Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ инвестиций в образование




Анализ эффективности инвестиций начинается с оценки расходов на образование и ожидаемых выгод от его получения.

Расходы, связанные с получением образования, можно разделить на три группы:

1. Прямые материальные расходы:

1.1. Плата за обучение;

1.2. Расходы на учебники, услуги библиотеки, копирование, канцпринадлежности т.п.;

1.3. Расходы, связанные со сменой места жительства.

2. Потерянные заработки. Человек, который учится, не может работать в таком же режиме, в котором он могла бы работать, если бы не учился. Так, ради получения образования он сознательно на время отказывается от определенных заработков. Поэтому на Западе для людей трудоспособного возраста «потерянные заработки» считаются расходами на образование. Количественно потерянные заработки можно определить как заработки на работе, которую мог бы иметь человек, если бы он не учился, минус доходы студента.

3. Моральные потери:

3.1. Потеря свободного времени – одного из важнейших благ для человека, поскольку обучение, как правило, занимает больше времени, чем нормальный рабочий день;

3.2. Обучение нередко бывает трудным и изнурительным занятием, сопровождается перенапряжением и стрессовыми ситуациями во время экзаменов;

3.3. Смена места жительства ради получения образования приводит к изменению привычного социального окружения человека, разлуки с родными и друзьями.

Первые две группы расходов на обучение можно подсчитать с достаточной точностью, моральные потери оценить очень трудно хотя бы потому, что они разные для разных людей. Однако следует сказать, что порой они играют решающую роль в принятии решения о получении образования.

Ожидаемая отдача от инвестицийв образование также состоит из трех групп доходов:

1. Прямые материальные выгоды;

1.1. Высокий уровень заработков в течение жизни;

1.2. Большая возможность участвовать в прибылях компании;

1.3. Большая возможность получать персонифицированные условия оплаты труда, различные льготы, премии, надбавки и т.п.;

1.4. Большая возможность получить пенсионное, медицинское страхование за счет предприятия.

2. Косвенные материальные выгоды:

2.1. Большая возможность получить дальнейшие инвестиции в собственный человеческий капитал со стороны работодателя, поскольку образование увеличивает инвестиционную привлекательность наемного работника;

2.2. Оздоровление за счет предприятия более вероятно для высококвалифицированного работника, поскольку он является более дорогим человеческим капиталом по сравнению с низкоквалифицированными работниками и, соответственно, о его здоровье работодатель заботится больше;

2.3. Высококвалифицированные работники, как правило, имеют лучшие условия труда и отдыха;

2.4. Ценные работники чаще получают льготные кредиты и другую помощь от работодателя для создание достойных условий жизни;

2.5. Другие косвенные материальные выгоды.

3. Моральные выгоды:

3.1. Удовольствие от выбранной профессии в течение жизни;

3.2. Доступ к интересным видам деятельности, профессиональное творчество;

3.3. Высокая конкурентоспособность на рынке труда, ощущение стабильности и уверенности в будущем;

3.4. Удовольствие от образа жизни студентов, от самого процесса обучения и от успехов в нем;

3.5. Сотрудничество с умными и перспективными людьми и др.

Что касается ожидаемой отдачи от инвестиций в образование, то количественно измерить можно только первую группу – прямые материальные выгоды, и то приблизительно, на уровне прогнозов. Мы, например, знаем, сколько зарабатывает высококвалифицированный бухгалтер, но мы не можем точно знать, сколько будет зарабатывать конкретный студент после окончания университета по специальности «учет и аудит». Моральные и косвенные материальные выгоды еще труднее оценить количественно, однако их роль в принятии решений по инвестированию в образование весьма значительна.

Оценивая эффективность инвестирования, сопоставляют инвестиционные затраты всех видов с результатами в будущем. Таким образом, инвестиции в человеческий капитал являются целесообразными, если текущая стоимость будущих выгод больше или хотя бы равна затратам. Данное соотношение составляет формализованную модель экономической целесообразности капиталовложений в образование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.