Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Японская и американская модели менеджмента




 

 

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

– способ, манера общения с людьми;

– власть и искусство управления;

– особого рода умение и административные навыки;

– орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных слов «менеджмент» толкуется как «управление производством» и как «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности».

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса является менеджер.

Основные критерии современной модели менеджмента – это эффективность и конкурентоспособность (рис. 2.9, 2.10).

Современная система управления должна иметь следующие характеристики:

1. небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом высококвалифицированных людей;

2. небольшое число уровней управления;

3. структура, основанная на командах специалистов;

4. ассортимент и качество продукции, ориентированные на потребителя.

 

Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках (рис. 2.11).

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:

1. формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

2. изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

3. обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

Рис. 2.9. Современная модель менеджмента

Рис. 2.10. Составляющие понятия «менеджмент»

Рис. 2.11. Задачи менеджмента

 

4. интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

5. усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

6. возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;

7. профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

 

Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджерэто специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Термин «менеджер» применяется к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

1. руководителям групп;

2. начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;

3. руководителям производственных подразделений;

4. администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;

5. руководителям предприятий, фирм в целом.

Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

• знания в области теории и умения в сфере практики управления;

• способность к коммуникации и умение работать с людьми;

• компетентность в области специализации предприятия.

В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеровгоризонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.д.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:

высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности;

средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60 % всей численности менеджеров предприятия);

низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.

Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организации инноваций.

Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя.

 

 

В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:

1. ориентация на энергичное и быстрое действие;

2. постоянный контакт с потребителем;

3. предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;

4. ориентация на человека как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

5. наличие немногочисленного, но высококвалифицированного штата сотрудников.

Эффективность менеджментарезультативность управленческой деятельности, критерии которой:

• действенность – степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались);

• экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

• качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;

• прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;

• продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.);

• качество трудовой жизни – условия труда работников;

• инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация и т.д.

Экономические показатели эффективности управления следующие.

1. Показатель эффективности управления

Эу = П: Зу,

где П – прибыль организации; Зу – затраты на управление.

2. Коэффициент численности управленческих работников

Кч = Чу: Ч,

где Чу – численность работников управления; Ч – общая численность работников организации.

3. Коэффициент затрат на управление

Кз = Зу: 3,

где 3 – общие затраты организации.

4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

Кзп = Зу: К,

где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Э.М. Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Формула эффективной деятельности менеджера

СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В США говорят так: «Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться». Правильно ли это?

2. Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении квалификации работников ? Составьте программу подготовки специалиста-менеджера.

3. Целесообразно ли стажировать наших управленцев за рубежом?

4. Акио Морита, создатель и глава всемирно известной электронной корпорации «Сони», неоднократно повторял американским бизнесменам: «Вы уважаете только деловых людей, которые умеют быстро заработать деньги. Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: для нас честью является трудиться в области непосредственного производства». Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с нашей практикой управления?

5. Сформулируйте систему знаний современного менеджера. Как долго необходимо учить менеджеров?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.