Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности - система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер, направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве - оздоровлению экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существуют несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений.

Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (являются субъектами общесоциальных мер), Министерство по налогам и сборам, Министерство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел соответствующие подразделения органов внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центральный Банк Российской Федерации, банковские и иные кредитные организации, государственные налоговые инспекции, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю - продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.

1.Меры социально-экономического характера:

§ Оздоровление экономики и повышение эффективности использования её ресурсного потенциала;

§ Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью;

§ Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций;

§ Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства;

§ Иные меры.

2. Меры правового характера:

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в следующем:

§ Обновление правовой базы правоохранительной деятельности;

§ Устранение пробелов, коллизий и противоречий;

§ Согласование с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации.

§ Создание юридических механизмов исполнения правовых решений;

§ Приоритет закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;

§ Формирование правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами России.

Среди данного круга мер, мы особо выделяем меры уголовно-правового характера . Уголовно-правовое воздействие - крайняя мера изменения негативных отношений

Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

- минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;

- противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

Наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;

§ Вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, учет обстоятельств исключающих общественную опасность и противоправность деяния и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;

§ Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

§ Обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;

§ Охрана субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;

§ Регулирование отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства.

§ Обеспечение неотвратимости ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств[17].

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нравственно-психологическая характеристика | Меры организационного характера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.