Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства




Государство возникает лишь на определенной стадии разви­тия общества. Существуют разные теории происхождения госу­дарства.

• Патриархальная теория: государство возникает из родово­го строя как усложнение власти патриарха - главы родовой общины, а затем главы племени. Родоначальником этой теории считают Аристотеля.

Религиозная (провиденциалистская) теория: государство существует по воле Божьей. Вся власть от Бога, а монарх - пома­занник Божий. Эта теория господствовала в эпоху феодализма, но и в настоящее время она сохраняет свое влияние там, где сильны позиции церкви.

Теория общественного договора (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж Руссо): государство возникает как результат рационального договора между людьми. Одно из следствий данной теории – модель государства - «ночного сторожа».

Теория насилия: чтобы сохранить свою власть, завоеватели создают аппарат управления, т.е. государство. Так, австрийский правовед Л. Гумплович считал, что государство возникает в ре­зультате захвата одного племени другим.

Марксистская (классовая, социально-экономическая) тео­рия: государство возникает тогда, когда возникают имуществен­ное неравенство, частная собственность иклассы. Государство - это аппарат насилия одного класса над другим. При коммунизме государство отомрет, так как не будет частной собственности и классов. Диктатура пролетариата - это государство рабочих и кре­стьян, которое возникает после социалистической революции. Диктатура пролетариата проводит социалистические преобразова­ния, ликвидирует частную собственность, затем перерастает в со­циалистическое общенародное государство, а с построением ком­мунизма оно отомрет, установится общественное самоуправление.

Психологическая теория: одна часть населения должна вла­ствовать, другая - подчиняться в силу своих психических особен­ностей.

Анархисты (М. Бакунин, П. Кропоткин) рассматривали го­сударство как социальное зло и считали, что государство надо ли­квидировать. Анархизм отрицает необходимость государственной власти в обществе.

Государство возникает на определенном этапе развития об­щества, после неолитической революции, когда происходит перс-ход от присваивающей экономики к производящей. Усложняется социальная структура, возникает социальное неравенство, появля­йся эксплуатация. Управлять таким обществом, сохранить его целостность можно было только с помощью особого аппарата управления. Возникновение государства связано не только с делением на классы, но и с необходимостью управлять сложноорганизованным обществом, чтобы сохранить его целостность. По видам современное государство делится на правовое и социальное.

3. Понятие «форма государства» и его составляющие

Форма государства - это способ осуществления политического управления обществом. Она включает следующие понятия: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Форма правления характеризует источник власти, организацию и порядок образования высших органов власти. Принято вы­делять две формы правления: монархию и республику.

При монархии верховная власть передается по наследству I полностью или частично сосредоточена в руках монарха (от греч monarchia - единовластие). В монархии формальным источником власти является одно лицо. Монархия - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица - главы государства, как правило, наследственного правителя.

Монархии делятся на: абсолютные и конституционные. В аб­солютной монархии существует всевластие одного лица - монар­ха. Людовик XIV утверждал: «Государство - это я» (Оман, Сау­довская Аравия, Катар). В конституционных монархиях полномочия монарха ограничены конституцией.

В свою очередь конституционные монархии подразделяются на дуалистические, в которых монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко); парламентские, в которых власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. Монарх, хотя и является гла­вой государства, фактически обладает представительскими и час­тично исполнительными функциями. Правительство формируется партией или блоком партий, которые победили на выборах. Пра­вительство подотчетно не монарху, а парламенту. Подавляющее большинство современных конституционных монархий относится к парламентским монархиям (Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Испания, Япония, Монако, Люк­сембург, Лихтенштейн). В современном мире существуют и нети­пичные формы монархии. Например, выборная монархия в Ма­лайзии, где король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов (выборным был король в Речи Посполитой середине XVI - конце XVIII вв.), коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде, где король по существу вождь племени; теократическая монархия, где высшая власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является светским главой государства (Ватикан).

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тясячелетий. По состоянию на 2008 г. в мире остается 28 монархий. Во второй половине XX в. монархии упразднены в Болгарии, Румынии, Греции, Италии, Египте, Иране, Афганистане, Эфиопии и других странах. В 2008 г. ликвидирована монархия в Непале. В 1993 г. референдум в Бразилии отверг восстановление монархии. В 1975 г. была восстановлена королевская власть в Ис­пании. Отдельно выделяют доминионы (королевства Содружест­ва) - монархии в бывших английских колониях, где главой госу­дарства является королева (король) Великобритании (к примеру, Барбадос, Гренада, Соломоновы острова).

Республика - форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми насе­лением на определенный срок (от лат. res publica - общественное дело). Источником власти является народ (народное большинст­во). Это форма правления, при которой высшая власть принадле­жит выборным представительным органам, а глава государства выбирается гражданами или представительным органом. Респуб­лики делятся на парламентские, президентские, смешанные (по­лупрезидентские).

Парламентская республика. Ведущая роль принадлежит пар­ламенту, который формирует правительство. Оно несет ответст­венность перед парламентом. Правительство - это исполнитель­ная власть. Правительство формирует та партия, которая победила на выборах, ее лидер и становится главой правительства. Прези­дент (не во всех парламентских республиках этот пост существует), как правило, избирается парламентом. Президент в парла­ментской республике не обладает большой властью. Он символизирует суверенитет страны и величие государства, это Церемониальный руководитель. Главную роль играет глава прави­тельства (премьер-министр, канцлер). Президент осуществляет свои полномочия по совету и с согласия правительства, т.е. посредством института контрассигнатуры (акты президента действуют только в том случае, если они скреплены подписью премьер-министра, реже – министров. министра, реже - министров). Примеры парламентских республик - ФРГ, Италия, Турция, Индия, Израиль, Чехия, Венгрия, Молдова, Латвия, Эстония. Правительства в таких странах в условиях многопартийности могут отличаться нестабильностью, v примеру, за полвека после Второй мировой войны в Италии сменилось около 50 правительств.

Президентская республика - это форма правления, при кото­рой президент, как и парламент, избирается народом. Классиче­ский пример - США, страны Латинской Америки - Мексика, Ар­гентина, Бразилия. В США президент одновременно является главой государства и главой правительства (т.е. исполнительной власти).

Президент руководит внешней и внутренней политикой госу­дарства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент (в США с одобрения сената) назначает министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Прези­дент не может распустить парламент, а парламент не может выра­зить недоверие правительству. Возможна процедура импичмента -досрочного отстранения президента от власти, хотя эта процедура затруднена.

В США взаимоотношения между президентом, Конгрессом, Верховным судом строятся по принципу сдержек и противовесов. Президент избирается без участия Конгресса косвенными выбо­рами на 4 года. Конгресс избирается на основе всеобщих, равных и прямых выборов. Депутаты палаты представителей избираются по одномандатным округам на 2 года. Каждый штат избирает двух своих сенаторов на 6 лет. Сенат обновляется через два года на од­ну треть. Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената и пребывают в должности, пока ведут себя безупречно, т.е. пожизненно.

Президент в США лишен права законодательной инициативы, не имеет права роспуска парламента. Но президент «сдерживает» Конгресс правом вето в отношении законов, принятых Конгрес­сом. При возвращении закона в Конгресс вето может быть пре­одолено двумя третями голосов в каждой палате (что крайне за­труднительно). Однако, выступая с ежегодными посланиями в парламенте, президент США практически очерчивает круг зако­нотворческой деятельности.

Современные президентские республики могут иметь свои специфические отличия в сравнении с классической моделью. Однако главное - ведущая роль президентской власти. Так, в Республике Беларусь Президент занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент - Глава государства, гарант Конституции республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию 3сновных направлений внутренней и внешней политики, пред­ъявляет Республику Беларусь в отношениях с другими государ­ствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее нацио­нальной безопасности и территориальной целостности, обеспечи­вает политическую и экономическую стабильность, преемствен­ность и взаимодействие органов государственной власти.

Смешанная, президентско-парламентская республика сочета­ет в себе черты президентской и парламентской республик. Глава государства - президент. Непосредственный глава исполнитель­ной власти - премьер-министр. Правительство несет двойную от­ветственность - и перед президентом, и перед парламентом. У президента сильная власть. Президент является главой государст­ва и верховным главнокомандующим, выполняет объединитель­ные и арбитражные функции. Правительство формируется из представителей победившей партии или блока партий, но прези­дент назначает главу правительства (премьер-министра) и вместе с ним формирует правительство. Парламент может вынести пра­вительству вотум недоверия, президент может распустить парла­мент и назначить досрочные выборы (например, Франция, Авст­рия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия).

Форма государственного устройства - способ администра­тивно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между центральными и местными ор­ганами власти. Выделяются три формы государственного устрой­ства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное - простое, единое государство, не имеющее в сво­ем составе иных государственных образований, обладающих по­литической самостоятельностью. Унитарное устройство имеют Дания, Швеция, Польша, Франция, Япония, Великобритания, Беларусь. Территория унитарного государства делится на админист­ративно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Гражданство унитарного государства единое, функционирует и единая система права, одна конституция. Местные органы обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер и распространяются лишь на соответствующую территорию. Налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.

Унитарное государство, на территории которого проживают этнические меньшинства, допускает образование автономий. Ав­тономия - внутреннее самоуправление регионов государства, от­личающихся географическими, национальными, культурными особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Там, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии.

Федерация - сложное союзное государство, включающее го­сударственные образования (субъекты федерации), которые обла­дают относительной политической самостоятельностью. Это форма государственного устройства, при которой несколько госу­дарственных образований (субъектов федерации) образуют одно государство. При этом они значительную часть полномочий пере­дают центральным федеральным органам власти. Субъектами фе­дерации могут быть отдельные земли, штаты, кантоны, регионы. Субъекты федерации могут иметь свою конституцию, свои зако­нодательные и исполнительные органы власти. Члены федерации, как правило, не обладают самостоятельным государственным су­веренитетом и правом одностороннего выхода из федерации. Фе­деральные власти могут вмешиваться в дела субъектов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций. Субъекты федерации должны подчиняться решениям центра. Законодатель­ство субъектов федерации не может противоречить по главным вопросам Федеральной Конституции (например, Российская Фе­дерация, США, ФРГ, Мексика, Канада, Индия, Австралия, Паки­стан). Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первые обычно являются многонациональными государствами, где субъ­екты федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе админи­стративно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США).

Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо совместных целей. Формально она не яв­ится государством, не имеет собственной территории, а состоит я территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфе­дерации имеют право свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, решения которых осуществ­ляются только с согласия соответствующих государств, их парламентов. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое го­сударство, входящее в состав, имеет свое гражданство. Нет еди­ной судебной системы, налогов. Чаще всего государства объеди­няют усилия для военной и внешнеполитической деятельности. Входящие в состав конфедерации государства сохраняют свой суверенитет и имеют свои органы государственной власти.

Конфедерации не отличаются устойчивостью, они рано или поздно трансформируются в федерацию или распадаются. Так, США возникали в 1776-1787 гг. как конфедерация. Это было свя­зано с войной за независимость, которую вели североамерикан­ские колонии против Великобритании. Но затем США преврати­лись в федерацию. Швейцария возникала как конфедерация в 1291 г., как союз трех кантонов для защиты от империи Габсбур­гов, но с середины XIX в. Швейцария становится федерацией. По­следней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг. В по­следние десятилетия в мире возникло много форм экономического, политического и иного объединения государств: содружество, сообщество. К их числу относятся Европейский союз, эволюционирующий в сторону конфедерации, СНГ, Британское Содружество наций, в которое входят Англия и ее бывшие коло­нии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.