Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 2. Особенности послевоенного урегулирования в Европе и на Дальнем Востоке

 

1. Мирное урегулирование с прежними союзниками Германии в Европе.

2. Дунайская конференция 1947 г.

3. Проблема Австрии в послевоенных международных отношениях.

4. Япония после завершения второй мировой войны. Сан-Франциска мирное соглашение 1951 г.

 

1.

Согласно с решениями Потсдамской конференции был создан Совет министров иностранных дел: (СМИД) пяти больших государств - СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для подготовки мирных соглашений с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

На первой сессии СМИД, которая продолжалась с 11 сентября до 2 октября 1945 г. в Лондоне, представители США (держ-секретарь Д. Бирнс) и Великобритании (министр иностранных дел Е. Бевин) пытались изменить основы Потсдамской конференции с тем, чтобы в подготовке проектов мирных соглашений с прежними союзниками Германии принимали участие все пять больших государств. Против этого категорически выступил Советский Союз. Кроме того, делегации США и Великобритании провозгласили, что не будут обсуждать соглашений с Болгарией и Румынией, ибо там нет правительств, которые бы отвечали стандартам «демократии».

Работа лондонской сессии СМИД закончилась безрезультатно, ибо не были подписаны протоколы, которые бы фиксировали согласованные решения.

Для того, чтобы перебороть противоречия, в Москве, вне границ СМИД, с 16 по 26 декабря 1945 г. прошло совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.

На совещании была согласована процедура подготовки мирных соглашений, предложенных Потсдамскою конференцией. Было также решено по завершении подготовки проектов мирных соглашений созвать мирную конференцию для обсуждения текстов соглашений в составе - 21-го государства (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Австралия, Бельгия, Белорусская ССР, Бразилия, Греция, Эфиопия, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия).

Правительствам Болгарии и Румынии было рекомендовано вовлечь в свой состав по два представителя от оппозиционных партий и групп.

Основная работа по подготовки мирных соглашений развернулась на второй сессии СМИД, которая проходила в Париже с 25 апреля до 16 мая и с 15 июня до 12 июля 1946 г. Решались такие вопросы:

1) Требования о передаче заграничных активов и возмещении убытков, нанесенных собственности иностранных граждан на территории побежденных стран. Западные страны настаивали на выплате репараций побежденными странами в долларах США, что означало отделение торговли и экономики этих стран от западных государств в целом и от США в частности. СССР выразил готовность получить репарационные выплаты в виде товаров.

2) Вопрос о итало-югославской границы, в частности о Триесте. (Триестом считается территория Юлийской Крайны). После достаточно длительных дебатов СМИД приняла компромиссное решение: создать Свободную территорию Триест и установить границу мех Италией и Югославией там, где ее начертили французские эксперты. Серьезная дискуссия развернулась по вопросу о статусе Свободной территории Триест и основ ее управления. Соглашение о статусе Триеста на парижской сессии так и не было достигнуто.

3) Судьба прежних итальянских колонные (Ливии, Эритреи, Сомали). Было выдвинуто четыре проекта резолюций от каждого союзного государства. Предварительно решили передать все прежние колонии под коллективную опеку четырех государств (США, Англии, Франции и СССР). Руководить этими колониями имели администраторы, назначенные Советом ООН по вопросам опеки.

С 25 июля по 15 октября 1946 г. в Париж происходила мирная конференция представителей 21 государства.

Основные вопросы:

1) 25 сентября 1946 г. министры иностранных дел Англии, США, Франции и СССР опубликовали Декларацию о прежних итальянских колониальных владениях в Африке, которая стала основой для Общей декларации по этому вопросу, и была подписана вместе с мирными соглашениями.

2) Относительно статуса Свободной территории Триест западные страны предложили всю полноту власти предоставить губернатору, ответственному за свои действия лишь перед Организацией Объединенных Наций.

3) Среди территориальных проблем конференция рассмотрела претензии Греции на 1/10 болгарской территории и 1/3 территории Албании, но эти вопросы на конференции серьезно не рассматривались.

4) Широко обсуждалась на конференции и проблема репараций.

Парижская конференция не преодолела существенных противоречий, которые содержались в этих решениях. Для этого была проведена третья сессия СМИД, которая прошла с 4 ноября по 12 декабря 1946 р. в Нью-Йорке.

Основные вопросы:

1) Сессия устранила противоречия по вопросу о статусе территории Триест. Управления этой территорией будут осуществлять губернатор, назначенный Советом Безопасности, и Временное правительство, сформированное губернатором после консультации с югославским и итальянским правительствами.

2) Территориальные пункты соглашений возобновляли довоенные границы европейских государств с небольшими изменениями. Самые значительные территориальные изменения предусматривало соглашение с Италией. Согласно с ним границы Италии были проложены в пределах ее территории по состоянию на 1 января 1938 г., за исключением: перевалу Малый Сен-Бернар, плато Мон-Сени, части территории в районах Мон Табор и Шабертон, которые отошли к Франции; восточной части Юлийской Крайны, Коммуны Заря, острова Пелагоза и ряда мелких островов, которые отошли к Югославии; Додеканезские острова, которые отошли к Греции. Кроме того, западная часть Юлийской Крайны вместе с городом Триест была признана Свободной территорией Триест.

Территориальные пункты мирного соглашения с Румынией предусматривали возобновление ее границ по состоянию на 1 января 1941 г., за исключением румуно-венгерской границы, которая была определена в границах, что существовали на 1 января 1938 г. К Румынии отошла Северная Трансильвания.

Мирное соглашение с Венгрией, кроме передачи Румынии Северной Трансильвании, предусматривали также передачу Чехословакии трех сел на южном берегу Дуная для расширения порта Братислава. Венгерско-чехословаицкая граница установлена в границах, которые существовали на 1 января 1938 г. Граница между Венгрией и Советским Союзом совпадала с границей между Венгрией и Закарпатской Украиной, которая существовала до 2 ноября 1938 г. Финляндия возвращала Советскому Союзу область Детсамо (Печенга). Границы Болгарии были оставлены без изменений, Южная Добруджа, потерянная Румынией по соглашению в сентябре 1940 г. в интересах Болгарии, осталась в составе Болгарии.

3) Были согласованы позиции по репарационному вопросу. Репарационные претензии к побежденным странам других государств-победительниц (в том числе США, Англии и Франции) должны были удовлетворяться, во-первых, за счет полного изъятия активов прежних враждебных государств, которые находились к дню вступления в силу мирными соглашениями на территории стран-победительниц; во-вторых, за счет компенсации побежденными странами 2/3 убытков, нанесенных во время войны гражданам стран-победительниц, которые находились на территории прежних враждебных государств и имели там свои капиталовложения. Кроме того репарации выплачивались оборудованием.

Мирные соглашения с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией были подписаны 10 февраля 1947р. в Париже и вступили в силу 15 сентября 1947р.

Каждое из соглашений содержало преамбулу, а также территориальные, политические, военные, экономические, репарационные статьи.

Италия потеряла все права на свои территориальные владения в Африке, а именно на Ливию, Эритрею и Итальянское Сомали. Окончательную судьбу этих владений должны были определить правительства СССР, США, Англии и Франции в течение одного года со дня вступления в силу соглашения с Италией. Если же четыре государства не придут к согласию о судьбе этих территорий за указанный период, вопрос должен был быть переданное на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Так и произошло: 4 сессия Генеральной Ассамблеи приняла решение предоставить независимость Ливии не позже от 1 января 1952 г. (Ливию провозглашена независимым государством 24 декабря 1951 г.), а Итальянское Сомали передать под опеку Италии сроком на 10 лет. Эритрея (после проведения в ней референдума) по решению Генеральной Ассамблеи ООН была присоединена в Эфиопию на федеральных основах в 1952 г. С 1962 г. она стала одной из провинций Эфиопии.

Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления внедрили ограничение вооруженных сил для прежних сателлитов гитлеровской Германии.

Постановления мирных соглашений с Италией, Румынией, Болгарией и Венгрией об оккупационных войсках в этих странах обязывали государства-победительницы вывести свои войска не позже как через 90 дней из дня вступления в силу мирными соглашениями. К тому же все имущество побежденных стран, которое находилось в распоряжении оккупационных вооруженных сил и за которое не была предоставлена компенсация в течение эти же 90 дней, подлежало возвращению этим странам. Советскому Союзу позволялось удерживать вооруженные силы в Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций с Австрией, где располагались оккупационные войска.

 

2.

 

С 30 июля по 18 августа 1948 г. в Белграде проходила дунайская конференция. В ее работе принимали участие представители придунайских государств - СССР, УССР, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, а также США, Великобритании и Франции как участники СМИД и Австрия с совещательным голосом.

Советский вариант новой дунайской конвенции предусматривал распространение компетенции новой дунайской комиссии лишь на судоходную часть Дуная, без его притоков. Военным кораблям недунайских государств проход Дунаем запрещался, а военным кораблям дунайских государств позволялся лишь с санкции заинтересованных сторон.

Дунайская конвенция вступила в силу после ее ратификации 11 мая 1949 г. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия, которая тогда уже стала независимым нейтральным государством.

 

3.

 

27 апреля 1945 г. было создано Временное правительство австрийской Республики и введено в строй Конституцию 1920 г. с изменениями, внесенными в 1929 г.

Согласно с договоренностью правительств СССР, США, Англии и Франции после освобождения Австрии здесь остались оккупационные войска четырех государств.

Заместители министров иностранных дел в 1947 р, начали разработку проекта и достаточно быстро согласовали почти половину статей. Но проблемы югославских территориальных претензий, немецкого имущества оказались на тот момент нерешенными.

Возобновились переговоры в 1952 г. с рассмотрения предложенного западными странами сокращенного варианта Государственного соглашения, в котором не было пунктов о суверенитете Австрии.

Летом в 1952 г. федеральное правительство Австрии провозгласило нейтралитет как международно-правовую позицию Австрии на перспективу и обнародовало меморандум, в котором содержалось требование прекратить оккупацию, возобновить суверенитет и согласие одобрить сокращенный вариант Государственного соглашения. Однако Советский Союз категорически отклонил этот вариант.

Австрия просила Индию о посредничестве, однако это не ускорило переговоры.

Вступление ФРГ в НАТО значительно заострило австрийскую проблему. Советский Союз уважал, что ремилитаризация Западной Германии усиливает опасность Австрии. Переговоры возобновились.

15 апреля 1955 г. был опубликован «московский меморандум» по результатам переговоров представителей СССР и Австрии. СССР выразил согласие подписать Государственное соглашение и вывести из Австрии оккупационные войска до 31 декабря 1955 г. Австрия обязывалась поставлять Советскому Союзу 10 млн т нефти в течение 10 лет, выплатить 2 млн долларов за активы дунайской судоходной компании в Восточной Австрии и обеспечить снабжение товаров на сумму 150 млн долларов как компенсацию за немецкую собственность в Австрии. Этот меморандум ускорил процесс признания постоянного нейтралитета Австрии.

2 мая 1955 г. в Вене прошло совещание послов четырех оккупационных государств при участии министра иностранных дел Австрии.

15 мая 1955 г. во дворце Бельведер в Вене произошло подписание Государственного соглашения. Австрия возобновлялась «как суверенное, независимое и демократическое государство» в границах, что существовали на 1 января 1938 г. Политические гаранты независимости Австрии обеспечивались заявлением больших государств и запрещением на политический и экономический союз с Германией в любой форме.

27 июля 1955 г. соглашение вступило в силу. В этот же день был распущен Союзнический совет в Вене и началось выведение оккупационных войск, которое завершилось 25 октября 1955 г. 26 октября австрийский Национальный совет принял конституционный закон о постоянном нейтралитете на образец Швейцарии.

 

4.

После подписания 2 сентября 1945 г. Акта о капитуляции Японии министерство иностранных дел Японии получило приказ главнокомандующего союзных оккупационных войск генерала Макартура об установлении на всей территории Японии власти военной администрации. Оккупационные части были главным образом американскими с небольшим контингентом войск Новой Зеландии и Австралии. После капитуляции Япония перестала быть субъектом международного права. Она подпала под юрисдикцию союзных государств

В отличие от Германии в Японии США проводили оккупационную политику через японское правительство, согласившись на его предложении о сотрудничестве с оккупационной властью. Политический курс США относительно Японии был выложен 23 сентября 1945 г. в «Основных принципах политики США относительно Японии в начальный период оккупации», где основной целью провозглашалось задание «добиться, чтобы Япония не могла опять составлять угрозу для США или для безопасности во всем мире». Здесь же обнародовались планы относительно демилитаризации Японии, ликвидации милитаристской идеологии, обеспечения развития мирной экономики. Руководить Японией до подписания мирного соглашения должна была Дальневосточная консультативные комиссия. СССР с этим не соглашался.

В письме советского правительства от 1 октября 1945 г. к Бирнсу признавалось целесообразным создать вместе с Контрольным советом относительно Японии и консультативную союзническую комиссию под председательством американского представителя.

Однако за несколько дней госдепартамент США объявил об учреждении Дальневосточной консультативной комиссии в составе США, СССР, Китая, Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Канада, Нидерландов - государств, которые подписали Акт о капитуляции Японии. Основная обязанность комиссии, согласно с положением, заключалась в выработке рекомендаций для главнокомандующего, который, впрочем, мог с ними и не соглашаться.

Поправки СССР обсуждались на совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре в 1945 г. в Москве. В результате длительных дискуссий было принято решение распустить Дальневосточную консультативную комиссию и создать Дальневосточную комиссию (представители СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин) и Союзный совет для Японии (представители СССР, США, Китая и Англии, которая в то же время представляла Австралию, Новую Зеландию и Индию). Комиссия должна была находиться в Вашингтоне, Совет - в Токио.

Дальневосточная комиссия была призвана «сформулировать политическую линию, принципы и общие основы, согласно с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств за условиями капитуляции». Формально комиссия была выше по статусу, чем главнокомандующий.

Функции совещательного органа получил Союзный совет для Японии. Главнокомандующий обязывался консультироваться с советом относительно распоряжений, «которые имеют существенное значение». Каждый член совета мог прекратить действия главнокомандующего и передать спорные вопросы на рассмотрение Дальневосточной комиссии.

7 марта 1946 г. был опубликован проект Конституции Японии. В нем император провозглашался символом государства и единства народа и лишался прав, связанных с управлением государством. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, подчеркивалась неприкосновенность частной собственности. Важным был раздел 5, который запрещал Японии иметь собственные вооруженные силы. С мая 1947 г. Конституция вступила в силу.

Одним из первых вопросов, рассмотренных Дальневосточной комиссией, была репарационная проблема. 9 марта 1946 г. США предложили СССР создать Межсоюзническую репарационную комиссию для определения форм взыскания репараций и части отдельных стран в их получении.

19 июня 1947 г. Дальневосточная комиссия выдала документ «Об основной политике относительно Японии после капитуляции», в котором определялись задания перестройки Японии и недопущения ее ремилитаризации. Формулировалась, основная цель оккупационной политики: «обеспечить, чтобы Япония не составляла больше угрозы международному сообществу и ее безопасности.

11 июля 1947 г. Соединенные Штаты проинформировали Советский Союз о намерении созвать 19 августа 1947 г. конференцию представителей государств - участниц Дальневосточной комиссии для заключения мирного соглашения с Японией.

В ответ советское правительство затребовало предварительного рассмотрения вопроса Советом министров иностранных дел в составе СССР, США, Китая и Великобритании. США отбросили это предложение.

Процесс подготовки мирного соглашения значительно ускорился после образования Китайской Народной Республики. Госсекретарь США Д. Ачесон заявил тогда: «США вынуждены возродить Японию как один из основных барьеров против коммунизма в Азии».

6 ноября 1949 г. советское правительство предложило обсудить мирное соглашение на совещании больших государств при участии КНР.

Нападение КНДР на Южную Корею и начало корейской войны актуализировали для США вопроса о мирном соглашении.

В октябре 1950 г. госдепартамент США разослал странам - членам Дальневосточной комиссии специальный меморандум, который содержал общие принципы мирного соглашения с Японией, в нем отмечалось, что участниками соглашения могут стать лишь страны, которые находятся в состоянии войны с Японией. После подписания соглашения участники должны отказаться от претензий, которые встали в результате военных действий до 2 сентября 1945 г.

СССР считал, что в меморандуме не решены вопросы статуса Сахалина, островов Пенхуледао, Курил и Южного Сахалина, сроков выведения оккупационных войск с территории Японии, возможности сохранения американских военных баз на территории Японии после заключения мирного соглашения.

29 марта 1951 г. правительство США разослало свой проект мирного соглашения с Японией членам Дальневосточной комиссии. В нем предусматривался отказ Японии от всех прав на Корею, Формозу, Пескадорски острова, на подмандатные территории. Подтверждалось возвращение в состав СССР южной части Сахалина и Курильских островов. Однако не были удовлетворены требования Китая о возвращении Тайваня, островов Пенхуледао, хотя формально Япония отказывалась от «прав и правооснов» на эти территории.

18 апреля 1951 г. президент США Трумен подтвердил намерение США оставить американские войска в Японии после подписания мирного соглашения.

Советское правительство 7 мая 1951 г. послало заинтересованным странам «Замечания по поводу американского проекта мирного соглашения с Японией», в них подчеркивалось игнорирование США вопроса о послевоенном укладе Японии. Речь шла о непередаче КНР Тайваня и островов Пенхуледао, об изъятии из-под суверенитета Японии островов Рюкю и Бонин, об отсутствии гарантий против возобновления японского милитаризма. Кроме этого, советское правительство настаивало на созыве сессии Совета министров иностранных дел США, Китая, Англии и СССР, чтобы приступить к подготовке мирного соглашения на основах межгосударственных соглашений, достигнутых в период войны.

В Сан-Франциский конференции (4-8 сентября 1951 г.) приняли участие 52 страны. Среди участников не было КНР, КНДР, МНР и ДРВ, отказались принимать участие Индия и Бирма.

Вопрос о возвращении Курил и Южного Сахалина в состав СССР, а Тайваня и Пенхуледао - в состав КНР не были рассмотрены.

8 сентября 1951 г. представители 48 стран подписали мирное соглашение с Японией. Соглашение состояло из 27 статей, сгруппированных в семи глав. Представители СССР, Польши, Чехословакии не прибыли на церемонию подписания соглашения, ибо рассматривали ее как результат «заговора Вашингтона с японским правительством».

Через несколько часов США и Япония подписали «соглашение безопасности», согласно с которой Япония предоставляла Соединенным Штатам «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и возле нее». Япония без разрешения США не имела права предоставлять базы для размещения других иностранных войск, проведения маневров и т.д.

В 1952 г. США и Япония подписали Административное соглашение, в котором фиксировалось согласие Японии «на использование Соединенными Штатами средств обслуживания и территорий, необходимых для выполнения заданий, предусмотренных соглашением безопасности». США закрепили за собой право создавать свои базы в любом районе Японии, морским и воздушным судам.

Американским военнослужащим и их семьям предоставлялось право экстерриториальности. Американские вооруженные силы получили в постоянное и временное пользование свыше 600 военных объектов.

28 апреля 1952 г. Япония и правительство Чан Кайши на Тайване подписали мирное соглашение, которое провозгласило прекращение состояния войны между Японией и Китайской Республикой, отказ Японии от всех прав на Тайвань, Пескадорски и Парасильски острова. Вопрос о взаимных претензиях должен был стать предметом специальных переговоров между Японией и Китайской Республикой.

9 июня 1952 г. было заключено отдельное мирное соглашение Японии с Индией.

В апреле 1953 г. Япония достигла договоренности с Бирмой относительно репарационного вопроса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другие методы оценки физической работоспособности | Экологическое законодательство, как основа правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.