Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды суверенитета

В КП под суверенитетом понимается верховенство и независимость гос. власти. В науке КП выделяют 3 вида суверенитета: народный, государственный, национальный.

Народный (3 ст.), государственный (4 ст.), национальный (ч.3 ст.5).

Народный суверенитет.

Статья 3 К характеризует народ РФ, во – первых, в качестве носителя суверенитета, во-вторых, единственным источником власти, в-третьих, субъекта, осуществляющего власть (властвующего), в-четвертых, субъекта, поручающего осуществление власти в иных структурах.

На основе теории народного суверенитета и в соответствии с К можно сделать вывод, что власть народа – это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использование организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных ф-ий, как самого народа, так и образуемых им органов. Власть народа в РФ осуществляется в 3-х основных формах:

- государственная власть

- общественная власть (власть различных объединений и коллективов граждан)

- власть местного самоуправления.

Общая характеристика власти народа

Власть народа – это публичная власть, которая означает следующее:

1) она осуществляется в интересах всего народа и её целью является общественное благо или публичный интерес;

2) пространством осуществления власти народа по всем её формам и видам является общество и государство;

3) власть народа обращена ко всему обществу и каждому человеку;

4) эта власть всем доступна, так как каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти;

5) власть народа осуществляется в целом, его частью, которая проживает на соответствующей территории, либо избранными народом представителями, либо сформированными органами;

6) власть народа использует различные методы (убеждение, принуждение, поощрение, метод консенсуса);

7) власть народа осуществляется открыто (гласно) и все мероприятия имеют (должны иметь) общественный резонанс.

Власть народа - это всегда политическая власть, поскольку в её осуществлении всегда надо видеть политические цели, начала, механизмы и процедуры.

Власть народа осуществляется во всех трех её разновидностях (формах) - *общественные организации, политические партии, референдум.

Соотношение институтов референдума и выборов.

1) Институты непосредственной демократии

2) Указываются в ст.3, 130.

3) Являются формой волеизъявления граждан.

 

Референдум (по определенному вопросу) Выборы - это процедура формирования органа гос власти, органа местного самоуправления либо наделение полномочиями должностного лица.

Форма народовластия

Голосование

Граждане

 

Местное самоуправление

Ст. 3, 12, 8 глава, ст.8.

Легальное определение местного самоуправления получило закрепление в ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Соответственно, местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией, ФЗ, законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление – это форма народовластия, призвано решать вопросы жизнеобеспечения. – краткое определение.

Формы: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутатов и членов выборных органов местного самоуправления, голосование по изменению границ муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориально-общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, конференция граждан или собрание делегатов, опрос граждан, обращение в органы местного самоуправления и иные формы, которые закрепляются на принципах добровольностях и законности.

В каждом муниципальном образовании должны быть:

· представительный орган (состоит из депутатов, глава муниципального образования-мэр, глава сельского поселения)

· администрация, как исполнительно-распорядительный орган

· контрольный орган (счетная палата, контрольно-ревизионная палата)

· избирательная комиссия муниципального образования

Государственный суверенитет.

Выражается в верховенстве гос. власти, единстве гос власти, самостоятельности и независимости.

Верховенство состоит в том, что только гос. власть полномочна закреплять в К и в иных НПА весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, устанавливать правомочия физ. и юр лиц, порядок их реализации, а также меры юр ответственности.

Единство гос. власти означает, что обладание гос. властью на всех её уровнях, осуществление предполагает наличие одинаковых форм и методов деятельности, при этом между всеми органами гос. власти должна быть связь распределения полномочий (разделения властей), субординация, дисциплина и взаимообусловленность, т.е. взаимное дополнение друг друга.

Самостоятельность и независимость гос. власти проявляется в том, что в соответствии с распределением ф-ий управления общественными и гос делами, органы гос. власти действуют самостоятельно и независимо, как от иных форм власти в стране (политических партий, органов местного самоуправления), так и от иностранных государств и международных организаций. Таким образом, суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении на всю территорию гос-ва.

Конституционная основа суверенитета гос-ва получает подтверждение в статьях 4,67 ч.1.

Национальный суверенитет.

Выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни, такие как язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т.д. А также вопросы, связанные с отношениями с другими нациями, народностями, созданию своих государств, национально - культурные единицы или автономии, либо вхождение в состав какого-либо гос-ва. Ст.5 ч.3.

В РФ национальный суверенитет предполагает возможность создания национально-культурной автономии и статус её регулируется ФЗ от 17 июня 1996 года.

Д/З – национально-культурные автономии в ТО. Какие национальности проживают в ТО.

 

Демократический характер публичной власти в РФ раскрывается через конституционные принципы:

- народовластие (ст.3)

- разделение властей (ст.10,11)

- республиканская форма правления (ст.1,11)

- идеологическое многообразие и политический плюрализм (ст.13)

- местное самоуправление (ст.12)

Правовое гос-во как основа конституционного строя.

Ст. 1 определяет, что РФ – правовое гос-во, оно демократического типа, которое, во-первых, в своей организации следует строгому подчинению праву и закону; берет на себя конституционное обязательство по обеспечению равенства всех перед законом и судом и конституционная характеристика России, как правового гос-ва означает:

- вся жизнь в стране должна основываться на Конституции, законах и иных НПА

- в гос-ве, которое претендует называться правовым, предполагается исчерпывающее правовое регулирование тех общественных отношений, которое нуждается в подобной регламентации

- вся совокупность НПА должна создаваться с соблюдением принципов справедливости и гуманности в отношении тех, кому они адресованы

- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение закона, которая наступает по закону

- должна быть создана система защиты субъектов права и норм права, которая состоит из следующих элементов:

1) наличие органов защиты

2) установление процессуальных механизмов защиты

3) установление гарантий для самозащиты для граждан

- определенный склад общественного сознания

В литературе отмечается большое количество признаков правового гос-ва, но можно выделить 4 основных признаков.

1. Господство права во всех сферах общественной жизни.

2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип разделения властей.

4. Взаимная ответственность личности и государства.

Конституционный суд РФ неоднократно характеризовал принцип правового гос-ва. Постановления: от 25 апреля 2001 года определил данный принцип, как обязанность гос-ва признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как высшую ценность;

от 21 ноября 2002 года определил, что правовое гос-во по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах.

Принцип разделения властей.

Является доминирующим принципом организации гос. власти, в соответствии с которым гос. власть РФ осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Их деятельность и взаимодействие должны соответствовать закону. Соблюдение данного принципа должно находиться под контролем спец. органа конституционного контроля. Соответственно, принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей гос. власти, но и взаимное уровновешение ветвей власти, невозможность ни одной из них подчинить себе другие. Каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимодействия и взаимоограничений получила название «система сдержек и противовесов».

КС в постановлении от 1 декабря 1997 года установил, что контрольная ф-ия присуща всем органам гос. власти в пределах компетенции, закрепленной за ней.

В постановлении от 23 апреля 2004 года было отмечено, что парламентский контроль за исполнением фед. бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральный собранием гос. власти и одним из необходимых его полномочий, как законодательного и представительного органа и существенным элементом в системе сдержек и противовесов в демократическом гос-ве, основанном на принципе гос-ва права и разделения властей.

Россия, как социальное государство.

Ст.107 К. определяет, что Россия – это социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Впервые понятие социальное государство получило закрепление в основном законе Германии в 1949 года в отношении субъектов федерации. Там указывается, что Германия является социально-правовым государством. К числу наиболее важных признаков соц. гос-ва можно отнести:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьёзно собственника;

2) социально ориентированная структура экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого гос-во служит инструментом проведения социально ориентированной экономики;

4) утверждение, таких целей гос-ва, которые обеспечивают каждому достойное условие жизни, социальную защищенность, равные стартовые условия для самореализации личности.

Ст. 7 Конституции определяет перечень соц. гарантий: минимум заработной платы и минимальной пенсии; охрана здоровья и труда граждан; гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; гос. поддержка людей с пониженной трудоспособностью – инвалиды, пенсионеры; развитие соц. учреждений (пансионатов, приютов и т.д.).

Данный перечень является открытым, государство может устанавливать и иные мероприятия по мере своего экономического, культурного и социального развития.

Россия является светским государством.

Конституция исходит из того, что светским является такое гос-во, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Кроме светского известно теократическое гос-во (Ватикан) и клерикальное (Иран).

В настоящее время в РФ действует ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Этот закон устанавливает правила взаимоотношений между гос-ом и религиозными объединениями.

Религиозные объединения:

· религиозная организация

· религиозная группа

 

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 15 декабря 2004 года раскрыл понятие конституционного принципа, светского гос-ва и отделение религиозных объединений от гос-ва. По мнению суда данный принцип означает, что гос-во, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение ф-ий органов гос. власти и органов местного самоуправления, а религиозные объединения в свою очередь не вправе вмешиваться в дела гос-ва, участвовать в формировании и выполнять ф-ии органов гос. власти и местного самоуправления, участвовать в деятельность политических партий и политических движений, оказывать им материальную или иную помощь, а также участвовать в выборах.

Идеологическое и политическое многообразие в РФ.

В современных условиях наиболее важное значение имеет принцип идеологического и политического многообразие. В ст.13 К специально подчеркивается, что в РФ признается идеологическое многообразие и данное конституционное положение получает закрепление в иных статьях конституции и иных НПА.

В РФ признается

- религиозное многообразие (ст.14, 28)

- свобода слова, мысли, совести; получения, производства и распространения информации (ст. 29)

- свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст.44)

Закрепляется принцип идеологического многообразия. РФ относится к числу демократических гос-тв. В то же время свобода идеологии не является абсолютной и бесконтрольной. В частности, ст.15 ч.5 К. устанавливает запрет на деятельность общественных объединений, целей или действие которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и т.д.

В настоящее время действует ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», который предусматривает ответственность за действия, проповедующие прямо запрещенную законом антигуманную идеологию.

Конституция признает политическое многообразие, многопартийность и равноправие общественных объединений. В РФ действуют следующие НПА, регулирующие статус общественных объединений.

1. ФЗ об общественных объединениях. Общественное объединение – добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных объединений.

В данном законе названы следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

1)общественная организация

2)общественное движение

3)общественный фонд

4)общественное учреждение

5)орган общественной самодеятельности

понятие членство структура органов управления пример (название)

2. В настоящее время действует ФЗ о политических партиях от 11 июля 2001 года. Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления.

Конституционные основы экономической деятельности в РФ.

КП прежде всего закрепляет основы экономической системы гос-ва, но при этом сами понятия, как экономическая система гос-ва, экономическая основа гос-ва, могут отсутствовать в конституции.

Ст.8 определяет, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Закон РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности, ст.74.

Конституция определяет положение человека в экономике и в частности возможность заниматься предпринимательской деятельности, возможность работать по трудовому договору, возможность не заниматься вообще никакой деятельностью; принудительный труд является запрещенным – ст.37.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма правления в РФ | Конституционно-правовой статус личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.