Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии

П/п

План

Тема: Факультативные занятия по литературе

Лекция по методике преподавания литературы №25

Й чтец.

Он шёл умирать.

И не в уличный гул

Он, дверь отворивши руками, шагнул,

Но в глухонемые владения смерти.

Он шёл по пространству, лишённому

тверди,

он слышал, что время утратило звук…

Бродский. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге.

(Фонограмма песни «Прощай» в исполнении О. Митяева.)

Мероприятие было предложено

для проведения в 11 классе ГОСШ № 1 г. Ельска.

Учитель: Тесёл

Цель: раскрыть место факультативных занятий в литературном развитии школьников; познакомить с особенностями подготовки и проведения факультативов в старших классах ОШ.

1. Роль факультативов в развитии творческой самостоятельности учащихся.

2. Связь факультативов с основным курсом литературы и внеклассной работой.

3. Тематика факультативных занятий.

4. Разнообразие методических форм проведения факультативных занятий.

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

На современном этапе особые требования выдвигаются не только к содержательному компоненту литературного образования школьников, но и к методам и приемам его изучения. Сегодня с учетом новых информационно-коммуникативных образовательных технологий формировать устойчивый интерес к русской литературе, развивать творческие способности учащихся, углублять их литературоведческие знания возможно не только на учебных занятиях, но и на факультативах. О. Ю. Богданова так определяет основную цель факультативных занятий в старших классах: «Факультативы, по нашему глубокому убеждению, должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатления от искусства, получаемые по разным каналам, и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности» [4, с. 287].

Первоначально факультатив [фр. facultative < лат. facultas – возможность] рассматривался как необязательный (дополнительный) учебный курс в школе или вузе, изучаемый по желанию [5, с. 934]. С 1967 года именно в таком качестве факультативные курсы были включены в практику школьного преподавания и на протяжении многих лет выполняли свои обучающие функции. В методике преподавания русской литературы за ними закрепилось определение как одной из «промежуточных» форм внеклассной работы по предмету, тесно связанной с основным курсом.

С течением времени факультативные занятия начали утрачивать свои образовательные ресурсы: интерес к ним со стороны и учителей, и учащихся стал падать. Реанимировать и открыть новые возможности этого средства «развития познавательных интересов школьников, их способностей», средства «углубленного изучения одного из предметов по выбору самих учащихся» попытались современные педагоги. Из прикладного, практико-направленного методического модуля, сфера факультативов была переориентирована в область методологии: изменилось целеполагание данного вида учебных занятий, расширились формы проведения, пересмотрен содержательный компонент. Из «переходного» вида учебных занятий факультативы переместились в особую образовательную систему «Урок–факультатив» и стали наравне с уроком литературы полноправным ее элементом (см. таблицу № 1).

 

Таблица 1. Сопоставительный анализ качественных характеристик факультативов в разных образовательных модулях

 
 

Факультатив как «промежуточная форма»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инсценировка | Система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.