Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование в области охраны окружающей среды




Данные кадастров используются при установлении налогов, платы за пользование природными ресурсами, для оценки стоимости объектов при их аренде, залоге, продаже.

Кадастр основывается на топографической съемке границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения.

Отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Различают водный, земельный, лесной и другие кадастры.

Кадастры природных ресурсов

В Российской Федерации в качестве основной формы реализации учетной функции управления природопользованием действуют государственные кадастры: земельный, лесной, водный, запасы полезных ископаемых. Указанные кадастры вводятся для учета количественных характеристик природных ресурсов и их качества. Помимо государственных кадастров природных ресурсов имеется рад других кадастров: кадастр мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, промысловый и др.

Кадастрами природных ресурсов (cadastre; inventory; фр. cadastre, от греч. katastichun — лист, реестр) называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной

территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории.

На всех этапах жизненного цикла предприятие организует приро­доохранную деятельность с учетом нормативов в области охраны ок­ружающей среды.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установ­лены основы нормирования (ст. 19), требования к нормированию (ст. 20), нормативы качества окружающей среды (ст. 21) и норма­тивы допустимого воздействия на окружающую среду (ст.ст. 22—28).

Одним из основных путей ограничения негативного влияния на биосферу является нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосис­темы и компоненты всей биосферы. Нормирование качества окружающей среды - одна из центральных идей как Закона РСФСР от 19.12.91 № 206-1 «Об охране окружающей природ­ной среды», так и сменившего его Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Качество природной среды - совокупность показателей со­стояния ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает (или не обеспечивает) полноценные процессы об­мена веществ и энергии в природе, между природой и челове­ком, а также условия для воспроизводства жизни. Качество при­роды обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ. Качество ОС характеризуется совокупностью химических, физических, биологических и иных ее показателей.

Благоприятная окружающая среда - такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естествен­ных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Нормирование в области охраны ОС — деятельность по ус­тановлению:

- нормативов (показателей) качества ОС;

- нормативов допустимого воздействия на ОС при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности;

- иных нормативов в области охраны ОС;

- государственных стандартов и иных нормативных доку­ментов в области охраны ОС.

Цель нормирования - государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, га­рантирующего сохранение благоприятной ОС при соблю­дении социальных и экономических интересов общества.

Разработка нормативов в области охраны ОС включает в себя:

- установление оснований для разработки или пересмотра

- нормативов; в научно-исследовательские работы по обоснованию нор­мативов;

- экспертизу, утверждение и опубликование в установ­ленном порядке;

- контроль за применением и соблюдением нормативов;

- формирование и ведение единой информационной базы данных;

- оценку и прогнозирование экологических, социальных,
экономических последствий применения нормативов.

В определенной степени допустимые нормативы - это в настоящее время компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный, позволяющий взаимовыгодно раз­вивать хозяйство и охранять жизнь, благополучие и благосос­тояние людей.

Роль нормативов качества ОС заключается, с одной сторо­ны, в оценке ее (среды) качества, с другой - в установлении лимитов (ограничений) на источники вредного воздействия.

В связи с этим нормативы качества базируются на трех ос­новных показателях:

- медицинском - пороговом уровне угрозы здоровью че­ловека, его генетической программе;

- технологическом - способности экономики техниче­скими средствами обеспечить выполнение установлен­ных пределов воздействия на человека и среду его оби­тания;

- научно-техническом - способности с помощью техни­ческих средств контролировать соблюдение пределов всех видов антропогенного воздействия на человека и окружающую его среду.

Нормативы качества не относятся к числу законодатель­ных норм. Это технические или технико-экономические пока­затели, которые сами по себе не обладают юридической силой. Как и многие другие научно-технические рекомендации и раз­работки, они помогают в решении тех или иных вопросов, од­нако не являются обязательными для соблюдения.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требова­ния к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Норма качества окружающей среды и нормативы (правила при­родопользования) включают в себя нормативы качества окружаю­щей среды, характеристики состава и свойств компонентов природ­ной среды, правила ведения хозяйственной и иной деятельности, характеристики использования природных ресурсов и природных объектов, нормативы воздействия на окружающую среду.

В нормативах предусматриваются ПДК (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ), ПДУ (предельно допусти­мые уровни вредных физических воздействий на атмосферу) и ПДВ (предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ).

Нормативные документы, содержащие нормы качества окру­жающей среды и экологопользования, регистрируются в МПР Рос­сии в рамках природоохранных нормативных документов.

Среди экологических нормативов выделяют санитарно-гигие­нические, т.е. нормативы качества окружающей среды примени­тельно к здоровью человека.

Санитарно-гигиеническое нормирование - составная часть ос­нов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения. Первые нормы ПДК вредных веществ для атмосферного воздуха были утверждены в 1951 году, для почвы - в 1980-м, для питьевой воды - в 1993-м.

В настоящее время в Российской Федерации в форме ПДК сло­жилась система нормативов допустимого загрязнения отдельных элементов окружающей среды. Наряду с этим устанавливаются нормативы ПДУ радиационного воздействия, шума, вибрации, маг­нитных полей и иных вредных физических воздействий.

Другой вид экологических нормативов — производственно-хо­зяйственные, т.е. нормативы сбросов и выбросов вредных веществ, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия, ограничивающие его деятельность определенной пороговой величи­ной. К данной категории относятся технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требова­ния охраны окружающей природной среды, причем ПДВ устанав­ливаются не по предприятиям, учреждениям и организациям, а по источникам выбросов и сбросов на основе их инвентаризации, так как на одном предприятии может быть несколько источников вы­бросов и сбросов. По химическим веществам нормативы выбросов и сбросов устанавливаются органами системы МПР России; по био­логическим веществам, микроорганизмам, радиации — органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Нормативы ПДУ вредных физических воздействий на атмосфе­ру (методы их определения и виды источников) разрабатываются, вводятся в действие и изменяются Федеральной службой по эколо­гическому, технологическому и атомному надзору совместно с фе­деральными органами исполнительной власти в области использова­ния и охраны окружающей среды, а также органами, осуществляю­щими санитарно-эпидемиологический надзор, Федеральным агентст­вом кадастра объектов недвижимости и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.