Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление конфликтами. Разрешение конфликтов

Разрешение конфликта предполагает знание объекта кон­фликта, состава его участников, исторических корней, непосред­ственного повода и уровня напряженности. Разработка и исполь­зование технологий разрешения конфликтов ориентированы на учет специфики конфликта, культурно-исторических, региональ­ных, психологических и иных факторов. Определив причины конфликта, власти могут выбрать одну из трех моделей поведения (их выделил французский политолог П. Фаве):

• игнорировать возникновение конфликта, давая ему возмож­ность тлеть, перемещаться в другие сферы;

• избегать публичной оценки конфликта, стараясь «понра­виться» разным слоям населения, относящимся к проблеме по-разному;

• активно участвовать в урегулировании и разрешении кон­фликта.

Власти, стремящиеся управлять конфликтом, должны поста­раться ввести спор в русло правовых норм, в рамки, позволяющие контролировать его. Необходимо создавать общественное мненп атмосферу осуждения или поощрения одной из сторон, что сп6' собстзует стабильности государственной власти.

На этапе развития конфликта следует определиться: будет ли его течение пущено на самотек или будут предприняты действия по его урегулированию. Не следует прибегать к запугиванию или силовому давлению на конфликтующие стороны, наоборот, необ­ходимо стимулировать сближение сторон посредством обещаний переговоров. Особенно велико напряжение в конфликтах, веду. щихся на уровне ценностей.

На этапе завершения конфликта возможны два основных ва­рианта его окончания: достижение примирения сторон либо уси­ление их непримиримости (тупиковые ситуации). Между этими полюсами имеется ряд вариантов. Возможно и затухание кон­фликта ввиду истощения ресурсов, усталости участников, утраты важности предмета спора.

К основным стратегиям управления конфликтами относятся:

инициирование конфликта - одна из сторон постоянно обо­стряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, оппозиция выдвигает неприемлемые требования официальной власти);

рутинизация конфликта - сознательное поддержание на­пряженности в отношениях сторон;

предупреждение конфликта - не допускается переход про­тиворечий в открытую форму противоборства, конфликт выявля­ется на латентной стадии;

урегулирование конфликта - ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;

разрешение конфликта означает либо устранение его при­чин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и об­стоятельств, исключающих новое противостояние;

вытеснение конфликта предполагает перенесение ответст­венности на иной уровень политической системы (с регионально­го на центральный или наоборот).

Формами разрешения конфликтов являются:

избегание, откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если тот или иной работник не может сработаться с руководством или с коллегами; эмиграция из страны; избегание встреч с противником;

отрицание или подмена - конфликт тлеет, его перемещают в другую область. Например, чтобы победить, политику нужно на­брать максимум голосов разных категорий населения, в силу чего оН должен избегать четкой позиции по реальному конфликту и пытаться подменять понятия, говоря о разногласиях;

метод конфронтации - на авансцену политики выдвигается явно неразрешимый антагонизм;

примирение сторон на основе сближения их позиций и инте­ресов через посредника. В роли посредника могут выступать со­гласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных кон­фликтах. Переговоры как средство разрешения конфликтов за­фиксированы в Гаагской конвенции (1907 г.). На американском континенте действует договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт от 30 апреля 1943 г.). На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства;

третейское разбирательство, или арбитраж, - стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сто­рон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны. Как средство мир­ного разрешения конфликта третейское разбирательство известно с древнейших времен. Судебное разбирательство как средство мирного разрешения конфликта идентично третейскому. Но эти методы предполагают урегулирование сверху. Специалисты при­шли к выводу, что эти методы урегулирования конфликта хотя и разрешают его на данный момент, но на самом деле могут затя­нуть его на годы;

переговоры конфликтующих сторон на основе поиска ба­ланса интересов. Переговоры необходимы, чтобы избежать при­менения насилия, и они возможны, когда между сторонами имеет­ся хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Переговоры на международном уровне подчиняются особым пра­вилам, потому что на них сходятся такие субъекты права, которые Не имеют между собой обязательных отношений и друг другу не подчиняются. Внутренние переговоры отражают добрую волю правителей, за которой всегда стоит теоретическая возможность прервать их посредством одностороннего акта. Результатом пере­говоров (и внутренних, и международных), как правило, является узаконение того нового порядка, который они установили.

Наиболее распространенным средством достижения прими­рения являются переговоры - прямое или косвенное общение сто­рон, ведущее к снижению интенсивности или завершению кон­фликта. Это могут быть переговоры непосредственно конфликтующих сторон или переговоры с помощью посредника.

Переговорный процесс идет в рамках «уступки - сближение» технологий торга. В нем имеется возможность найти «срединную точку» конфликта, суть взаимных претензий, следовательно, вы­яснить пределы возможных уступок, «цену вопроса». Эффектив­ность переговоров повышается при акцентировании внимания на реальных противоречиях, при учете объективных критериев, а не партийных, идеологических позиций. Обещание уступок, внима­тельность к партнеру повышают шансы прийти к соглашению. Угрозы, давление на оппонента эти шансы снижают. Не следует использовать СМИ в качестве посредника на переговорах, ибо это может усиливать напряженность. Компромисс, соглашение не следует трактовать как победу одной стороны и поражение дру­гой, чтобы не ставить под сомнение принятые решения.

Выделяют три этапа переговоров.

Предварительный этап. Закладывается фундамент перего­воров. Главное, чтобы стороны поняли, что нужно стремиться не к желаемому, а достижимому, поэтому неизбежно придется идти на уступки друг другу.

Собственно переговоры. Этот этап может быть длительным и трудным. Его успех зависит от того, как был проработан вопрос на предварительной стадии, а также от того, смогут ли конфлик­тующие стороны работать как коллектив, заинтересованный в разрешении конфликта.

Выход из конфликтной ситуации. Принятие решения на ос­нове согласия, выработка механизмов реализации решения.

Если переговоры ведутся с помощью посредника, то посред­ник выполняет следующие функции:

• коммуникативную - устанавливает связь между конфлик­тующими сторонами;

исследовательскую - изучает ситуацию;

организаторскую - организует и ведет переговоры.

От посредника требуются: авторитет, особые деловые, интеллектуальные, организаторские качества. Посредник должен быть подчеркнуто нейтрален.

Овладение технологиями переговорного процесса повышает возможность эффективно управлять конфликтами, контролиро­вать сложные процессы конкуренции в сфере распределения по­литической власти.

Российский политолог В. Чумиков, рассматривая течение конфликта, выделяет следующие стадии:

институционализация конфликта - действия сторон пере­ходят в фазу определения его границ с помощью правовых норм и правил;

легитимация конфликта - оправдание принятых норм в гла­зах общественности;

структурирование групп, которые в споре выступают от имени всего общества в силу обладания влиянием и авторитетом;

редукция - снижение интенсивности конфликта, его перевод на более низкий уровень.

И. Галтунг определил критерии разрешения конфликта: ре­шить, кто является победителем и побежденным, каким будет бу­дущее распределение ценностей; осуществить распределение ценностей; принять заключение, что конфликт завершен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины и источники политических конфликтов | Сущность политического сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.