошкольного воспитания 20-30-х годов.// Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 77-79. (в соавторстве)

7. Стреха Е.А. Использование загадок в процессе экологического воспитания старших дошкольников // Наука, освіта, суспільство очима молодих: Материалы конференции. – Ровно. 2008. – С. 35-36.

8. Стреха Е.А. Значение и место загадок в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 78-81.

9. Стреха Е.А. Использование пейзажной лирики в процессе экологического воспитания дошкольников // Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения. Сб. материалов междунар. научно-практ. конф., 25-26 сентября 2002 г. /Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Брест, 2002. С. 74-76.

10. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду: Книга для воспитателей детский садов – М., 1972. – 78 с.

11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 7. – 18-21 с.

12. Шевлякова Н.В. Я загадываю, а ты отгадывай // Дошкольное воспитание. – 1960. - № 1. – С 71-72.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы динамики зарегистрированных изнасилований в России с 1998 по 2002 г.г | Младший дошкольный возраст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.