Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика

Принципы налогообложения и виды налогов

 

Налог – это изъятие денежных средств в пользу государства в заранее определенном и установленном в законодательном порядке размере. Налоги выполняют следующие функции: фискальную, социальную, регулирующую.

1. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Социальная – перераспределение доходов для сглаживания неравенства.

3. Регулирующая - государственное регулирование экономики.

Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность;

- обязательность;

- стабильность;

-равнонапряженность;

- социальная справедливость.

Принципы налогообложения:

- дифференциация налоговых ставок;

- однократный характер налогообложения;

- простота и удобство для налогоплательщиков и налогосборщиков;

- гибкость и адаптируемость.

Классификация налогов происходит:

- по механизму формирования (прямые и косвенные налоги);

- механизму образования налоговой ставки (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, аккордные налоги);

- направлению налоговых поступлений (федеральные и местные налоги).

Прямые налоги – это прямой вычет из налоговой базы. Косвенные налоги существуют как надбавки к цене и перекладываются на плечи потребителей.

Пропорциональные налоги взимаются в соответствии с постоянной налоговой ставкой, которая не зависит от уровня дохода. Прогрессивные налоги предполагают, что с ростом дохода растет и налоговая ставка. Регрессивные – с ростом дохода налоговая ставка снижается.

Федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги – в местный бюджет.

 

Фискальная политика заключается в регулировании совокупного спроса путем маневрирования государственными расходами и налогами. Главная цель - поддержание макроэкономической стабильности.

Государственные расходы осуществляются на оборону, образование, здравоохранение, строительство дорог и т.д. Государство оплачивает услуги государственных служащих. Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги.

Государственные расходы осуществляются также в форме социальных выплат – трансфертных платежей. Трансфертные платежи - это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров и услуг. Это выплаты неработающим в форме пенсий, пособий, выплат по социальному страхованию и обеспечению.

Государственные закупки и трансферты существенно отли­чаются друг от друга. Государственные закупки увеличивают национальный продукт. Трансферты - не связаны с производством. Через государственные закупки государство перераспределяет ресурсы, через трансферты - изменяет структуру производства. Это различие позволяет говорить о том, что государственное влияние через трансферты менее значительно, чем через государственные закупки.

Через государственные расходы и налоги государство оказывает влияние на совокупный спрос. Прямое влияние на спрос оказывают государственные закупки, они становятся частью совокупного спроса. Косвенное влияние государство оказывает через налоги и трансферты, которые непосредственно влияют на личный располагаемый доход. Личный располагаемый доход может быть представлен как разность национального дохода и чис­тых налогов.

Государственные закупки товаров и услуг оказывают мультипликативный эффект. Каждая денежная единица государственных расходов стимулирует рост совокупных расхо­дов на величину М=1*1/(1-МРС) МРС - предельная склонность к потреблению. Рост объёма государственных закупок увеличивает уровень выпуска продукции. Прирост выпуска продукции будет составлять величину государственных закупок, умноженную на мультипликатор. Такое влияние государства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для стимулирования выпуска продукции, а во время подъёма государство может снизить уровень расходов, сократив объём совокупного спроса и выпуска продукции.

Мультипликативный эффект оказывает и изменение чистых налогов, причём независимо от формы сокращения чистых налогов (сокращение налогов или рост трансфертов).

Мультипликатор чистых налогов = мультипликатор затрат 1. Механизм воздействия на­логов на объём выпуска и уровень доходов, предполагает, что изменение размеров чис­тых налогов, также как и государственных закупок, может быть использовано для того, чтобы поддерживать выпуск продукции. Во время экономического спада чистые налоги могут быть уменьшены, чтобы увеличить выпуск продукции. В период подъёма, когда следует сократить совокупный спрос, чистые налоги могут быть увеличены.

Результат объединения эффектов мультипликатора затрат и мультипликатора чистых налогов выражается в мультипликаторе сбалансированного бюджета. Равный по величи­не прирост и государственных закупок, и чистых налогов - один из вариантов фискаль­ной политики. Это фискальная политика сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Он устанавливает, что прирост государственных закупок, сопровождаемый равным по величине приросту налогов, вызывает рост выпуска продукции на такую же величину.

Активная фискальная политика государства, предполагающая сознательное манипулирование государственными закупками, налогами и трансфертами называется дискреционной налогово-бюджетной политикой. Одновременно государственные закупки и налоги могут измениться и при отсутствии государственного вмешательства. Такие измене­ния называют автоматической или недискреционной налогово-бюджетной политикой; а механизмы, приводящие к этим изменениям – автоматическими стабилизаторами.

Фискальная политика используется для стабилизации экономики. Цель фискальной политики - ликвидировать либо безработицу, либо инфляцию. Во время спада проводится стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика, которая предполагает рост государственных закупок, сокращение налогов или то и другое вместе. В период спада или депрессии фискальная политика движется в направлении дефицита госбюджета. Во время инфляции, вызванной избыточным спросом проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика, в ходе осуществления которой сокращаются государственные закупки, растут налоги или то и другое сочетается. Фискальная политика ориентируется на положительное сальдо госбюджета, если государство решает проблему контроля над инфляцией. Рестрикционная фискальная политика направлена на сокращение совокупного спроса, экспансионистская - на расширение.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 16. Налоговая система | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.