Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 13. Основные связи между отраслями права

Российской Федерации

Основные связи между отраслями права

Характеристика основных отраслей права Российской Федерации, приведенная в предыдущем параграфе, раскрывает лишь одну сто­рону системы права — совокупность составляющих ее компонентов. Между тем, как известно, элементы любого системного образования находятся во взаимосвязи, постоянном взаимодействии. Там, где та­кой связи не существует, нет и системы. Имеется лишь простая меха­ническая совокупность, сумма однородных или разнородных пред­метов или явлений. Следовательно, чтобы раскрыть систему права во всей полноте ее системных свойств, необходимо выявить и рас­смотреть связи, которые существуют между отраслями права.

Из совокупности постоянных, устойчивых связей между компонентами системы права Российской Федерации наиболее важное значение имеют следующие:

1) взаимодействие государственного и остальных компонентов системы права;

2) связи между отраслями публичного и частного права;

3) соотношение материальных и про­цессуальных отраслей;

4) связи уголовного и иных отраслей права.

1. Государственное право выступает в качестве основы, исходной нормативной базы всей системы права Российской Федерации. Подоб­ное значение данной отрасли проявляется двояким образом.

Во-первых, закрепленные Конституцией Российской Федерации принципы выступают ведущим правовым началом остальных отрас­лей права. Так, все нормы трудового права последовательно развива­ют и конкретизируют конституционные положения о том, что всем работникам гарантируются справедливые условия найма, увольне­ния, оплаты и охраны труда, равная оплата за равный труд, что пол­ностью запрещен принудительный труд. Равным образом в основе остальных отраслей права лежит та или иная совокупность консти­туционных принципов, которая воплощается в конкретных норма­тивных установлениях отрасли и служит конституционным ориентиром направленности и пределов правового регулирования соответ­ствующей сферы общественных отношений.

Во-вторых, установленные Конституцией Российской Федерации права, свободы и обязанности граждан, их объединений, компетен­ция государственных органов и должностных лиц составляют ядро, исходное начало отраслевого статуса субъектов права.

Конституционные права, свободы и обязанности личности опре­деляют меру ее свободы во всех сферах общества — политике, эко­номике, культуре — и тем самым закрепляют юридическое положе­ние граждан в соответствующих отраслях права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском, административном и других отраслях права основывается на провозглашенных и гаран­тированных Конституцией РФ правах, таких, как, например, право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, право быть собственником имущества и заниматься предпринимательской дея­тельностью, право защищать свои права, свободы и законные инте­ресы всеми способами, не противоречащими закону.

Компетенция органов законодательной власти, управления и пра­восудия, закрепленная Конституцией Российской Федерации, выс­тупает основой их правового статуса в области административного, финансового, земельного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и других его отраслей, обеспечивает единство и согласованность правового положения этих органов в конкретных отраслях права.

Таким образом, связь государственного права с остальными ком­понентами системы права состоит в том, что конституционные нор­мы как бы пронизывают все отрасли права и тем самым обеспечива­ют их согласованность и единство по всем общим принципиальным вопросам правового регулирования. Более того, Конституция РФ содержит и действенные механизмы разрешения коллизий между конституционными и отраслевыми нормами. Все законы и иные нормативные акты государственных органов Российской Федерации могут издаваться только на основе и в соответствии с Конституцией. Акты, противоречащие Конституции, подлежат отмене Конституци­онным Судом.

Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Ульпиан (170—228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право вхо­дит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

Существуют два способа систематизации (расположения) частноправовых норм, которые сложились в мировой практи­ке, — институциональный и пандектный.

Институциональный (институция в переводе с латинского — наставление) использовался еще в Древнем Риме. Он получил воплощение в первых элементарных учебниках по гражданскому праву, изданных в VI в. н.э. по велению византийского императо­ра Юстиниана и имевших, как и дигесты, силу закона (новеллы самого Юстиниана, Институция Гая, Павла и др.).

Пандектный способ (в переводе с латинского — всеобъемлю­щий, сводный, совокупный; то же, что и дигесты) возник позже, в XVI в. Он

В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и граж­данское процессуальное право. Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.

Критерий различения публичного и частного права видится в том, что публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные орга­ны выступают в качестве носителей государственно-властных (публич­ных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.

Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отно­шений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума, участвуя в иных формах проявления непосред­ственной демократии. В остальных правоотношениях — а их боль­шинство — он занимает подчиненное, зависимое положение.

Государственные органы могут предписывать определенные ва­рианты поведения гражданам и иным субъектам права, требовать от них неукоснительного исполнения и соблюдения действующего за­конодательства, применять к нарушителям меры государственного принуждения, выносить решения о признании тех или иных субъективных прав граждан. Гражданин вправе обжаловать решения, принимаемые государственными органами, но если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.

Частное правоэто совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе про­изводства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

В сфере частного права безраздельно господствуют законные лич­ные интересы граждан, их объединений. Государство и его органы могут также выступать субъектами гражданско-правовых, трудовых, сельскохозяйственных отношений. Однако в этом случае государ­ственные органы, равно как и государство, не имеют никаких пре­имуществ перед остальными субъектами, выступают в качестве юри­дического лица, имеющего те же права и обязанности, что и иные участники правоотношений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению. Здесь любые, в том числе и государственно-правовые формы при­нуждения к вступлению в правоотношения, ограничению правоспо­собности и дееспособности граждан, запрещаются законом под уг­розой наступления уголовной, административно-правовой и иной юридической ответственности.

Таким образом, различение публичного и частного права являет­ся необходимой предпосылкой для установления пределов вторже­ния государственных интересов в сферу частного права, личных иму­щественных и иных интересов, для установления надежных спосо­бов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений. Примат публичного права над интересами граждан, который быто­вал в теории социалистического права, на практике привел к непра­вомерному сужению частного права и грубейшему нарушению прав личности в области гражданского и трудового права, к подмене граж­данско-правовых способов защиты субъективных прав администра­тивно-правовыми мерами.

Система права состоит из материальных и процессуальных отрас­лей права.

К материальным отраслям права относятся государственное, администра­тивное, финансовое, гражданское, трудовое и иные отрасли права.

Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право — устанавливают порядок рассмотрения уго­ловных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей является взаим­ной и двусторонней. Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов процессуальных отношений, а также устанавлива­ют условия и основания возникновения процессуальных отношений. В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок раз­решения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реа­лизации норм материальных отраслей права.

В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного пра­ва. Гражданский процесс тесно связан с другими материальными от­раслями. В системе права Российской Федерации специализация ма­териальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий харак­тер. Государственное право, которое долгое время оставалось автономным, содержало и материальные, и процессуальные нормы, в настоящее время не может обходиться без сотрудничества с гражданс­ким процессуальным законодательством. Так, решения и действия ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным правом.

Конкретные связи между гражданским процессуальным правом и отдельными материальными отраслями весьма различны в зависи­мости от того, какая часть их норм может применяться в форме граж­данского процесса. В гражданском, трудовом, семейном и некото­рых других отраслях гражданский процесс, безусловно, доминирует над иными формами разрешения конфликтов, возникающих в кон­кретных отношениях. Государственное, административное, финан­совое право, наоборот, допускает использование гражданского про­цесса в достаточно ограниченных пределах. Однако по мере станов­ления и упрочения правового государства судебный контроль за законностью решений государственных органов власти и управле­ния приобретает тенденцию к расширению. Соответственно будет усиливаться и значимость гражданского процессуального права в ре­ализации норм публичного права.

Связь уголовного права и иных отраслей права проявляется в сфере действия охранительных норм, устанавливающих запреты, основа­ния применения, виды и объем правовых санкций. Каждая отрасль права устанавливает санкции за совершение административных, гражданско-правовых и иных проступков. Однако совокупность норм, запрещающих деяния, которые представляют повышенную общественную опасность и признаются преступлениями, составля­ет самостоятельную отрасль — уголовное право.

Уголовное право запрещает преступные посягательства на осно­вы государственного и общественного строя, урегулированные госу­дарственным правом (особо опасные государственные преступле­ния), государственную и личную собственность, честь и достоинство граждан и иные отношения, урегулированные гражданским правом (статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за кражу, грабеж, мошенничество, клевету и оскорбление личности). Общественно опасные посягательства на порядок, закрепленный нормами административного права, в УК образуют составы преступ­лений против порядка управления и общественной безопасности.

Таким образом, уголовное право представляет собой как бы вы­несенную за скобки совокупность норм, запрещающих особо опас­ные деяния, совершаемые в сфере государственного, гражданского, административного и иных отраслей права. И с этих позиций каж­дая отрасль права связана с уголовным правом как особым компо­нентом системы права, которая охраняет конкретные отрасли и сис­тему права в целом от наиболее грубых общественно опасных пося­гательств.

 

5. Соотношение понятий «система права», «правовая система» и «система законодательства»

В науке понятие «система» используется для обозначения не­коего целостного явления, состоящего из взаимосвязанных и взаи­модействующих элементов. При этом как целое невозможно без его составляющих, так и последние могут играть свою самостоятельную роль только в рамках системы. При этом каждое системное явление взаимодействует с собственной внешней средой, которая может и сама обладать признаками системности. По отношению к этой более крупной системе более частная система выступает некоей подсисте­мой и т.д. Системным явлениям присуща определенная внутренняя стабильность, относительная целостность и способность к измене­нию и развитию.

Юриспруденция обладает собственной систематикой, опреде­ляемой спецификой ее предмета, для которого системность состав­ляет имманентное качество. Системность в сфере права и правового мышления проявляется на двух уровнях: на уровне конструи­рования правопорядка, где создается система права, и на уровне постижения уже существующего правопорядка, где осуществляется системное отражение правовой материи.

Отношения, в которые вступают отдельные физические лица, и объединения, государство, тесно взаимосвязаны и образуют едино целое. Соответственно и право, регулируя данные общественные ношения, отражая их устойчивые признаки, свойства (в часта. системность), представляет собой целостное образование, систему. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права — это нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими торами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права это правовая категория, означающая внутреннее строение действующего в государстве права любой страны, которое от­ражает единство составляющих его норм и их разграничение на взаимо­связанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свой­ственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую сис­тему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями — правовой систе­мой и системой законодательства.

Долгие годы система права рассматривалась как идентичное по­нятию правовой системы. Однако в последние годы при всем раз­нообразии взглядов на понятие «правовой системы» выработалось определенное совпадение по поводу основных аспектов данной ка­тегории.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это — комплексная, интег­рирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» была лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным (См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. — М., 1986. — С. 197, 276—277.).

Отсюда можно сделать вы­вод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и развитие и структуру законодательства — систему зако­нодательства.

Система законодательства представляет собой совокупность суще­ствующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений пра­вительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части (например, на законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм.

В юридической науке давно сложилось понимание системы за­конодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, руководствующегося при этом практическими сооб­ражениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отноше­ниям, система же законодательства является результатом его целе­направленного упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения «правовой системы» и «системы права» имеет то обстоятельство, что национальная пра­вовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств; на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же широкими системами — экономической, политической, мораль­ной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная тео­рия права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оцени­вать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Следует рассмотреть более подробно соотношение системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязан­ные, но самостоятельные юридические категории, представляющие два аспекта одного и того же явления — позитивного права. В фило­софском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как внутренняя и внешняя формы права. Система права как внутренняя организация содержания права, как его структура, соответствует характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства есть выражение системы права, ее объекти­вированная форма (а точнее — одна из внешних форм).

Система права и система законодательства не совпадают по кру­гу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законах, иных нормативных правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и ото­бражена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный харак­тер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Но поскольку в нашей стране большинство действующих право­вых норм находит свое закрепление именно в законодательстве, то можно утверждать, что право России не существует вне законода­тельства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Система права и система законодательства создаются законода­телем, но в результате разных его действий. Система права склады­вается исторически, на базе основополагающих политических ре­шений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направ­ления развития нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательны кодификация и даже консолидация правовых норм. Для создания отраслей законодательства всегда харак­терна его упорядоченность, выраженная в строгой систематизации.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательст­ва:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, зе­мельное и др.);

2) комплексные отрасли законодательства — отрас­ли, состоящие из норм различных отраслей права: административ­ного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;

3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам го­сударственной деятельности (законодательство о водном, воздуш­ном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно пре­вышает число отраслей права. Общеправовым классификатором от­раслей российского законодательства, утвержденным Указом Пре­зидента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органиче­ского единства с внешней формой права — системой законодатель­ства. Законодательство — форма существования прежде всего пра­вовых норм, средство придания им определенности и объективно­сти, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

В то же время система законодательства — это не просто совокуп­ность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет раз­личных факторов, главным из которых является предмет правового регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплекс­ном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в за­конодательстве можно только то, что обособляется в действитель­ности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно суще­ствующей структуры права. Структура права для законодателя вы­ступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потреб­ность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества зако­нодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделе­ний права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Это и понятно, так как связь между ними не есть результат зеркального отражения, она носит весьма сложный опосредованный характер, в зависимости от особенностей «промежуточных» факторов проявляется по-разному. В ряде случаев в цепочке причинно-следственных связей такие отрасли даже «ме­няются местами», если становление новой отрасли права обуслов­ливается преимущественно интенсивным развитием одного из су­ществующих подразделений законодательства.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Та­кие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным актам, нуждаю­щимся в кодификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль зако­нодательства существует без отрасли права (таможенное законода­тельство, Воздушный кодекс и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудо­вое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Тем не менее научно обоснованное построение системы нормативных правовых актов закономерно ведет к тому, что они не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отрас­левым и иным правовым комплексам содержания права.

Итак, система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Различия между системой права и системой законодательства проводятся по следующим основаниям:

1) по составу — первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступа­ет нормативно-правовой акт;

2) по объему — с одной стороны, законодательство не охватыва­ет всего многообразия нормативности, о чем говорилось ранее; а с другой — система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое со­держание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.), в системе законодательства могут существовать и существуют недействующие предписания, свой­ством же права является его действенность;

3) система права объективна по происхождению и содержанию, но как продукт отражения социальной формы движения материи — субъективна. Система законодательства в онтологическом и гносео­логическом плане также объективна, поскольку в своей основе она имеет реально существующую систему права, но субъективные момен­ты в системе законодательства более заметны, чем в системе права;

4) различны в определенной мере факторы, образующие эти сис­темы; системообразующими факторами отраслевой системы права выступают предмет и метод правового регулирования, поэтому нор­мы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. От­расли же законодательства, регулируя определенные сферы государ­ственной жизни, выделяются только по предмету правового регули­рования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однород­ной, как отрасль права;

5) система права более целостна, это органическая, самооргани­зующаяся система. Система законодательства — менее целостна, она носит лишь организованный характер;

6) внутренняя структура системы права не совпадает с внутрен­ней структурой системы законодательства. Так, вертикальная струк­тура системы законодательства строится в соответствии с юридиче­ской силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает федеративное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федераль­ное и республиканское законодательство. Вертикальная же структура права — это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.;

7) система права более устойчива, она развивается скачкообразно в отличие от постепенного развития системы законодательства и т.д.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребно­стями систематизации законодательства, т.е. деятельностью госу­дарственных органов, направленной на упорядочение законодатель­ства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства — важная теоретическая и практиче­ская задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступ­ность, сокращение ненужной множественности актов, их согласо­ванность и правильное применение на практике.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика отраслей российского права | Тема 14.Современные уголовно-правовые системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.