КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Управление таможенным делом на основе знаний - когнитивный подходКонтрольные вопросы
Определяется роль знаний в системном управлении таможенным делом. Дается характеристика категории «управления знаниями». Раскрывается содержание моделей системы управления знаниями. Представлена концепция управления таможенным делом на основе знаний. Приведена формализация процесса приобретения знаний в таможенном деле. Рассмотрена модель управления таможенным делом на основе знаний.
Вопросы: 1. Характеристика категории «управление знаниями». 2. Организационные знания. 3. Модели системы управления знаниями. 4. Концепция управления деятельностью таможенных органов на основе знаний. 5. Формализация процесса приобретения знаний в таможенном деле. 6. Модель управления таможенным делом на основе знаний. Заключение Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература: 1. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. М.: РИО РТА, 2008. 2. Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006. 3. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. 4. Букатова И.Л., Макрусев В.В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализации социальных систем. СТИ МГУС, 2004. 5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М.: Омена-Л., 2006 6. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2001.
1. Характеристика категории «управление знаниями» Термин «управление знаниями» (knowledge management), или менеджмент знаний в последнее время стал широко использоваться в научной литературе и практике работы многих организаций, наметились тенденции к попыткам упорядочения и систематизации категорий, понятий и терминологии, относящихся к данной тематике. Одним из основных понятий, которое наиболее часто используется в связи с управлением знаниями, является понятие «интеллектуальный капитал» (ИК). Структура интеллектуального капитала организации представлена на рис.1.
Рис. 1. Структура интеллектуального капитала Человеческий капи тал - это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления. Организационный капитал - это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал — это организационные возможности организации ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью организации и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой инфраструктуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом организации. Ряд авторов использует несколько иную классификацию состава интеллектуального капитала, подразделяя его на внутреннюю и внешнюю структуру, а также на компетенцию персонала. При этом имеется четкое соответствие между этими способами определения структуры интеллектуального капитала. Организационному капиталу соответствует внутренняя структура, потребительскому капиталу — внешняя структура, а человеческому капиталу - компетенция персонала. Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умения и навыки, опыт, энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры. Внутренние структуры - это патенты, концепции, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации. Внешние структуры - это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, брэнды, торговые марки, имидж организации. Необходимо отметить, что границы между тремя основными видами интеллектуального капитала носят условный характер. Некоторые элементы интеллектуального капитала можно отнести с равным правом к различным его видам. В то же время есть элементы, однозначно относимые к тому или иному виду интеллектуального капитала. Термин «интеллектуальный капитал» в русском языке часто ассоциируется с умственными способностями человека, и трансформируется в термин «интеллектуальные ресурсы» (ИР) - как весь спектр интеллектуального капитала, который находится в распоряжении организации, в том числе и те ресурсы, которые не зафиксированы словесно и не приведены в систему. Составляющими категории «управление знаниями» (УЗ) являются «управление интеллектуальными ресурсами» (УИР) и «управление интеллектуальными активами» (УИА). УИР затрагивает все виды интеллектуальных ресурсов организации, в том числе и те, которые не зафиксированы словесно и не приведены в систему. Термин «интеллектуальный актив» (ИА) закрепляют исключительно за теми видами интеллектуальных ресурсов, которые организации удалось определить, описать и занести в определенный реестр, это, например: • Программное обеспечение; • Бизнес-процессы и методология; • Базы и массивы данных; • Отчеты и описания; • Патенты, торговые марки, авторские права, торговые секреты. Интеллектуальные активы можно назвать «явным интеллектуальным ресурсом», так как знания отдельного работника трансформировались в нечто конкретное, например, электронный или бумажный документ, пакет правил, стандартов и т.п. Управление интеллектуальными активами связано, прежде всего, со знаниями, выраженными в словесной и систематизированной форме, и основной задачей данного управления является преобразование интеллектуальных ресурсов в интеллектуальные активы или интеллектуальную собственность. Однако не все интеллектуальные ресурсы можно или нужно трансформировать в интеллектуальные активы. Одна из основных задач УИА видится в определении видов интеллектуальных ресурсов, подлежащих или не подлежащих преобразованию в интеллектуальные активы. Управление интеллектуальными активами является составляющей управления знаниями, которое, в свою очередь, связано со специфической категорией - организационные знания. Важным моментом является то обстоятельство, что управление знаниями занимается лишь определенной категорией знаний, находящихся в ведении организации. Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают спектр принципов, фактов, навыков, правил, методов, обеспечивающих деловую активность организаций и ее кадровый потенциал. Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях принятия решений и скорости восприятия нововведений. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и услуг, удовлетворения запросов потребителей. Управление знаниями в настоящее время становится все более актуальным, так как касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей. Менеджмент знаний предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении. Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием. Управление знаниями может быть рассмотрено как подсистема в системе управления организацией и включающая в себя следующие компоненты: • Стимулирование прироста знаний. • Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних, по отношению к данной организации, источников. • Сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний. • Распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации. • Использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений. • Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении. • Оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации. • Защита знаний. Управление знаниями может рассматриваться и как стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями дает возможность по-новому взглянуть на организацию и процесс управления. Во внимание принимаются различные аспекты организации, которые, в свою очередь, влияют на предмет и методы управленческого процесса. Овладение знаниями, их распределение и использование становятся главными источниками и ключевыми факторами развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического роста. Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания. Систему управления знаниями в организации можно рассматривать как модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Друкер П. (P.Drucker) выделил несколько источников инновационной активности, среди которых знания являются наиболее важными и трудными в управлении. Задача современного менеджмента видится в том, чтобы, используя все многообразие ресурсов и компетенций, пробиться на новые рынки или опередить конкурентов на уже освоенных рынках путем обновления своих продукции или услуг. Для этого очень важно ответить на следующие вопросы: каким образом уже имеющиеся преимущества организации оцениваются на рынке; обладают ли конкуренты аналогичными преимуществами; какие комбинации знаний могут привести к улучшению сложившегося положения. Менеджмент остро нуждается в обратных связях от всех компонентов рыночной среды, поскольку они стимулируют обновление базы знаний организации и появление новых идей. Следующая задача состоит в том, как не потерять творческие идеи и каким образом их можно развить, а затем воплотить в жизнь там, где они принесут наибольшую пользу. Она требует лучшей работы со знаниями и инновациями, а также их коммерциализации, что и предполагает выделение управления знаниями в отдельную область активности руководства и персонала. Эта часть стратегии является самой трудной, но, в то же время, и самой перспективной в части повышения эффективности работы организации. Организационные знания и информация в настоящее время становятся наиболее важными ресурсами развития организаций, и категория «управление знаниями» рассматривается с позиции управления инновационным информационным ресурсом. Знания и информация (когнитивный ресурс) обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов, и эти различия изменяют всю современную экономику. Сопоставление традиционных ресурсов с когнитивными показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны' нематериальные потоки и запасы. Кроме того, знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются и, наоборот, если знания не используются, то они уменьшаются и разрушаются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость. Менеджмент знаний можно рассматривать, наряду с финансовым менеджментом, как инструмент для увеличения рыночной стоимости организации. Когнитивные ресурсы - это скрытые резервы организации. Их довольно сложно отобразить в годовом балансе, но в то же время, они поддерживают потенциал будущих прибылей и успехов. Рыночная стоимость компаний с высоким уровнем использования знаний, таких как Microsoft и Glaxo Wellcome в десятки раз превышает стоимость их основных средств (физических активов). Управление знаниями, в таком контексте, можно определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Характеризуя управление знаниями как функцию и как вид управленческой деятельности необходимо подчеркнуть, что оно охватывает: - практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний; - придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию; - создание обучающего интерактивного окружения, де люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний. Таким образом, характеризуя категорию «управление знаниями» будем исходить из того, что: 1. Управление знаниями это научная концепция, которая находится в настоящее время на этапе формирования. 2. Управление знаниями включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, теории информационных систем, инновационного менеджмента, теории обучающейся организации и рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие. 3. Управление знаниями это новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющихся в организации информации и опыта, создание предпосылок для распространения знаний. 4. Управление знаниями это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных ресурсов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. 5. Управление знаниями это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, с развитием инноваций и обучением. 6. Управление знаниями это управление интеллектуальными ресурсами организации с целью извлечения прибыли из объема знаний, находящихся в ее распоряжении. 7. Управление знаниями это инструмент для увеличения рыночной стоимости организации. 8. Управление знаниями это искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |