Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие воли




Основные направления работы психолога в 8 классе.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии мно­жество значений, разных в различных направлениях и шко­лах. Мы будем рассматривать ее в традиционном значении, как способность человека достигать сознательно поставлен­ной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние пре­пятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т. е. овладение собственным поведением. Уме­ние владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л. С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением» (Вы­готский Л. С, т. 4. с. 225).

Слабость воли — неорганизованность, действие по наи­более сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от до­стижения поставленной цели вопреки ее объективной зна­чимости — все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка». Сами 13-летние подрост очень озабочены умением владеть собственным поведе­нием: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств.

Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство. Казалось бы, налицо условия, которые делают этот (Период чрезвычайно благоприятным для формирования воли, (Ознакомления школьников со способами организации своего поведения и т. п. Однако практика показывает, что подобная работа в этом возрасте оказывается неэффективной. Это противоречие обусловлено, прежде всего, тем, что указанная озабоченность подростка не имеет подлинной побудительной силы. Для выполнения большинства повсе­дневных обязанностей (в той мере, в какой подростку пред­ставляется необходимым их выполнение) ему вполне до­статочно тех умений, которые у него есть. Стремление «стать более волевым человеком» — в этом возрасте скорее «значимый» мотив, он не подкреплен подлинным желанием (и реальной необходимостью) измениться.

На эффективность развивающей и коррекционной рабо­ты по развитию воли влияют сами особенности волевого по­ведения, саморегуляции в подростковом возрасте. Объясняя причины «волевой слабости» подростков Л.С.Выготский, как известно, говорил, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Другими словами, подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значи­мости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы. Это обусловливает бы­струю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображе­нии достигает желаемого и эмоционально уже переживает ее достижение. Нередки также случаи, когда школьник ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать по ее достижению, но затем, столкнувшись с трудностями или по другой какой-либо причине потеряв к этому интерес, меняет цель и соответственно бросает все, что ведет к ее до­стижению, а на вопрос взрослого «Почему?» совершенно ис­кренне отвечает, что ему теперь это не нужно.

Кроме того, для подростка еще очень важна эмоцио­нальная значимость цели. Именно этим объясняется то, что, признавая значимость организованности, необходимость выполнять свои обязанности и даже ставя перед собой задачу, например, улучшить свою отметку поматематике, чего каждый день решать несколько задач, он, как правило, очень быстро отказывается от этого намерения, особенно если для достижения цели следует пренебречь чем-то непосредственно привлекательным. «У детей этого возраста, — писала Л. И. Божович, — очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходи­мого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение». Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего, развития того, ради чего должно осуществляться волевое поведение, «усиления цели». Для практического психолога это означает, что такую работу не следует проводить в ходе каких-либо специальных занятий, ее необходимо непосредственно включить в процесс повседнев­ной жизни подростка. Развивать волевое поведение подрост­ка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственно. Значительную роль играет также наличие чувства собственного достоинства и представление об уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подрост­ка: он не может позволить себе «упасть в собственных гла­зах». Важны и сложившиеся ранее, и приобретшие собст­венную побудительную силу привычки к систематическо­му труду, к порядку и т. п. Все это облегчает для - подростка преодоление непосредственного желания, хотя и не всегда приводит к успеху. Существенное значение имеет форми­рование необходимых нравственных качеств школьника, таких как чувство долга, ответственности.

Следует отметить, что подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Причем такое поведе­ние иногда приводит к достаточно серьезным последствиям. Так, в нашей практике был случай, когда мальчик, решив проверить свою волю, в течение 10 дней не брал в рот ни капли жидкости. Волевое поведение воспринимается школь­никами как нечто, призванное обслуживать какую-то дру­гую, повседневную жизнь. В определенном смысле это похоже на то, что имело место у дошкольников и младших школьников в игре: подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и вся­кого другого, игрового умения очень затруднено и даже вы­зывает протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эф­фективно обратить внимание подростка на то, какие пози­тивные чувства связаны с «победой над собой», над своим не­желанием что-либо делать, собственным страхом.

Школьники часто смешивают проявления таких, напри­мер, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем, видя во всем этом равные прояв­ления воли. Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявле­ния, отделять подлинные и ложные проявления воли.

В осуществлении произвольного поведения, решая вста­ющие в связи с этим задачи, подростки, как отмечала Л. И. Божович, «очень часто проходят стадию так называ­емого классического волевого акта. Иначе говоря, у них возникает острая борьба мотивов (де­лать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего про­исходит создание намерения и, наконец, его исполнение». Особенностью волевого поведения в 13 - 14-летнем возрасте является отсутствие или чрезвычайно слабая представленность в нем собственно исполнитель­ского звена.

Поэтому очень важно обеспечить школьника средства­ми достижения желаемой цели, организации своего поведе­ния. К таким средствам относятся умение учитывать пос­ледствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе урока, который не выучил, потому что очень сильно не хотелось это делать). Школьника следует специально обучать уме­нию представлять себе, как он будет себя чувствовать в даль­нейшем, через определенное время. Это для них очень труд­но, поскольку «подростки не умеют предвидеть те последст­вия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния». Научить пользоваться таким эмоциональным предвосхищением будущего при выполнении совершенно конкретных, достаточно близких целей — задача школьного психолога.

Отказ от волевого поведения служит также характерной чертой подростков этого возраста «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного и своеобразная «автономия энергии». В этом плане полезно научить подростка ставить промежуточные цели, разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов, вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.

В современной психологии все большее влияние приобретает направление, получившее название «стратеги преодоления трудностей» т. е. формирования таких качеств и умений, которые позволяют человеку не просто справляться с возникающими трудностями, но чувствовать, что он, как личность, стал сильнее, компетентнее, его возможности выросли. Формирование воли в 13—14-летнем возрасте эффективно осущест­вляется в русле именно такого общего контекста.

Использованная литература:

Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М., 1995.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М, 1984. — Т. 4.

Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» / С чего начина­ется личность. — М., 1979

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1995.

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в дет­ском возрасте. — Прага, 1984.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1997.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир / Проблемы общей психо­логии. — М., 1976.

Фелъдштейн Д. И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. — М., 1989.

Элъконин Д. Б. К проблеме периодизации психического раз­вития в детском возрасте / Вопросы психологии. — 1971. — № 4.

Якобсон П. М. Психология чувств. — М., 1996.

Рекомендуемая литература:

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. — М., 1986.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: па­радигмы, проекции, практики. — М., 1995.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дуб­ровиной. - М., 1995.

Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и прак­тика обучения. — М., 1984.

С чего начинается личность? — М., 1973.

Теплое Б. К Проблемы индивидуальных различий. — М, 1961.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.