Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоотношения процедурного или процессуального характера

Понятие пособий и их классификация

План

Слайд Лекция 14 Право социальной защиты

- Понятие социальной защиты

- Специализированные (внебюджетные) фонды социальной защиты

- Трудовой стаж

- Трудовые пенсии

 

Понятие социальной защиты

 

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятий социального обеспечения необходимо учитывать, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.).

В соответствии с этими актами, каждый член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях, в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Таким образом, под социальной защитой, в настоящее время, следует понимать

- форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социальной защиты современной России, следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Сущность социальной защиты наиболее реально проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция – заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом; нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной и натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального обеспечения. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, обязательного медицинского страхования, социальной поддержки.

Политическая функция – способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Все эти функции выполняют одну весьма важную функцию – защитную.

Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо, защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социальной защиты.

Предмет права социального обеспечения составляет несколько групп общественных отношений.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме:

 

Пенсионные отношения Правоотношения по поводу пособий Правоотношения по поводу компенсаций  
Виды пенсий Виды пособий Виды компенсаций  
-Пенсии по старости; -пенсии по инвалидности; -пенсии за выслугу лет; -пенсии в связи с потерей кормильца; -социальная пенсия -по безработице; -по временной нетрудоспособности; -в связи с возмещением ущерба здоровью работникам в результате несчастного случая (профессионального заболевания); -на детей (единовременное в связи с рождением ребенка, ежемесячное до достижения ребенком 16 (18) лет, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет); -в связи с участием лица в борьбе с терроризмом (единовременное); -медицинским работникам, заразившимся ВИЧ-инфекцией при выполнении служебных обязанностей; -гражданам, пострадавшим в результате вакцинации (единовременное).   -за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; -трудоспособным гражданам, ухаживающим за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, инвалидом 1 группы или лицом, достигшим 80 лет; -студентам, обучающимся по очной форме обучения за время академического отпуска вместо стипендии; -лицам из числа инвалидов вместо оплаты санаторно-курортного лечения; -вынужденным беженцам и переселенцам; -семьям, принявших детей на воспитание

 

Отношения в связи с оказанием помощи в натуральной форме (конкретных товаров или услуг)

 

Виды предоставляемой бесплатно или со скидкой помощи:

 

-медицинская помощь;

-лекарства;

-санаторно-курортное лечение;

-содержание детей в детских учреждениях;

-содержание пожилых или инвалидов;

-протезно-ортопедические изделия;

-социальная помощь инвалидам;

-транспортные средства инвалидам;

-иные льготы.

 

Юридически значимые действия, совершение которых обязанным лицом ведет к возникновению данных правоотношений

- в связи с установлением юридически значимых фактов, без которых не может возникнуть материальное отношение (например, установление инвалидности, иждивения и т. д.);

- в связи с реализацией гражданином права на социальное обеспечение (прекращается принятием решения компетентным органом);

- в связи с обжалованием решений должностного лица или государственного органа в административном и судебном порядке.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Субъектами правоотношений по социальной защиты являются:

 

Физические лица или семья Государственные органы
Физическое лицо как субъект правоотношений по социальной защите характеризуется наличием правосубъектности, выражающейся в обладании двумя структурными элементами – правоспособностью (то есть способностью иметь определенные права и нести определенные обязанности при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспсобностью (то есть способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности)   § граждане Российской Федерации; § лица без гражданства; § иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ; § семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца § органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии и пособия, предоставляют услуги и т.п.; § специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.); § органы службы занятости (выплата пособий по безработице и т.д.); § органы здравоохранения (предоставление бесплатной медицинской помощи и лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.); § органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства, учреждения интернатского типа и т.д.).

 

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное дело, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы).

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организованно в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы:

- государственное (обязательное) социальное страхование;

- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;

- государственная социальная помощь.

 

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска.

1 Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватным рыночным отношениям. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие, Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством.

2 Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

3 Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования.

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг – уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если они ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования.

До 1991 г. в Российской Федерации не существовало самостоятельного (обособленного) бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были лишь одним из многих направлений расходования.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, Пенсионный фонд России создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Пенсионный фонд России (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Денежные средства, аккумулируемые в Пенсионном фонде РФ, находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Все страхователи обязаны представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. Дефицит бюджета ПФР обусловлен целым рядом причин: задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов, задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду РФ затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан.

Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются обеспечения гарантированных государством пособий и других социальных выплат; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, предусмотренных законодательством.

Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программыобязательного медицинского страхования, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с Базовой программой.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Застрахованными по системе ОМС могут быть как граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ, осуществляется в порядке устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено иное.

Граждане РФ имеют право: на выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.

Страхователями выступают как юридические, так и физические лица вносящие взносы в фонды ОМС.

Плательщиками взносов являются:

- для неработающего населения – высшие органы управления субъектов РФ и местная администрация;

- для наемных работников – работодатели;

- лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз) платят взносы самостоятельно.

Таким образом, они одновременно являются и застрахованными, и страхователями.

От уплаты взносов на ОМС освобождаются общественные организации инвалидов и предприятия (объединения), находящиеся в собственности этих организаций и созданные для осуществления их уставных целей.

Обязательное медицинское страхование является единственным видом государственного социального страхования, который предоставляется на основании договора между страхователем и страховой медицинской организацией. В соответствии с договором страховая медицинская организация обязуется организовать и финансировать оказание застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества по программам ОМС.

Договор считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор ОМС, получает страховой медицинский полис. Полис действителен на всей территории РФ, а также на территории других государств, с которыми РФ имеет соответствующие соглашения.

Страховая медицинская организация несет материальную ответственность за невыполнение условий договора ОМС. Она обязана защищать интересы пациентов при несвоевременном и некачественном оказании медицинской помощи. В случае возникновения конфликтной ситуации пациенту следует обращаться в страховую медицинскую компанию, выдавшую полис ОМС.

Споры по обязательному медицинскому страхованию разрешаются судами в пределах их компетенции.

Трудовой стаж

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работ, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.

Выделяют следующие виды трудового стажа:

§ Общий трудовой стаж

§ Специальный трудовой стаж

§ Непрерывный трудовой стаж

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перевиваемые клеточные линии | Страховой стаж
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.