Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

П. Бурдье — французский социолог, представитель постструктурализма. Его концепция представляет собой попытку синтеза структурализма и феноменологии. Сам автор характеризовал свою концепцию как конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм. Своей теорией П. Бурдье стремился преодолеть разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами.

В основе социологии П. Бурдье лежит концепция двойного структурирования, под которой понимается подход к объяснению генезиса и структуры социальной действительности. Генезис понимается как установление причинно-следственных связей между социальными явлениями. П. Бурдье постулирует существование объективных (независящих от воли и сознания людей) структур, решающим образом воздействующих на практики (под ними П. Бурдье понимал деятельность или активность), восприятие и мышление индивидов. Под структурами мы понимаем не зависящие от нашей воли и сознания нормы морали и правила взаимодействия, социальную структуру общества, культуру и т. д. С другой стороны агентам (индивидам) имманентно (неотъемлемо, внутренне) присуща активность; они являются источниками непрерывных причинных воздействий на социальную действительность. Иными словами, каждый человек своей деятельностью постоянно воздействует на социальную действительность. Таким образом, социальная действительность оказывается структурированной дважды: во-первых, существующими объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей социальными отношениями, и, во-вторых, практиками агентов (и, соответственно, их практическими схемами). Т.е. объективные и субъективные структуры оказываются связанными. Социальные отношения, усваиваясь в ходе практической деятельности, превращаются в «практические схемы» (схемы производства практик). Говоря проще, человек в процессе своей жизни и взаимодействия в обществе усваивает не зависящие от него правила и модели поведения данного общества и в своей деятельности воспроизводит усвоенные схемы поведения. Объективные структуры усваиваясь формируют субъективные модели поведения индивидов, которые в своей деятельности вновь воспроизводят объективные структуры.

Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но, в свою очередь, и практики, производимые агентами, воспроизводят и/или преобразуют структуры.

В обществе всё структурировано: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными отношениями (не все агенты и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях); в третьих, неравномерно между (индивидуальными и коллективными) агентами распределены капиталы (экономический — деньги, культурный — образование); в четвёртых, усвоенные социальные отношения, такие как социальные представления, модели поведения, также распределены неравномерно. Ввиду существующих отличий можно видеть зависимость между физическим и социальным пространством (индивиды, обладающие большим экономическим капиталом (деньгами) стремятся к проживанию по соседству с такими же, как они, наиболее важная персона сидит во главе стола и т. д.). Таким образом социальное деление объективируется, отражается в физическом пространстве.

Одним из ключевых в социологии П. Бурдье является понятие «поле». Под ним понимается относительно замкнутая, автономная система социальных отношений, подпространство, обладающее совокупностью специфических характеристик, отличающих его от любого другого подпространства. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Примером могут служить поле экономики, поле политики, поле литературы и т. д. Очевидно, что поле экономики и поле литературы имеют совершенно различные формы взаимодействия, модели поведения и оценивания, участвующих в них индивидов, даже специфический язык. Поля представляют собой структурированные пространства позиций. При этом позиции в нём существуют независимо от конкретных индивидов и могут быть заняты в разное время разными агентами. Например, в поле образования существует позиция студента, которая в разное время занимается разными индивидами, при этом индивид, занимая позицию студента, реально принимает социальные характеристики, свойственные данной позиции, более того, зачастую делает их частью своей личности.

Ещё одним термином, предложенным П. Бурдье является понятие капитала. Разнообразные ресурсы, которые индивиды используют в своей деятельности для того, чтобы занять ту или иную позицию П. Бурдье разделил на три большие группы, три группы капиталов. Экономический капитал — обладание материальными благами. Культурный капитал — образование и соответствующий ему диплом, а также культурный уровень индивида. Социальный капитал — ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, проще говоря, личные связи. Каждое поле является своеобразным рынком, где производятся и продаются специфические капиталы. В разное время в различных полях тот или иной капитал может быть более или менее важным и, соответственно, давать его обладателю больше или меньше шансов в борьбе за власть (продвижение по карьерной лестнице, успех в бизнесе, творчестве и т. д.). Например, в странах Западной Европы для успешности бизнеса (поле экономики) или карьерного роста (поле экономики и политики) гораздо более значимым является культурный капитал (образование, умения, навыки), чем социальный (связи), в России и многих странах Востока — наоборот.

Как разновидность социального капитала выделяется капитал символический, под которым понимается признание авторитета, репутации. Суждение профессора по тому или иному вопросу будет более авторитетным чем мнение уборщицы, ввиду различия между их символическими капиталами.

Специфическим термином предложенным П. Бурдье для объяснения взаимодействия индивида и социального окружения является понятие габитуса. По определению самого П. Бурдье габитус — это «...система схем восприятия и оценивания, когнитивные и развивающие структуры, которые агенты получают в ходе их продолжительного опыта в какой-то позиции в социальном мире. Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик». Габитусом определяются вкусы, предпочтения в кино и музыке, отношение к тем или иным событиям в политическом поле, оценка человеком изменений, происходящих в социуме. Очевидно, что социальная действительность рабочим с тракторного завода с 9-ю классами образования и живущим в Шабанах скорее всего видится совершенно иначе, чем известным художником, или университетским профессором и в схожих обстоятельствах очень вероятно что действовать они будут совершенно иначе. Один в случае конфликта скорее включится в драку, другой скорее обратится в правоохранительные органы. Однако между указанными тремя гражданами схожести в моделях поведения и оценивания будет куда больше, чем между ними и иммигрантом из страны, с сильно отличающейся культурой, например из Индии. Разница происходит как раз из различия в габитусах, т. е. сформированной в течении жизни системы схем восприятия и оценивания и системы схем производства практик.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория самореферентных систем Н. Лумана | Лекція №2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.