Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет административно-процессуального права

В основе анализа административно-процессуального права как отрасли российского права ведущее место принадлежит характери­стике предмета данной группы правовых норм.

Проблема предмета административно-процессуального права, а также вариант ее решения были предложены В. Д. Сорокиным в докторской диссертации «Вопросы теории административно-процессуального права», защищенной в 1968 г.

На взгляд ученого, формирование научных представлений о предмете процессуальной отрасли российского права в отличие от предмета материальной отрасли происходит под воздействием раз­личных обстоятельств.

На предмет процессуальной отрасли права существенное влия­ние оказывает характер предмета той материальной отрасли, с ко­торой она наиболее тесно связана и, образно говоря, носит ее имя. Подобная обусловленность определяется прежде всего назначением любой процессуальной отрасли — обеспечить реализацию правовых норм материальных отраслей, и главным образом своей одноимен­ной материальной отрасли.

Так, вряд ли нуждается в доказательствах тот факт, что, напри­мер, гражданское процессуальное право «обслуживает» гражданское материальное право и ряд примыкающих к нему иных материаль­ных отраслей. Административно-процессуальное право имеет своей задачей реализацию материального административного права и ряда иных материальных отраслей. Аналогичным образом проявляется связь между материальным и процессуальным уголовным правом.

Однако при всей зависимости процессуальных отраслей от со­ответствующих материальных, первые не могут рассматриваться как производные от вторых.

Каждая процессуальная отрасль сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет и формируется под влиянием особенностей группы общественных отношений, которая составляет Пред­мет правового регулирования одноименной материальной отрасли.

Предмет процессуальной отрасли права выглядит более слож­ным в структурном отношении, нежели предмет материальной от­расли, поскольку включает в себя следующие элементы:

фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли;

• материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеоб­разной второй стадией.

В сферу действия того или иного процессуального права «попа­дает» соответствующее материальное правовое отношение, по­скольку фактическое отношение, приобретая форму правового от­ношения с целью достижения правового результата, может это сде­лать только с помощью соответствующих процессуальных норм, регулирующих процедуру достижения требуемого или желаемого юридического результата.

В этой связи то, что в процессуальной отрасли права называется «индивидуальными юридическими делами», на самом деле и есть не что иное, как материальные правовые отношения, причем не толь­ко административных, но и иных отраслей материального права. Главное а том, что фактическое общественное отношение — «инди­видуальное юридическое дело» — необходимо приобретает форму материального правового отношения. Это для фактического отно­шения второй неизбежный этап его развития.

Таким образом, предмет административно-процессуального права складывается из трех видов отношений. Если называть эти отношения в логической последовательности, то они выглядят так: фактическое (простое) общественное отношение — материальное правовое отношение — процессуальное отношение. При этом по­следний элемент указанной схемы — административно-процес­суальное отношение — не перестает одновременно быть и матери­альным административно-правовым отношением. Например, граж­данин обратился с жалобой в орган исполнительной власти. Спра­шивается, какое отношение между этими субъектами возникает? Ответ может быть только один: возникает материальное админист­ративно-правовое отношение. Далее вступают в действие регулято­ры, обеспечивающие установленный законом порядок рассмотре­ния данного «индивидуального юридического дела», — это админи­стративно-процессуальные нормы. При этом материальное админи­стративно-правовое отношение остается до полного разрешения индивидуального юридического дела. Когда же происходит принятие решения по жалобе гражданина, прекращаются и материальные и процессуальные административные отношения.

Продолжая характеристику предмета административно-процес­суального права, следует отметить, что на этот предмет оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса — администра­тивного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процес­суальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления.

Нормативное регулирование процессуальной деятельности оп­ределенных органов государственной власти составляет немалую по объему задачу соответствующей процессуальной отрасли российско­го права. В наиболее сложном виде эта задача стоит перед админи­стративно-процессуальным правом, от которого требуется регули­рование широкой и многообразной процессуальной деятельности многочисленных органов исполнительной власти Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации.

На предмете процессуальной отрасли российского права отража­ется то обстоятельство, что помимо «обслуживания» своих, одно­именных, отраслей они участвуют в реализации определенных групп правовых норм и иных материальных отраслей российского права.

Для того чтобы очертить круг отношений, составляющих пред­мет административно-процессуального права, прежде всего необхо­димо обратиться к характеристике предмета материального админи­стративного права.

Поскольку отношения, регулируемые материальным администра­тивным правом, входят основной частью в предмет административ­но-процессуального права, постольку характеристика предмета мате­риального административного права будет приемлема и для характе­ристики предмета процессуального административного права.

Напомним, что предмет материального административного пра­ва составляют управленческие отношения, возникающие, изме­няющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельно­стью механизма реализации исполнительной власти.

Административное право часто проявляет свою регулятивную роль и там, где действуют нормы иных материальных отраслей рос­сийского права, т.е. там, где складываются управленческие по своей сути отношения, входящие в предмет трудового, финансового, при­родоохранного, предпринимательского и даже гражданского и дру­гих отраслей права, что не исключает их из механизма администра­тивно-правового регулирования.

В итоге предмет административно-процессуального права пред­ставляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:

а) общественные отношения, регулируемые материальным ад­министративным правом и, следовательно, выступающие как мате­риальные административно-правовые отношения, реализация кото­рых обеспечивается с помощью административного процесса;

б) общественные отношения, регулируемые нормами граждан­ского, трудового, финансового, семейного и других отраслей рос­сийского права, связанные с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и требую­щие для своей реализации процессуальных действий органов ис­полнительной власти;

в) саму процессуальную деятельность органов исполнительной вла­сти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

Здесь достаточно отчетливо выступает, пожалуй, самая сущест­венная особенность предмета любой процессуальной отрасли рос­сийского права. Эта особенность состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессу­альной отрасли входят не только эти отношения, но и процессуаль­ная деятельность соответствующих государственных органов, в пер­вую очередь органов исполнительной власти Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации.

Поэтому у процессуальной отрасли двуединая задача: регулиро­вать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реа­лизации, т.е. определенную разновидность процесса, — с другой.

Отсюда следует, что предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отноше­ния, складывающиеся в связи осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации,

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-процессуальное право как отрасль российского права | Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.