КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы менеджмента
Особенности таможенной службы как института. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему[27] и представляют собой одну из важнейших подсистем институциональной системы России. В структуре таможенной службы можно выделить две системообразующие группы институтов: 1. Формальные нормы, образующие правовое поле функционирования таможенных органов (законодательная и нормативно-правовая база), а также неформальные правила, организующие и направляющие поведение таможенного персонала (кодекс чести, система ценностей, идеалов и т.д.); 2. Иерархически упорядоченные организационные структуры, то есть непосредственно таможенные органы, являющиеся носителями этих норм (ФТС, РТУ, таможни, таможенные посты). Рассматривая таможенную службу с позиций теории институциализации, отметим следующее: 1. Таможенная служба России в систем государственных институтов призвана выполнять определенные функции. Основные функции таможенных органов перечислены в ст. 403 ТК РФ. 2. Таможенная служба России как институт обладает признаками, характерными для всех социально-экономических институтов: ¨ идеология (для таможенной службы в качестве таковой выступает идея повышения безопасности мировой цепи поставок товаров и содействие социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегчения торговли)[28]; ¨ установки и образцы поведения (оказание услуг государству и участникам внешнеэкономической деятельности); ¨ культурные символы (для таможенной службы это государственная символика – флаг, вымпел и эмблема таможенных органов[29]); ¨ утилитарные черты (инфраструктура: здания, сооружения, технологическое оснащение и т.п.);
¨ устные и письменные кодексы поведения (кодекс чести, должностные инструкции и т.п.)[30]; Многие исследователи выделяют, прежде всего, такие структурные компоненты социально-экономического института, как определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях, социальные статусы, социальные роли и нормы (включая законы, обычаи, традиции), которые легитимируют их деятельность и формализуют отношения между ними[31]. Для таможенной службы перечисленные выше структурные компоненты также характерны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенная система России – это социально–экономический конъюнктурный институт государства и общества, обеспечивающий их экономическую, социальную, экологическую, техническую и технологическую безопасность в конкретном существующем миропорядке[32].
См. ИНСТИТУТЫ!!!!!!
Контрольные вопросы: 1. Чем обусловлена необходимость применения институционального подхода в управлении развитием таможенных органов? 2. Дайте понятие «институт». Перечислите виды и назовите функции социально-экономических институтов. 4. В чем проявляются особенности институциональных преобразований в современной экономике России? 5. Назовите особенности таможенной службы как института. 6. Раскройте сущность управления развитием таможенного дела на основе институционального подхода.
[1] Капелюшников Р. И. Новая институциональная теория. - http://www.polittech.ru/libertarium/10625. [2] Нуреев Р. М. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология // Вопросы экономики. - 1993. - № 4. [3] Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. [4]Этим словом обозначается нечто, передаваемое, например, фирмой (как знание) от одного поколения работников другому или фирме-соседу.
[5] Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: ВлаДар, 1993. - с.26. [6] Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. произведения. - М., 1990. - с. 19. [7] Veblen Т. The Place of Science in Modern Civilization and Other Essays, p. 37. [8] Silverberg G., Verspagen В. Evolutionary Theorizing on Economic Growth. — MERIIT, Maastricht, August 1995, mimeo, p. 20. [9] Hodgson G. 'The Viability of Institutional Economics. Judge Institute of Management Studies, Cambridge, July 1996, mimeo, p. 19. [10] Hodgson G. Economics and 'Institutions. Cambridge, Polity Press, 1988 (repr.1993), p. 273. [11] Проблемы эволюционной экономики (по материалам международного симпозиума) // Вопросы экономики. - 1997. - № 3, с. 155. [12] Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. [13] Норд. Д., Институты и экономический рост: историческое введение.-THESIS, 1993, т. 1 №2, с. 73 [14] Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории. Вопросы экономики 1997, № 3, с.48. [15] North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge, 1994. [16] Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994, стр. 96-97 [17] Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. М., 1978, стр. 391 [18] Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996, стр. 195 [19] Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Свердловск, 1972. [20] Российская социологическая энциклопедия. М., 1998., стр. 158. [21] Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994, стр. 196 [22] Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.В. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989, стр. 21 [23] Фомичев Д. Импорт институтов.//http; economy boom.ru/diser_last.htm. [24] Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа.// Вопросы экономики.- 1997.- № 3.- С44-53. [25] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России.- М.: ТЕИС, 2000.-220 с. [26] Капелюшников Р. И. Новая институциональная теория. - http://www.polittech.ru/libertarium/10625 [27] Ст. 401 ТК РФ [28]Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Редакция 2.0. Всемирная таможенная организация, 2005, стр. 3 [29]Ст.404 ТК РФ [30]Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. М., 1997, стр.278 [31]Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994, стр. 196 [32] Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. - М.: РИО РТА, 2000, стр.67 Лекция № 15 Тема 2
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |