Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение 14. Процесс, происходящий во вложенной системе по обратным продуктивным воздействиям, называется процессом продуктивного взаимодействия

Фактически, в соответствующем канале это взаимодействие технических подсистем и базы знаний в аспекте действий, то есть изменения состава, операторов, процедур и т.п. компонент структуры системы.

Определение 15. Процесс формирования конкретной конфигурации технологических средств Р (организационной структуры) К-канала на основе процессов продуктивного и когнитивного взаимодействия систем смежных уровней называется процессом интеллектуальной интеграции.

Через когнитивные и продуктивные воздействия осуществляется также процесс взаимодействия К-каналов смежных уровней.

При этом интеллектуальная интеграция реализуется под прямыми когнитивными воздействиями, которые обеспечивают систему информацией об изменении внешних потребностей. Обратные же когнитивные воздействия обеспечивают систему информацией о предыстории познания, которая включает информацию об изменениях соответствующих К-аттракторов, задавая, в конечном счете, внутренние потребности системы.

Через прямые когнитивные воздействия К-канала осуществляется также процесс передачи К-аттрактора Y в базу знаний системы того же уровня: от Рm в ИБЗ Zm, от Ps в ИБЗ Zs, от Pt в БЗ Zt.

Определение 16. Процесс формирования и передачи знаний (метазнаний) в интегрированную базу знаний любой вложенной системы на основе реализации К-процесса или совокупности К-процессов называется процессом интеллектуализации системы.

В общем канале приобретения знаний, таким образом, рассматривается три уровня интеллектуализации: макросистемный - в пределах M с передачей Ym в ИБЗ Zm; метасистемный - в пределах S с передачей Ys в ИБЗ Zs; системный - в пределах T с передачей Yt в БЗ Zt.

Соответственно, рассматривая И-технологию как элемент метасистемы или макросистемы, мы говорим об интеллектуализации метасистемного или макросистемного уровня, а рассматривая ее как систему - об интеллектуализации системного уровня.

Практически интеллектуализация - это реализация К-процесса или совокупности К-процессов и интеграция (накопление) результата (К-аттрактора) в интегрированной БЗ.

Структура выделенных процессов в общем К-канале приобретения знаний отражена на рис. 5. Здесь макросистемная интеллектуальная интеграция, схема которой приведена на рис. 6, осуществляется при учете предыстории Im от ИБЗ Zm, предыстории Is от ИБЗ Zs и продуктивном воздействии Dm, что позволяет макросистеме М выдать в качестве результата интеграции новое знание Ym. Метасистемная интеллектуальная интеграция (рис. 7) осуществляется при учете предыстории Is от ИБЗ Zs, предыстории It от БЗ Zt, продуктивного воздействия Ds и когнитивного воздействия Ym, что приводит к результату интеграции в метасистеме S нового знания Ys, выдаваемого в ИБЗ Zs.

Системная интеллектуальная интеграция (рис. 8) происходит по предыстории от БЗ Zt, под действием продуктивного воздействия Dt и когнитивного воздействия Ys, что выражается в результате Yt, выдаваемом в БЗ Zt.

Определим когнитивные процессы в каждом из К-каналов рассматриваемой совокупности трех вложенных систем, устанавливая их связь с известными эволюционными процессами обучения, адаптации, самоорганизации и др. (см. тему 10.).

Системный К-канал Т реализует протекающие в нем процессы взаимодействия на основе информации It, Dt, Ys, Yt, поставляемой когнитивными и продуктивными воздействиями (рис. 7.). Специфика когнитивных воздействий заключена в возможности их совместного и раздельного функционирования.

 
 

 

 


В соответствии с этим выделяются следующие процессы приобретения нового знания (К-процессы) в системном К-канале Т:

P1(It) - процесс самоадаптации К-канала T к предыстории It;

P2(Dt) - процесс самокоррекции на основе продуктивных действий относительно параметров, структур, организации К-канала T;

P3(It, Dt) - процесс адаптивной самокоррекции К-канала T (совместное выполнение процессов P1 и P2).

Процессы P1, P2 и P3 как процессы познания (приобретения нового знания Yt1, Yt2 и Yt3) осуществляются в условиях, когда К-канал T совмещает в себе и объект познания (источник "проблемных ситуаций"), и субъект познания (локализатор этих ситуаций), и средство отражения объекта в субъекте (идентификатор ситуации в системе понятий К-канала T). Таким образом, речь идет фактически о процессе самопознания, состоящем из трех компонент одного временного темпа. Процесс познания реализуется при этом в условиях замкнутости: только на использовании знаний этого канала.

         
   
 
 
 
   

 

 


С другой стороны, К-канал T как элемент К-канала S в ином временном темпе испытывает когнитивное воздействие Ys, которое, взаимодействуя с информацией It и Ds, приводит к следующим процессам:

P4 (Ys) - процесс обучения К-канала Т;

P5 (It, Ys) - процесс адаптации и обучения К-канала Т;

Р6 (Dt, Ys) - процесс коррекции и обучения К-канала Т (коррекция параметров и/или структуры и/или организации (параметров и структуры) на основе обучения);

P7 (It, Dt, Ys) - процесс обучения К-канала Т в условиях предыстории It и его коррекции (одновременное выполнение процессов P4-P6).

Таким образом, в К-канале Т процесс познания включает совместную и раздельную реализацию семи К-процессов P1-P7, сложным образом взаимодействующих между собой в процессе системной интеллектуализации.

Результат системной интеллектуализации - это формирование К-аттрактора, то есть накопление знаний Yt(i), i=1,..,7, и Ys (в случае подключения К-канала S) в БЗ Zt.

Метасистемный К-канал S реализует процесс интеллектуальной интеграции на основе информации It, Is, Ds, Ym, Ys (рис. 7.). Включение БЗ Zt в ИБЗ Zs говорит о том, что данный канал реализует свои интеллектуальные функции на основе знаний системного К-канала Т.

Когнитивные воздействия Ys и Ym обеспечивают взаимосвязь с каналом Т со стороны каналов S и М и формирование К-аттрактора Zs с учетом когнитивных воздействий It и Is.

Основным источником "проблемных ситуаций" для канала Т является метасистемный К-канал S. В этом канале выделяются следующие К-процессы формирования К-аттрактора:

P8(It) - процесс адаптации метасистемного К-канала S к предыстории К-канала Т;

P9(Is) - процесс самоадаптации К-канала S на основе предыстории Is;

P10(Ds) - процесс самокоррекции К-канала S и К-канала Т;

P11(It, Is) - процесс самоадаптации метасистемного К-канала S на основе предыстории Is и адаптации к К-каналу Т;

P12(It, Ds) - процесс самокоррекции К-канала S по параметрам и/или структурам и/или стратегиям и/или тактикам на основе адаптации к К-каналу Т;

P13(Is, Ds) - процесс самокоррекции К-канала S по параметрам и/или структурам и/или стратегиям и/или тактикам при одновременной самоадаптации;

P14(It Is, Ds) - процесс самокоррекции К-канала S по параметрам и/или структурам и/или стратегиям и/или тактикам при одновременной адаптации к собственной предыстории и к К-каналу Т.

К-процессы Р8-Р10 отражают процессы самопознания в К-канале S. Характерно преобладание процессов коррекции К-канала S в различных условиях адаптации, а также наличие процесса взаимной адаптации К-канала S и К-канала Т.

Кроме того, К-канал S как элемент К-канала M испытывает когнитивное воздействие Ym в ином временном темпе, отличном от временного темпа каналов S и Т. Это воздействие (знание) в общем случае содержит часть, относящуюся к каналу S в целом и часть знаний, относящихся непосредственно к ИБЗ Zs. Взаимодействие Ym с информацией It, Is, Ds в пределах канала S приводит к следующим К-процессам:

Р15(Ym) - процесс обучения К-канала S как элемента К-канала M;

Р16(It, Ym) - процесс обучения К-канала S с адаптацией К-канала Т;

Р17(Is, Ym) - процесс адаптивного обучения К-канала S;

Р18(Ds, Ym) - процесс корректирующего обучения метасистемы S (коррекция параметров и/или структур и/или стратегий и/или тактик на основе обучения);

Р19(It, Is, Ym) - процесс целостного адаптивного обучения К-канала S (то есть при учете вложенности Т в S, а S в М);

Р20(Is, Ds, Ym) - процесс корректирующего адаптивного обучения на основе знания Ym макросистемы с адаптацией К-канала S к предыстории Is;

Р21(It, Ds, Ym) - процесс корректирующего обучения К-канала S на основе знания Ym макросистемы с адаптацией к Т;

Р22(It, Is, Ds, Ym) - процесс целостного корректирующего адаптивного обучения К-канала S, т.е. при сохранении вложенности Т в S, а S в М).

Таким образом, в К-канале S процесс познания включает реализацию 15-ти когнитивных процессов Р8-Р22, сложным образом взаимодействующих в процессе интеллектуализации.

Результат интеллектуализации в К-канале S - это формирование К-аттрактора Zs, то есть накопление знаний Ysi, i=8,...,22, а также Ym в БЗ Zt в случае подключения макросистемы М.

Макросистемный К-канал M (рис.6.) реализует процесс приобретения знаний на основе интеллектуальных функций системного и метасистемного каналов и их попарного взаимодействия Структуру К-канала M составляют макросистема М и ИБЗ Zm, прямое (Ym) и обратные (Is, Im) когнитивные воздействия, а также обратные продуктивные воздействия (Ds).

Процесс прямого взаимодействия К-канала M с каналом S реализуется элементами М, Zм и когнитивным воздействием Ym. На основе информации Is, Im, Dm в К-канале M осуществляются следующие К-процессы:

Р23(Is) - процесс самоадаптации К-канала M к предыстории канала S;

Р24(Im) - процесс самоадаптации К-канала M на основе собственной предыстории;

Р25(Dm) - процесс самокоррекции К-канала M на основе продуктивных действий относительно ее параметров и/или структур и/или стратегий и/или тактик;

Р26(Is, Im) - процесс взаимной адаптации К-канала M и канала S;

Р27(Is, Dm) - процесс самокоррекции К-канала M по параметрам и/или стратегиям и/или тактикам при одновременной взаимной адаптации канала M к К-каналу S;

Р28(Im, Dm) - процесс самокоррекции К-канала M по параметрам и/или стратегиями и/или тактикам при одновременной самоадаптации канала M;

Р29(Is, Im, Dm) - процесс самокоррекции К-канала M по параметрам и/или стратегиями и/или тактикам при одновременной взаимной адаптации каналов M и S.

Процессы Р23-Р25 отражают процесс самопознания в К-канале M, четыре других процесса приобретения знаний в макросистеме - это, кроме того, процессы адаптации и взаимной адаптации.

По аналогии с метасистемным и системным каналами макросистемный также находится под информационным воздействием суперсистемы, в которую вложена макросистема. Однако, временной темп этого воздействия значительно больше временных темпов К-процессов и в целом "жизни" метасистемы и системы, поэтому его можно не учитывать.

Результат интеллектуализации макросистемного уровня - это формирование К-аттрактора Zm, то есть накопление знаний Ymi, i=23,...,29, в БЗ Zm.

Таким образом, структура К-процессов каждого К-канала и соответствующие К-аттракторы формируются на основе К-аттрактора К-канала вышестоящего уровня и процесса интеллектуальной интеграции, включающего процессы продуктивного и когнитивного взаимодействия. Поэтому целостность процесса приобретения знаний основана на интеграции данных процессов в аспекте реализации перечисленных К-процессов и многоуровневой интеграции К-аттракторов.

Нетрудно заметить, что в наибольшей степени интеграция указанных процессов выражается в процессах интеллектуализации, которые в следствии этого являются основной характеристикой целостности соответствующих К-каналов. При этом макросистемную интеллектуализацию можно рассматривать как характеристику целостности процесса приобретения знаний, а формируемый в результате К-аттрактор - есть выражение закономерности этой целостности.

Соответственно, закономерность целостности системы (мета- или макросистемы) есть закономерность формирования ее эффективного К-аттрактора.

В связи с этим приобретает актуальность анализ интеллектуальных средств, которые, наряду с другими средствами интеллектуализации, позволяют реализовать когнитивные процессы в выделенных К-каналах. В конечном счете, это позволит выйти на конкретизацию состава и механизмов эффективных И-технологий.

 

5. Модель управления таможенным делом на основе знаний

 

Современная система управления таможенной деятельностью имеет иерархическую организационную структуру, в рамках которой функции управления реализуются на уровне ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления. При этом практически, на каждом уровне управления решается комплекс задач мониторинга внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы ВЭД, и обеспечивается управление ресурсами и таможенной технологией для достижения целей таможенной деятельности.

При решении таких задач в существующей системе информационные технологии используются в крайне ограниченных объемах, а автоматизация технологий управления таможенной деятельностью практически отсутствует. Все это в конечном итоге отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

В настоящее время вопросы автоматизации частично решены в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом, в целях решения отдельных информационно-расчетных задач, автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов. Но в целом, в условиях ограничений, свойственных созданной информационной технологии (прежде всего, методических и инструментальных), достигается лишь информационное обеспечение для решения ограниченного круга задач управления.

Интеграция информационных технологий и технологий управления принципиально меняют структуру и содержание управления таможенной деятельностью. Общая модель управления деятельностью таможенных органов на основе автоматизации приведена на рис.9.

Здесь объектом управления является деятельность ФТС РФ, РТУ, таможен и таможенных постов. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся ресурсов и результатов деятельности. При этом в технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология. Такая технология обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления соответствующими объектами в интересах подготовки и реализации управленческих решений.

Таким образом, технология управления таможенной службой России в условиях автоматизации органически содержит в себе информационно-управляющую технологию, а соответствующая ей система управления должна строиться с учетом принципов системной реализации такой технологии и ее параметров.

Наличие такого специфического элемента в системе управления оказывает значительное влияние на ее организационно-функциональную структуру и технологию принятия решений. Это означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Иногда такую систему называют системой автоматизации. В дальнейшем будем пользоваться одним и другим термином, не проводя между ними никакой принципиальной разницы.

В результате автоматизации решения задач управления происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменяется роль человека в процессе подготовки и принятия решений. Другими словами, часть функций управления, которые в настоящее время традиционно реализуются человеком, могут быть в полном объеме или частично переданы информационно-управляющей системе.

Технологические и структурные параметры управляющих систем в значительной мере зависят от специфики таможенной деятельности, как управляемого объекта, от состава и особенностей автоматизируемых функций управления, от характеристик задач автоматизации и методов их решения. Именно в этой взаимосвязи содержится принципиальное отличие систем автоматизированного управления от информационных (в широком понимании данного термина) технологий: сильная зависимость от параметров технологии деятельности и технологии управления. Вследствие этого система автоматизированного управления, по сути, для каждого конкретного случая становится уникальной.

 

 


Рис. 9. Концептуальная модель управления на основе знаний

 

Необходимо иметь такую систему управления, которая способна своевременно и адекватно реагировать на структурно-параметрические изменения ВЭД, а также технологично и эффективно использовать имеющиеся таможенные ресурсы. Именно автоматизация системы управления таможенной службой России и позволяет придать ей соответствующее качество.

В целом концепция управления таможенным делом на основе знаний объединяет:

· методологию формирования знаний по управлению таможенным делом, и ее базовый модуль формирования знаний - когнитивный модуль;

· модель процедуры управления таможенным делом на основе знаний;

· модель управления развитием таможенной системы на основе знаний;

· интегративную модель управления таможенным делом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формализация процесса приобретения знаний в таможенном деле | Заключение. В управлении знаниями наиболее часто употребляемое понятие - «интеллектуальный капитал»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.