Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель формирования экологической политики региона




Схема этапов и шагов ландшафтного планирования

 

Схема этапов и шагов ландшафтного планирования (источник: Руководство По ландшафтному планированию, 2001).

Решение проблем ландшафтного планирования — задача сложная, комплексная, требующая деления и применения последовательных, увязанных между собой этапов (и шагов) по его разработке и осуществлению

 

 


 

Экологическая диагностика региона

Это весьма специфическая сфера регионального анализа, где инструментарий, методы и шкала оценок еще как следует не устоялись.

Исходным понятием здесь служит понятие «региональная среда обитания людей» как совокупность абиотической, биотической и социальной сред, оказывающих воздействие на повседневную жизнь населения и их хозяйственную деятельность.

Производным от него является понятие «качество региональной среды обитания» (или «состояние природной среды региона»), под которым следует понимать состояние конкретных геосистем как естественных «механизмов» жизнеобеспечения человека.

Несколько "регионализировав" известную из экологической литературы шкалу состояния природной среды, можно выделить следующие состояния региональной экологической среды:

1) естественное — то есть не измененное непосредственной деятельностью человека (природа региона испытывает лишь очень слабые косвенные воздействия от антропогенной деятельности);

2) равновесное — такое состояние природной среды региона, при котором скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных нарушений;

3) кризисное — состояние, при котором скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит коренного их изменения;

4) критическое — состояние, при котором происходит пока обратимая замена прежде существовавших экологических систем на менее продуктивные;

5) катастрофическое — состояние, при котором имеет место уже труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экологаческих систем;

6) состояние коллапса — необратимая утеря биологической продуктивности экологических систем региона.

В специальной литературе имеются и другие подходы к ранжированию экологических состояний, однако из-за отсутствия общепринятых аналитических параметров предлагающиеся градации их остроты или опасности носят большей частью субъективный характер.

Распространенным понятием, используемым при экологической диагностике региона, является «экологический ущерб». В наиболее общем виде под ним следует понимать фактические или возможные потери, возникающие в результате каких-либо процессов или явлений, в частности, негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия. Расчет экологического ущерба региона ведется в следующей цепи звеньев процесса взаимодействия человека с природой: источник взаимодействия — взаимодействие — изменения в природе — изменение ее основных функций —последствия в социальной и хозяйственной сферах региона — оценка последствий.

Ряд авторов предлагает Можно оценивать экологическую обстановку региона на основе понятия «экологической емкости природных территориальных систем».

Ассимиляционный потенциал, ассимиляционная емкость (assimilatorypotential, carryingcapacity) — предельная емкость природной среды в процессе поглощения, ассимиляции выбросов и отходов без ущерба для экосистем.

Экологическая емкость территории – это уровень антропогенной нагрузки, который могут выдержать естественные экосистемы без необратимых нарушений выполняемых ими жизнеобеспечивающих функций. Это тот предел, который не должен быть нарушен в процессе производства и расселения людей.

Такое понятие универсально и охватывает множество аспектов — биологический, ландшафтный, хозяйственный, рекреационный и др. Емкость природной территориальной системы (ЕТПС) можно представить как сумму экологических ее емкостей в различных аспектах (С. А. Рафиков, 1992):

 

Трудности (проблемы) экологической диагностики региона:

1) Первая проблема, возникающая при попытках оценки экологического состояния региона, связана с несовпадением границ природных и административных образований, поскольку массивы статистической информации обычно формируются в разрезе административно-территориальных единиц.

2) Вторая проблема упирается в трудность отбора необходимого круга аналитических показателей и несовершенство методики их исчисления. Известно, например, что загрязнения окружающей среды подразделяются на множество видов — механическое, химическое, физическое (в т. ч. тепловое, шумовое, электромагнитное), радиационное, биологическое — и все здесь зависит от конкретной цели диагностики, от выбора конкретного участка региона и т. д.

3) Немалые трудности возникают при определении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу региона (чтобы концентрация не превысила предельно допустимой — ПДК), поскольку многое в данном случае зависит от циклонального или антициклонального характера воздушной циркуляции (то есть "продуваемости" территории). Таким образом, методика расчета ПДВ для каждого региона должна быть уникальна.

 


 

Региональная экологическая политика

Региональная (социально-экономическая) политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Эффективность социально-экономических преобразований во многом зависит от научно обоснованного проведения региональной политики.

Ухудшение качества окружающей среды (то есть детериорация) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом (общее нравственное предписание).

Экологический императив – форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.

Региональная экологическая политика – это самостоятельная часть региональной комплексной социально-экономической политики. Эффективную региональную экологическую политику следует осуществлять в комплексе с региональной политикой России вообще и ее нельзя рассматривать изолированно от экономической и социальной региональной политики.

Сущность экологической политики заключается в деятельности государства, направленной на удовлетворение природоохранного интереса населения и на решение общественных проблем, связанных с состоянием окружающей среды.

ü Региональная экологическая политика – это система мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития региона.

ü Региональная экологическая политика – совокупность основных принципов, намерений и обязательств региона, создающих основу для экологически безопасного социально-экономического развития территории, совершенствования управленческих решений в области природопользования и обеспечивающих исполнение международных обязательств России в сохранении трансграничных и иных экологически значимых природных комплексов.

В современных условиях для надлежащей постановки региональной политики необходим учет социально-экономической, технико-технологической и экологической обстановки на местах и учет интересов местного населения. Именно население должно стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а не ее пассивным объектом.

Базой для формирования региональной экологической политики должно стать понимание той экологической обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего необходим анализ структуры экономики региона, т.к. в ходе такого анализа выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень их распространенности, становятся более очевидными пути устранения или нейтрализации этих причин.

Чтобы региональная экологическая политика была верно ориентированной, системной и последовательной, необходимо разработать концепцию, систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов природопользования в регионе.

Экополитический процесс – это экологическая составляющая политического процесса.

К субъектам экополитического процесса относятся

ü государственные структуры,

Главной движущей силой, провоцирующей государственные структуры на разработку и реализацию мер по оздоровлению среды, является экологическое движение, представленное политизированными (партии) и неполитизированными (некоммерческие и неправительственные) организациями.

ü общественное экологическое движение,

ü научное экологическое сообщество

Экополитика базируется на теоретическом фундаментальном научном знании, что связано с: а) невозможностью восприятия многих экологических рисков органами чувств (радиационная опасность, химическое заражение, деградация ландшафтов); б) необходимостью применения мер по устранению экологических нарушений, с опорой не только на социальные, но и на природные закономерности.

ü бизнес – структуры (в зависимости от различных политико-социальных условий, могут также являться и объектом экологической политики, на который направлены основные политические меры).

Эффективная экологическая политика, т.е. политика, приносящая конкретный, природоохранный результат возможна лишь при взаимодействии всех субъектов (государственных структур, экологического движения, партий, научного экологического сообщества и бизнес-структур).

Модель формирования экологической политики региона представляет собой взаимодействие субъектов на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном.

Ключевой идеей трехуровневой модели является введение параметра «экологических угроз». Выход на формирование эффективной экологической политики предусматривает определение экологических угроз на каждом уровне реализации и вовлечение участвующих политических субъектов в систему, направленную на их снижение через осуществление субъектами своих функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.