Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика лидерства

Подходы к формированию команды проекта

Различают четыре основных подхода к формированию команды:

· Целеполагающий подход (основанный на целях) позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей реализации проекта.

· Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Его цель - увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также рост внутрикомандных коммуникаций.

· Ролевой подход - проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.

· Проблемно ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи.

Главная цель формирования команды - самостоятельное управление и преодоление своих проблем. Этот процесс может не реализовываться сразу же, а в течение длительного времени. Нередко эффективной работе команды препятствует само руководство или менеджер.

С понятием и формированием команды тесно и неразрывно связаны понятия лидерства. Управленческое лидерство — это особые отношения между руководителем организации (или руководителями подразделений) и подчиненными, в результате которых облегчается или затрудня­ется выполнение должностных обязанностей каждым из участни­ков взаимоотношений.

Лидерство представляет собой одно из самых интересных со­циальных явлений.

Лидерство определяют как «процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей» (Schrieshein, Tolliver & Behling, 1978, p. 35); или как «процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на дости­жение, целей» (Stogdill, 1950).

Лидерство также определяют как «конкретные действия ли­дера по координации и управлению деятельностью группы» (Fridler, 1967).

Отношение лидерства имеет место тогда, когда все участники и лидер, и последователи — осознают наличие конкретных потребностей, оптимальное удовлетворение которых возможно только благодаря поддержанию взаимодействия. Таким образом, изначально отношения лидерства обусловливаются индивидуаль­ными интересами и целями. Лидер оказывает влияние на своих последователей, но и они в свою очередь оказывают влияние на своего лидера, привлекая внимание к своим интересам в данной ситуации. Проще говоря, лидером становится тот индивид, чье влияние будет доминировать, или тот, кто сумеет наиболее точно понять и выразить желания социальной общности, участников взаимодействия. Последователи добровольно признают сложив­шийся расклад сил и влияние, которое оказывает на них лидер, осознают границы этого влияния и его целесообразность.

Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Лидерство – естественный социально – психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находиться данная группа.

Лидерство играет одну из важных ролей в динамике группо­вых процессов. Эффективность функционирования групп и орга­низаций зависит от степени, в которой активность членов группы скоординирована и направляется на достижение групповых целей. И если координированная групповая деятельность в некоторых случаях ведется без отношений лидерства, то продолжительная эффективная групповая деятельность без лидерства невозможна.

Современная психология выделяет две разновидности лидер­ства: оно бывает формальным и неформальным. Формальное, или управленческое лидерство, представляет собой процесс управле­ния общением и деятельностью членов группы, который реализу­ется руководителем как представителем легитимной власти на основе правовых отношений и его личностного влияния. Нефор­мальное лидерство — это «процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в группах межличностных взаимоот­ношений на основе восприятия, подражания, эмпатии, сооценки, понимания друг друга и так далее» (см.: Волков, Захаров, Ерещян, Тимофеев, 1979, с.130).

Неформальное лидерство обретает конкретные сферы выра­жения, оформления и регуляции межличностных отношений, но­сящих неофициальный характер. Управленческое лидерство пред­полагает прежде всего регуляцию официальных отношений в рамках определенной социальной организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формування команди та лідерство в ІТ менеджменті | Особенности и модели управленческого лидерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.