Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетика. Предмет фонетики. Отрасли фонетики




Предметом фонетики как особого раздела языковедения является звуковая сторона языка.

К ней относятся все звуковые средства языка, т.е. не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Иногда в предмет фонетики включаются также графика и орфография как учение о способах обозначения звуковых единиц и правилах написания слов с помощью букв того или иного алфавита.

 

В зависимости от объема материала, от целеустановки изучения и описания звуковой стороны языка различаются следующие отрасли фонетики:

  • общая фонетика,
  • сравнительная и сопоставительная фонетика и
  • частная фонетика отдельных языков.

 

Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка, и изучает звуковые средства самых различных языков, относящихся к разным группам и семьям. Другими словами, общая фонетика занимается.исследованием и объяснением фонологических, физиологических, социальных, комбинаторных и т.д. звуковых возможностей языка вообще безотносительно к какому-либо конкретному языку.

 

и сопоставительная фонетика исследует звуковую сторону конкретного языка в сравнении со звуковой системой другого, хорошо изученного и описанного другого языка. Целью является выявление общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Когда сравнение производится с фонетической системой родственного языка, исследование называется сравнительным, а при сравнении систем неродственных языков – сопоставительным.

В фонетике отдельных языков различаются:

§ историческая фонетика. Историческая.фонетика изучает и. описывает историческое развитие звуковой системы конкретного или родственных языков, исследует причины и закономерности эволюция звуков, дает пояснение звуковым соответствиям в различные этапы истории языка и между родственными языками. Другими словами, изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектах и т.д. исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в его современном состоянии.

 

§ описательная фонетика дает подробное объяснение звуков, звуковой системы, артикуляционной базы звуковых возможностей и комбинаторики фонем конкретного языка. Задачей описательной фонетики являемая наиболее полная характеристика звуковых элементов конкретного языка, чтобы, изучив её, можно было представить себе полную картину звукового плана этого языка. Описательная фонетика какого-либо отдельного современного языка занимается либо изучением звуковой стороны данного языка во всех формах его существования, в том числе и в его обиходно-разговорных и диалектных формах, либо изучением только звуковой стороны наиболее представительной, образцовой формы его существования — нормализованного литературного языка.

 

Как вытекает из вышеизложенного, в задачи фонетики входит всестороннее исследование звуковой стороны языка и выявление закономерностей ее внутренней организации. Однако звуковая сторона любого языка представляет собой сложное, комплексное явление, в котором выделяются не только звуки речи и их последовательности, но и словесное ударение и фразовая интонация. С другой стороны, звучащая речь представляет собой не просто некое акустическое явление, но совокупность таких акустических сигналов, которые произведены в ходе целенаправленной деятельности артикуляционных органов человека и предназначены для восприятия человеком с помощью его органов слуха.

Сейчас можно говорить о четырех аспектах звуков речи:

· физическом,

· артикуляционном,

· перцептивном

· и функциональном.

(См.: Щерба Л.В. О взаимоотношениях дисциплин, изучающих звуки речи // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 187-188.

Ср., например: Никонова О.Н. Фонетика немецкого языка. М., 1958. С. 7-8.)

В физическом аспекте звуки речи рассматриваются как акустические эффекты, возникающие в результате деятельности нашего речевого аппарата. Движения и состояния речевого аппарата, направленные на производство звуков речи, представляют собой их артикуляционный аспект. Особенности восприятия звуков речи человеком образуют их перцептивный аспект. Использование звуков речи в конкретных языках в функции строительного материала для образования звуковых оболочек, наделенных значением языковых единиц, составляет функциональный (социальный) аспект звуков речи. Все эти аспекты свойственны не толькозвукам речи, но и акцентным средствам конкретных языков и их фразовой интонации.

С учетом сложности предмета фонетики в ней выделяются такие частные дисциплины, как

§ артикуляционная фонетика,

§ акустическая фонетика,

§ перцептивная фонетика,

§ функциональная фонетика, или фонология,

§ акцентология или учение о словесном ударении,

§ интонология, или учение об интонации.

Артикуляционная фонетика изучает деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки, выступающие в качестве элементарных звуковых единиц каких-либо языков. Она описывает движения и положения органов речи, необходимые для произнесения звуков данного языка.

Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на различных языках.

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Функциональная фонетика изучает функции функцию звуковых элементов, т.е. изучает, каким образом звуки и звуковые цепи могут обладать значением, как эти значения отличаются друг от друга благодаря звукам, как звуковые цепи передают языковую информацию (как происходит кодирование и раскодирование содержания сообщения).

Предметом акцентологи и является система акцентных средств, обеспечивающих в данном языке фонетическое объединение слова вокруг так называемого ударного слога. Наконец, интонология исследует используемые в конкретных языках типичные изменения основного тона, интенсивности, тембра и длительности, а также характерные для отдельных языков особенности фразового ударения и ритмики предложения.

Различные акустические эффекты, производимые в результате деятельности голосового аппарата человека, приобретают статус звуковых средств языка лишь тогда, когда они получают функциональный аспект, будучи используемы для построения материальных оболочек значащих единиц языка и составленных из этих единиц высказываний. Поэтому частные дисциплины, изучающие звуковые средства языков в их физическом, артикуляционном и перцептивном аспектах, обязательно учитывают и их функциональный аспект, опираясь в своей исследовательской практике на основные положения функциональной фонетики (фонологии).

 

Экспериментальная фонетика занимается исследованием звуковых злементов при помощи самых различных анализаторов и инструментов. Звуки исследуются или как чисто физические акустические феномены (акустическая фонеика) или как физиологические и психические (физиологическая фонетика).

 

Практическая (прикладная) фонетика. Задачей.данного раздела является, в основном, обучение звуковым навыкам (произношению) конкретного языка или же привитие навыков орфоэпически правильного произношения (обучение литературным.произносительным нормам родного языка).

 

Литература

1. Каспранский Р.Р. Теоретическая фонетика.- Горький: 1973, с. 7-16

2. Козьмин, О.Г., Богомазова Г.С., Хицко Л.И. Теоретическая фонетика немецкого языка.- М.: Высшая школа, 1990, S.69-73

3. Строкина Т. С. Теоретическая фонетика немецкого языка. Рабочий учебник - М.: Современный ГуманитарныйУниверситет, 1998, с. 7-14

4. Kleine Enyzklopädie- Die deutsche Sprache. In 2 Bänden. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, Bd.1, (Anlagen)


Подсистемы языка Структурные ярусы (А.А.Реформатский) Сегментация высказывания (Ю.С.Маслов)  
Единицы   Единицы языка Единицы речи
Модельное представление   А а1, а2, а3, …, аN
Характеристики единиц   Общее частное,
абстрактное конкретное,
возможное (потенциальное) действительное (актуализованное)
инвариантное вариантное
Грамматическая подсистема Синтаксический ярус Модель предложения Актуальное предложение (фраза, высказывание)  
Морфологический ярус Морфема Морф  
Лексическая подсистема   Лексический ярус Лексема/слово Словоформа
Фонетическая подсистема Фонологический ярус Фонема (фонологическая единица) Звук речи (=фон/ аллофон) (фонетическая единица)

Уровни языка =подсистемы (субсистемы языка)= ярусы языка

 

Подсистемы языка Структурные ярусы (по А.А.Реформатскому) Сегментация высказывания (по Ю.С.Маслову)  
Единицы   Единицы языка Единицы речи
Модельное представление   А а1, а2, а3, …, аN
Характеристики единиц   Общее частное,
абстрактное конкретное,
возможное (потенциальное) действительное (актуализованное)
инвариантное вариантное
Грамматическая подсистема Синтаксический ярус Модель предложения Актуальное предложение (фраза, высказывание)  
Морфологический ярус Морфема Морф  
Лексическая подсистема   Лексический ярус Лексема/слово Словоформа
Фонетическая подсистема Фонологический ярус Фонема   (фонологическая единица) Звук речи (=фон/ аллофон) (фонетическая единица)

 

 

Уровни языка =подсистемы (субсистемы языка)= ярусы языка

 

Подсистемы языка Структурные ярусы (по А.А.Реформатскому) Сегментация высказывания (по Ю.С.Маслову)  
Единицы   Единицы языка Единицы речи
Модельное представление   А а1, а2, а3, …, аN
Характеристики единиц   Общее частное,
абстрактное конкретное,
возможное (потенциальное) действительное (актуализованное)
инвариантное вариантное
Грамматическая подсистема Синтаксический ярус Модель предложения Актуальное предложение (фраза, высказывание)  
Морфологический ярус Морфема Морф  
Лексическая подсистема   Лексический ярус Лексема/слово Словоформа
Фонетическая подсистема Фонологический ярус Фонема   (фонологическая единица) Звук речи (=фон/ аллофон) (фонетическая единица)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.