Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предварительные условия разработки управленческого решения

Система управления должна обеспечивать на каждом уровне управления возможность своевременного принятия необходимых решений. Предварительными условиями их разработки можно назвать такие:

а) контроль за выполнением заданий (на этом этапе взгляд в будущее отсутствует);

б) экстраполяция прошлого в будущее; (распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период).

в) предвидение изменений (изменения могут возникать внезапно, но обычно не так, чтобы нельзя было предвидеть тенденцию этих изменений и реакцию на них). Однако в современных условиях преобладает принятие гибких срочных решений, когда изменения очень трудно предвидеть;

г) при подготовке и принятии решений необходимо учесть новизну, сложность, динамику и предвидение многих явлений, которые характеризуют политическую, экономическую, социальную, рыночную и другие сферы деятельности;

д) главным предварительным условием результативного управления является всесторонний анализ деятельности предприятия.

Решения, которые принимаются, могут классифицироваться по разным принципам: по содержанию, степени сложности, форме, степени автоматизации и д.р. Необходимо подчеркнуть, что управленческие решения могут выступать как волевой акт выбора цели, действий и способов её достижения отдельным человеком, а также как результат коллективного мышления.

Большую роль в развитии теории и практики принятия решений играет системный анализ. Успехи математических методов оптимизационного программирования с использованием ЭВМ дали возможность существенно поднять эффективность решения задач управления.

 

 

Один из методов принятия решений – принятие решений группой. Это процесс приведения группы к согласию – консенсусу, и, для того чтобы он был успешен, нужно следовать следующим правилам:

• Участники принятия решений должны представить свое мнение спокойно, чтобы оно не преобладало над остальными мнениями.

• Каждое мнение должно рассматриваться без принципа «все или ничего»; целями обсуждения являются компромисс и альтернативы.

• Идея должна обсуждаться и изучаться, чтобы обосновать путь приведения к согласию, взаимные уступки являются способом избежать конфликта.

• Быстрое соглашение – не лучшее решение.

• Несогласие сторон – продуктивный процесс, который помогает по-новому увидеть рассматриваемую проблему.

Для принятия решения, мы используем собственные навыки и умения, здравый смысл, интуицию, логику, а также советы и рекомендации исполнителей. Для этого необходимо иметь обратную связь, управляющего с исполнителями, и правильно уметь ею пользоваться. Наличие и поддержание такой связи – одно из важных достоинств управляющего.

Управляющему следует помнить, что в сознании подчиненных между ними и руководителем лежит глубокая пропасть, обусловленная разным положением, несопоставимыми окладами, наличием у управляющего власти и т.д., которая мешает подчиненным приходить к управляющему со своими предложениями.

И единственный способ побудить подчиненных приходить с предложениями– это самому построить «мост» уважения и доверия, по которому они не боялись бы ходить.

«Мост» воздвигается поведением внимательного слушателя, который ценит чужие мнения и идеи, и всегда открыт для них. При возведении этого моста:

Опора номер один – слушать заинтересованно.

Вторая опора – задавать продуманные вопросы и избегать наводящих вопросов, так как в них уже подсказан ответ.

Третья опора – избегать коллективного единомыслия.

Вы верите, что все единодушно поддержали вас, и одновременно имеете ложное коллективное решение. Чтобы этот мост мог работать, необходимо:

во-первых, создать при обсуждении проблем обстановку открытости и доверия, отдать предпочтение тем, кто высказывается откровенно; корректность, дипломатичность, чуткость, хорошие манеры – вот что должно цениться за столом переговоров;

во-вторых, при необходимости отдать предпочтение определенному решению, поручить это сделать вашему подчиненному, который умеет толково излагать мысли и не пользуется властью;

в-третьих, начинать обсуждение с самого младшего по рангу, поставив перед ним прямой вопрос: «Как, по-вашему, следует действовать и почему?»

При таком порядке обсуждения и принятия решений те, кому предстоит осуществлять принятое решение, считают его своим. Как правило, указанный метод принятия решений эффективен и побуждает давать вам толковые рекомендации. Для принятия решений с учетом мнения коллектива создайте в умах ваших исполнителей прочную сеть коммуникационных каналов связи, передающих информацию вверх, и вы будете вознаграждены.

Процесс постановки целей и принятия решений жизненно важен не только в бизнесе для деловых отношений, но и в повседневной жизни отдельных людей. Так, установление личных целей управляющего придает ему чувство уверенности и поддерживает высокий уровень мотивации и достижений. Только тот, кто имеет цель и чувство направления, может судить о том, был ли реальный прогресс в деле.

Многолетняя практика определила четыре уровня принятия решений, и для каждого из них требуются определенные управленческие знания, навыки и методы.

Первый уровень – рутинный. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее расписаны. Необходимые навыки включают: неукоснительное следование процедуре, разумную оценку ситуации, гуманное лидерство, контроль и мотивацию.

Второй уровень – селективный. На этом уровне требуется, в определенных границах, доля инициативы и свободы действий. Необходимые навыки включают: установление целей, планирование, анализ информации, самостоятельные усилия по дальнейшему развитию.

Третий уровень – адаптационный. На этом уровне необходима выработка творческого решения. Успех зависит от инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное. Необходимые навыки – умение идентификации проблем, систематизированное их решение, создание рабочих групп и анализ возможного риска.

Четвертый уровень – инновационный. На этом уровне проблемы наиболее сложные, они требуют нетрадиционного подхода к их решению. Необходимые навыки – творческое управление, стратегическое планирование и мышление, системное развитие.

Поиск информации состоит из серии вопросов, все более сужающих область изучения, которые и являются базой для принятия решений. Основа успеха в том, что необходимо точно знать, что вы хотите, и здесь требуются конкретность, полнота и ясность цели. Ниже представлены девять основных действий по принятию эффективных решений.

1. Приведите факты в определенный порядок. Если имеются все необходимые факты – принимайте решение, если их нет – собирайте и только затем принимайте решение. Не жалейте времени на сбор фактов и информации.

2. «Посоветуйтесь» со своими чувствами. Если принимаемое решение не очень важно, то полезно рассмотреть все «за» и «против» и принять решение. Если же оно жизненно важно для вас, то следует «посоветоваться» со] своими чувствами. \

3. Правильно выберите время для принятия решений. Для пользы принятого решения необходимо не спеша подумать, учесть настроение. Помните, когда у вас подавленное настроение, ваши действия имеют тенденцию быть, агрессивными; когда вам сопутствует хорошее настроение, то ваше поведение склонно к терпимости и равновесию.

4. Не слишком полагайтесь на интуицию. Использование интуитивных чувств при принятии решений приносит большую пользу, но полностью полагаться на них нельзя. Чаще всего решения, принятые на основе интуиции, оказываются слабым звеном в управлении.

5. Используйте качественную информацию. Идеи должны точно передаваться к людям, собирающим факты, информацию и принимающим решения. Самое лучшее решение будет бесполезным, если оно принято на основе неверных данных.

6. Придерживайтесь гибких решений. Принимая решения, мы используем лучшую информацию на настоящий! момент. Если впоследствии окажется, что она лучшая, модифицируйте ваше решение в процессе исполнения. Если; есть сомнение при принятии решения, лучше сказать «нет», так как гораздо легче и с меньшими последствиями можно изменить «нет» на «да», чем наоборот.

7. Продумайте все факты до конца. Обдумывание – это обычная подготовка к действию. Люди, боящиеся действий, увеличивают срок подготовки.

8. Имейте смелость принять решение. При принятии ответственного решения необходимо иметь смелость остаться одному, отстаивая свою точку зрения, или быть; первым в принятии нетрадиционного решения. Помните, что окончательное решение должно созреть в вашей голове.

9. Принимая решение под давлением обстоятельств, необходимо найти время подумать и ответить на ряд вопросов: Что будет правильным? Что может дать сбой?

Что может вызвать появление проблемы? Какие профилактические действия следует предусмотреть? Какой нужен план на непредвиденный случай? Когда альтернативный план вступает в действие?

Качество и исполнение принятого решения – критерии его эффективности.

При принятии управленческих решений важнейшее значение имеют Временные и информационные ограничения.

 

ВРЕМЯ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СРЕДА. Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Например, фирме «Дюпон» для создания нейлона как промышленного продукта потребовалось 25 лет. Кроме того, здравый смысл подсказывает, что решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение. Мало проку искать наилучший способ добывания денег на будущие месяцы, если нет денег на ближайшую неделю. Поэтому учет фактора времени иногда заставляет руководителей опираться на суждение или даже интуицию, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология правовых систем | Информационные ограничения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.