Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология

Младший школьный возраст (6-11 лет)

Ведущая деятельность – учеба. Происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности, устойчивости, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти. Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Учатся делать то, что надо, а не то, что хотелось бы. Маленькие дети должны обязательно спать днем, иначе начинается головная боль, кашель, температура, рвота (симптомы простуды, а ребенку просто необходимо поспать).

Ведущий вид деятельности – обучение. Развивается интеллект, интересует окружающий мир, можно играть в интеллектуальные игры.

Появляется интерес к противоположному полу. Интересы мальчиков и девочек сильно отличаются. Детям интересно общение, взаимоотношения, хочется тепла, заботы, но не так много как малышам. Успех и неудачи действуют болезненно, нельзя перехваливать, но обязательно поддерживать при неудачах.

Друзьями считают тех. Кто им помогает, отзывается на интересы просьбы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важна доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность, надежность. К 10-11 годам начинает цениться общественная активность, лидерские и организаторские качества.

Острее воспринимаются замечания, полученные в присутствии других людей, повышается роль оценок и мнений, не следует делать замечаний публично.

Тип поведения вожатого – «старший брат/сестра».

Новообразования:

§ Развитие рефлексии (умение сознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность).

§ Формирование внутреннего плана действия.

§ Развитие саморегуляции, поведения, воли, усвоение умения письма, чтения, арифметического счета, накопление знаний.

§ Овладение навыками домашнего труда.

§ Расширение сферы общения. Появление новых авторитетов, развитие отношений в учебном коллективе.

§ Игры развивающие – 2 место после учебы.

§ Формирование самооценки на основе оценки учителем (или другим авторитетным взрослым).

§ Формирование уверенности/неуверенности в себе в зависимости от оценки и отношения родителей или учителей.

Подростковый возраст (11-14 лет)

Основной вид деятельности – интимно-личностное общение. Девочки и мальчики объединяются в группы по 5-6 человек (смешанные), которые общаются все сводное время, стараются произвести друг на друга впечатление. Нравится танцевать и петь. Большое внимание уделяют внешности и моде, не следует запрещать им проявлять себя.

Выделяются лидеры. Дружба крепкая но существует страх уронить достоинство перед друзьями. Бурно проявляют чувства, эмоции, не забывают обиды.

Постоянно оценивают вожатого и из своего субъективного мнения делают вывод о том, как к нему относится. Вожатый должен относится одинаково ко всем. Позиция вожатого - лидер, авторитет.

Новообразования:

§ Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

§ Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески, неуправляемые эмоции и настроения.

§ Самоутверждение, стремление к самостоятельности и индивидуальности. Возможно возникновение конфликтов со взрослыми.

§ Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.

§ Формирование собственных взглядов, протест против «диктата» взрослых.

§ Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам.

§ Развитие мышления.

§ Появление сексуальных влечений и интересов.

§ Начинается профессиональное самоопределение.

Юношеский возраст.

Новообразования:

§ Развитие самосознания, представлений о себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств.

§ Происходит соотнесение себя с идеалом. Появляется мотив самовоспитания и саморазвития.

§ Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

§ Сформировалось абстрактно-логическое мышление.

§ Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм в суждениях.

§ Стремление к утверждению независимости, оригинальности.

§ Пренебрежение к советам старших.

§ Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.

§ Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам.

§ Завершено половое созревание.

§ Возникает первое чувство любви и дружбы.

§ Недостаточное осознание последствий поступков.

 

Рассмотрим, на каких принципах может быть создан отряд. Самый простой и широко используемый — принцип возраста. Детский коллектив может быть одновозрастным и разновозрастным.

Разновозрастная группа - форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего оправдывает себя разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники — 4-7 лет, младшая школа — 7-10 лет, средняя — 11-14 лет, старшая — 15-17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В подобной группе у детей устанавливаются межличностные связи не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В таком детском коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений.

Общеизвестно, что сейчас часто в семьях растет только один ребенок, иногда два, больше — редко. В результате многие дети не имеют возможности быть «братом» или «сестрой», заботиться о младших или быть опекаемыми старшими. Очень важен и опыт «преемственности поколений» — происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Если ребенок первый раз в лагере, он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы особенно в отношении сна в тихий час.

Дети с повышенной активностью

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления. Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно, целесообразнее направить энергию в нужное русло.

Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, каратэ, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные»).

Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися. Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения. Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.

Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям. Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.

 

Решение конфликтов

 

В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, почвой для которых может стать все, что угодно, даже любой пустяк. Хотя последствия могут быть отнюдь непустяковыми.

В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а также помогать им в их преодолении. Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на занятиях мастерских или студий по бесконфликтному общению (формы могут быть разные), прибегать к помощи специалистов (психолога), а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми правилами и приемами, которые позволят избежать возникновения конфликтной ситуации или, если она уже произошла, достойно выйти из нее, а также предотвратить ее появление в будущем. Ими можно воспользоваться на «огоньке», совместно принять и договориться выполнять на организационном сборе отряда в первые дни смены, красиво оформить и разместить в отрядном уголке, или разработать и провести серию обучающих занятий.

Особенности поведения в конфликтной ситуации:

· «открытость» ума - человек с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери;

· позитивное (положительное) отношение к оппоненту - попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом;

· рациональное мышление - контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом;

· сотрудничество - типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как происходит развитие детского коллектива? | Французская правовая система в ХХ веке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.