Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная система

Понятие информационной системы (ИС) достаточно объемно и потому предусмотрено его рассмотрение в рамках самостоятельной работы. Рекомендации по изучению данного вопроса с указанием соответствующей литературы, имеющейся в библиотеке академии, будут выданы в конце лекции командирам групп. Но для понимания предмета информатики, правовой информатики, задач информационного обеспечения ОВД все же необходимо коротко остановиться и на этом понятии.

Прежде всего следует четко уяснить отличие между информацией, являющейся объектом обработки, и информационной системой как средством обеспечения этой обработки.

Комплекс средств, методов и правил, предназначенный для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации, называется информационной системой (ИС). [Ханенко В.Н.Информационные системы. Л.:Машиностроение,1988 - с.10-11].

В ходе функционирования ИС выделяют:

носителей информации - материальные объекты, находящиеся во внешней по отношению к источнику и потребителю информации среде, способные отображать состояние источника и воздействовать на приемные органы потребителя;

потоки информации - воплощенные в сигналах и документах совокупности отдельных сообщений, движущиеся в пространстве и времени от источников информации к ее получателям (потребителям); информацию редко используют только в месте ее возникновения и в момент возникновения, передавая в виде сообщений с использованием естественно возникших или искусственно созданных каналов и средств связи, в которых функцию носителя сообщений выполняет вещество или энергия;

массивы информации - упорядоченные совокупности накопленных и совместно хранимых данных. Данными называют информацию, предназначенную для обработки в целях получения требуемого результата и представленную в виде, позволяющем осуществлять такую обработку средствами соответствующей ИС.

Совокупность входных, выходных потоков и массивов информации называют информационным обеспечением ИС.

Сформулируем еще одно определение информации, имеющее прикладное значение с точки зрения построения ИС: под информацией понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, воспринимаемых системой или объектом извне (входная информация), перерабатываемых и выдаваемых в окружающую среду (выходная информация) или хранимых в себе (внутренняя информация).

3. Цель и задачи изучения учебного курса «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

3.1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины -подготовка специалистов с необходимым в настоящее время профессиональным уровнем информационной культуры, владеющих средствами вычислительной техники, новейшими профессиональными информационными технологиями и специализированными автоматизированными информационными системами.

 

Задачи дисциплины:

1. Сформировать понимание у обучаемых современных представлений о целях, задачах и практической программно-аппаратной реализации процесса информатизации всех сфер правовой деятельности;

2. Обучить знаниям и умениям, позволяющим будущим специалистам свободно ориентироваться и саморазвиваться в современном информационном пространстве;

3. Привить будущим специалистам умения и навыки, необходимые для выполнения профессионально-служебных задач в едином информационном пространстве России.

 

3.2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (С.2.1.1.) относится к базовой (обязательной части) информационно-правового цикла (С2) и базируется на школьной учебной дисциплине «Информатика».

После изучения школьного курса «Информатика» учащиеся должны:

Знать:

· Основные понятия и определения информатики;

· Базовые логические принципы построения персонального компьютера;

· Общее устройство персонального компьютера;

· Основные виды офисных информационных технологий.

Уметь:

· Работать на персональном компьютере;

· Обрабатывать текстовые, табличные и графические документы;

· Общаться с удаленным пользователем по локальным или глобальным сетям.

Владеть:

· Навыками общения с персональным компьютером.

 

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Криминалистика», «Юридическая техника», «Тактико-специальная подготовка», предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также дисциплин вариативной части информационно-правового цикла.

 

3.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16);

· способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности – в части, касающейся способности соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области информационной безопасности.

 

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

· основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации (ОК-16);

· состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения (ОК-16);

· функции и конкретные возможности профессионально-ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем (ОК-16);

· нормативные правовые акты в области защиты информации и противодействия техническим разведкам; основные методы, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной деятельности [1].

уметь:

· решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи (ОК-16);

· работать в локальной и глобальной компьютерных сетях (ОК-16);

· самообучаться в современных компьютерных средах (ОК-16);

· организовывать свое автоматизированное рабочее место (ОК-16);

· использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации (ПК-27)[2].

владеть:

· навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики (ОК-16);

· практическими методами работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности (ОК-16).

Изучение учебного курса предполагает проведение лекций, семинаров, групповых и практических занятий.

Лекции читаются в составе потока по наиболее сложным вопросам учебного курса, требующим привития обучаемым общенаучных знаний в области информатизации деятельности подразделений и личного состава органов внутренних дел при обработке правовой информации.

Семинарское занятие проводится для закрепления и углубления слушателями знаний по соответствующим темам учебного курса.

Групповые занятия планируются и проводятся с целью предоставления слушателям знаний по конкретным средствам технического, программного и информационного обеспечения ПЭВМ, применяемым в сфере юридической деятельности, а также для углубления знаний при изучении основных понятий, применения инструмента прикладной математики в юридической деятельности. Занятия проводятся либо в классах учебной группы, либо в специализированных классах, оборудованных средствами вычислительной техники, средствами программной и информационной поддержки ПЭВМ, макетами, стендами и техническими средствами обучения.

Лекции, семинар и групповые занятия направлены на решение задач, сформулированных в рубриках ЗНАТЬ.

Наиболее массовыми видами занятий по учебному курсу являются практические занятия. На них выделяется около 65% времени, отведенного на учебный курс. На практических занятиях решаются задачи, перечисленные в рубрике УМЕТЬ. Этот вид занятий проводится в классах ПЭВМ. Каждому обучаемому предоставляется индивидуальное рабочее место. Практические задачи на занятиях формулируются в соответствии с предполагаемой деятельностью обучаемых в ОВД.

Характерной особенностью изучения данного курса (как и других дисциплин) является то, что из 216 отведенных часов 86 дается на самостоятельное изучение. Поэтому наряду с общепринятыми формами занятий: лекций, семинаров, групповых и практических занятий, большое внимание отводится самоподготовке.

Формирование у слушателя устойчивых навыков самостоятельной учебы необходимо рассматривать в качестве одной из основных целей обучения в вузе, поскольку от этого зависит степень его подготовленности, воспитание у него творческой инициативы и ответственности.

Вопросы, которые следует изучить слушателю самостоятельно, устанавливаются как на лекциях, так и на других занятиях: групповом, практическом. При этом преподаватель выдает по одному экземпляру на учебную группу методические рекомендации по их изучению, включающие:

наименование темы занятия, к которому относятся изучаемые вопросы;

учебные цели занятия для обучаемых;

вид занятия и его номер по тематическому плану;

количество часов, отводимое на занятие;

перечень учебных вопросов;

организационно - методические указания по подготовке к занятию, включающие сведения рекомендательного характера и перечень необходимой для подготовки к занятию основной и дополнительной литературы с указанием страниц.

Методические рекомендации подписываются преподавателем с указанием даты выдачи обучаемым.

Кроме того, накануне всех видов практических занятий преподавателями выдаются в учебные группы методические рекомендации обучаемым по подготовке к занятию и его проведению, которые содержат аналогичные указанным выше сведения для слушателей. При необходимости методические указания по подготовке к практическим занятиям и по самостоятельному изучению вопросов курса "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности" могут быть объединены в едином документе.

Систематический контроль самостоятельной работы слушателей осуществляется на последующих занятиях в виде:

выборочной проверки конспектов, в которых фиксируется теоретическая и практическая проработка вопросов;

опросов-летучек(письменно или устно) и других видов оценки знаний.

Кроме того, самостоятельно изучаемые вопросы включаются в состав вопросов, итоговых по каждой теме, а также вопросов к зачету и экзамену.

Для изучения на самоподготовке практических вопросов, связанных с работой на ПЭВМ, предусматривается ее проведение под руководством либо дежурного преподавателя, либо преподавателей, закрепленных за данной группой (ведущего или второго преподавателей).

Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, на кафедре назначается преподаватель - консультант. График консультаций преподавателей представлен на доске документации кафедры. Время консультаций - с 15.00 до 18.00. Консультации могут быть индивидуальными и в составе учебной группы. Консультации в составе учебной группы проводит преподаватель учебной группы.

В ходе самоподготовок в распоряжение слушателей предоставляются автоматизированные учебные курсы и программы, имеющиеся на кафедре.

Порядок допуска обучаемых для индивидуальной работы на ПЭВМ в часы самоподготовок определяет начальник кафедры.

Слушатель, работающий в часы самоподготовки в классе ПЭВМ, обязан бережно относиться к технике, соблюдать правила техники безопасности и по окончании работ оставить запись в аппаратном журнале ПЭВМ, находящемся в классе ПЭВМ.

На всех видах занятий предполагается текущий контроль знаний и умений обучаемых. Формы контроля выбирают преподаватели: устный опрос, летучки, собеседования, контрольные работы, решение задач в форме деловой игры и др. По итогам контроля выставляется оценка в классный журнал.

Предполагается обязательной итоговая оценка знаний и умений слушателей по каждой изученной теме. Обучаемые, не отчитавшиеся по конкретной теме, обязаны это сделать в форме, определяемой преподавателем: на факультативных занятиях, индивидуальных занятиях и др.

Первый семестр завершается сдачей зачета, итогом изучения дисциплины является сдача каждым обучаемым экзамена. К зачету и экзамену допускаются только те слушатели, у которых нет задолженностей по изученным темам учебного курса. Перечень вопросов к зачету и экзамену, формы их проведения и оценивания результатов определяет заседание предметно - методической комиссии кафедры, проводимое за месяц до испытания. Обязательной считается проверка уровня теоретических знаний и практических навыков обучаемых.

В начале обучения по учебному курсу каждому слушателю выдается перечень основной и дополнительной литературы, утверждаемый на заседании предметно - методической комиссии кафедры. Перечень литературы составляется по каталогу библиотеки института.

Перед изучением учебного курса каждым обучаемым предполагается сдача зачета по правилам техники безопасности при работе на электроустановках напряжением до 1000 В. Сдача зачета фиксируется в специальных журналах с индивидуальной подписью обучаемого. Порядок обучения и сдачи зачета регламентируется руководящими документами университета.

Рассматривая взаимовлияние друг на друга различных наук: прикладной математики, информатики, правовых дисциплин, мы приходим к выводу о том, что знания, полученные слушателями при изучении курса "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности", используются ими при изучении других предметов на соответствующих кафедрах университета и наоборот:

формальную логику изучают на кафедре "Философия";

законы управления в ОВД изучают на кафедре "Административная деятельность и управление в ОВД";

методику работы с отпечатками пальцев, создания фотопортретов разыскиваемых преступников и др. вопросы изучают на кафедре "Криминалистика и специальная техника" и т.п.

Кроме того, многие кафедры оснащены компьютерной техникой, позволяющей использовать различные обучающие программы и другие возможности автоматизированного обучения.

Заключение

Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинули перед правовой наукой и практикой России целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации, в том числе и деятельности работников ОВД.

Свое конкретное выражение решение этих проблем должно найти в разработке и массовом внедрении компьютерных и иных информационных технологий во все виды правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также в сфере правового образования и воспитания граждан и, в первую очередь, самих работников правовых органов различного уровня.

В ходе реализации управленческих функций должностными лицами ОВД без использования средств вычислительной техники, их трудозатраты в относительных единицах имеют примерно следующие значения:

информационные процессы - 65-70%;

расчеты - 20-25%;

творческие процессы - 5-15%.

Из этих значений видно, что удельный вес вспомогательных (нетворческих) процессов в деятельности должностных лиц значительно выше творческих. Автоматизация позволяет взять на себя процессы, не связанные с интеллектуальной деятельностью должностных лиц, тем самым освободив их от рутинных, нетворческих работ.

Кроме того, достижения новых современных информационных и компьютерных технологий позволяют резко повысить эффективность и творческих элементов мышления и практической деятельности человека. На это направлено использование новых средств коммуникаций, возможностей баз и банков данных, систем искусственного интеллекта и т.п.

Изучение курса "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности " дает слушателям университета как будущим работникам различных сфер ОВД умение разбираться в закономерностях и особенностях информационных процессов в области юридической деятельности, знания об их автоматизации, о принципах построения и методиках использования автоматизированных и управляющих систем на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук, средств и методов математики и информатики.

Кроме того, слушатели получают и практические навыки работы на ПЭВМ, с современным программным обеспечением.

ЛИТЕРАТУРА

 

а) нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (от 10 января 2002 года № 1–ФЗ).

б) основная литература:

6. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. – СПб., Питер, 2011.

7. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

8. Советов Б.Я., Целиховский В.В. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2009.

9. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2009.

10. Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник. – М., Академия, 2009.

11. Примерная программа по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности. М.: МВД РФ, 2011.

12. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные технологии управления. Учебник. – М., Академия, 2008.

 

в) дополнительная литература:

1. Горнец Н.Н., Рощин А.Г., Соломенцев В.В. Организация ЭВМ и систем. Учебное пособие. – М., Академия, 2008.

2. Орлов С.А., Цилькер Б.Я. Организация ЭВМ и систем. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2011.

3. Смелянский Р.Л. Компьютерные сети: В 2 т. Т. 1. Системы передачи данных. Учебник. – М., Академия, 2011.

4. Смелянский Р.Л. Компьютерные сети: В 2 т. Т.2. Сети ЭВМ. Учебник. – М., Академия, 2011.

5. Дягтерев В.М. Компьютерная геометрия и графика. Учебник. – М., Академия, 2010.

6. Макарова Н.В., Николайчуг Г.С., Титов Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. – СПб., Питер, 2007.

7. Кузин А.В., Левонисова С.В. Базы данных. Учебное пособие. – М., Академия, 2010.

8. Пескова С.А., Кузин А.В., Волков А.Н. Сети и телекоммуникации. Учебное пособие. – М., Академия, 2009.

9. Таненбаум Э.С. Современные операционные системы. Учебное пособие. – СПб., Питер, 2010.

10. Воробьев Л.В., Давыдов А.В., Щербина Л.П. Системы и сети передачи информации. Учебное пособие. – М., Академия, 2009.

11. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2011.

 


[1] Данное знание формируется при изучении дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» в случае отсутствия в рабочем учебном плане дисциплины «Основы информационной безопасности профессиональной деятельности (по отраслям)».

[2] Данное умение формируется при изучении дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» в случае отсутствия в рабочем учебном плане дисциплины «Основы информационной безопасности профессиональной деятельности (по отраслям)».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единицы измерения информации. Мы уже говорили, что информация всегда имеет конкретное смысловое значение, которое связано с ее потребителем( в т.ч | Объект и предмет экономики образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.