Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример из практики

Чтобы быть успешным, процесс делегирования должен быть двусторонним. Очень часто из-за отсутствия обрат­ной связи руководитель не проверяет, произошел ли при­ем полномочий и ответственности или процесс является односторонним, т.е. в нем задействован только руководи­тель. Отсутствие приема полномочий и ответственности может объясняться несколькими причинами: непонимани­ем или неправильным пониманием целей, отсутствием мотивации у сотрудника или неправильным выбором мо­тиваторов руководителем, а также отсутствием или недо­статком ресурсов. У нас будет возможность рассмотреть эти причины на конкретных примерах и ситуациях из практики бизнеса. Второй фактор, из-за которого может быть нарушен двусторонний характер делегирования, — наличие определенных барьеров и препятствий со стороны руководителя. Т.е., соблюдая внешнюю, формальную сто­рону передачи полномочий и ответственности, руководи­тель в действительности не передает полномочия, а следо­вательно, и ответственность за достижение цели.

Координация через рынок. Мы не можем закончить рассмотрение горизонтальной координации без рассмотрения одного из наиболее важных координационных механизмов — рынка. Рынок является основным механизмом координации, базирующимся на совместном урегулировании, но не по формальным связям. В больших и диверсифицированных организациях рынки являются наилучшим путем координации работы отделов.

В рамках используемых механизмов, координация является системой делегированных полномочий, т.е. выступает как средство, с помощью которого начальник может поручить часть своей работы подчиненным.

Вопрос №2 Делегирование, ответственность, полномочия и подотчетность.

Делегирование ответственности означает передачу подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем. Предположим, что менеджер приглашает своего подчиненного и говорит, что ему необходимо изучить данный вопрос и предложить пути его решения. Отдавая такое распоряжение, мы, по сути, делегируем подчиненному ответственность в решении вопроса.

Таким образом, делегирование полномочий означает передачу подчиненным власти в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий. Делегирование ответственности и полномочий должно сочетаться с ответственностью подчиненных.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач.

Подотчетность означает, что подчиненный должен нести ответственность за результаты своей работы: получать похвалу, если результаты хорошие, и порицание, если они плохие. Без отчетности человек, наделенный ответственностью, имеет недостаточно побудительных мотивов для того, чтобы делать свою работу лучше. Подчиненные не должны надеяться на то, что, получая ответственность и полномочия, они не будут отчитываться за свои действия. Однако делегирование не переключает полностью систему отчетности на подчиненных. В конечном счете вся ответственность лежит на менеджерах.

Преодоление барьеров к делегированию. Конечно, при передаче полномочий могут возникнуть ошибки. Особенно они опасны в небольших фирмах, которые только начинают функционировать

Преодоление барьеров к делегированию. Конечно, при передаче полномочий могут возникнуть ошибки. Особенно они опасны в небольших фирмах, которые только начинают функционировать

Борисновый руководитель отдела 1Т крупной компании. Он действительно замечательный специалист, но руководителем стал совсем недавно. В отделе шесть сотрудников разного уровня квалификации. С двумя из них периодически возникают проблемы: им довольно часто не удается добиться целей, которые ставит перед ними Борис. При анализе ситуации выяснилось, что эти сотрудники действительно заинтересованы в работе и старают­ся выполнять ее как следует. Основная проблема, которую удалось выявить, заключалась в том, что делегирование не было эффек­тивным, потому что люди не до конца понимали специфику поставленной перед ними задачи. Почему возникла такая ситу­ация и почему она возникла именно с этими двумя людьми? Дело в том, что их квалификация и специализация довольно сущест­венно отличались от уровня подготовленности Бориса, а он не адаптировал цели к их уровню знаний и навыков и не проверил правильность понимания ими задачи. Эти двое его подчиненных, еще очень молодые люди, совсем недолго проработавшие в компа­нии, стеснялись задавать вопросы, боясь показаться некомпетен­тными. Отсюда и результат. На самом деле такая ситуация довольно типична, особенно если руководитель недостаточно опытен.

/ Второй важный момент — наличие двух составных частей, обязательное для успешного делегирования. Эти составные части — полномочия и ответственность. Полномочия — это право использования ресурсов организации в рамках достижения цели. Под ресурсами в данном случае мы под­разумеваем все их виды: временные (в том числе и собст-

венное рабочее время), человеческие (привлечение других сотрудников, постановка перед ними задач и контроль), информационные (доступ к информации и право ею рас­поряжаться), технологические (предоставление техноло­гий, возможность приобретения необходимых навыков), материально-технические (оборудование, помещение и т.д.) и финансовые. Отсутствие или недостаточность какого-либо вида ресурсов может привести как к тому, что цель не будет достигнута, а организация понесет значительные потери, так и к тому, что сотрудники окажутся демотиви-рованы, даже если результат будет достигнут. Ответствен­ность сотрудника в процессе делегирования подразумевает, что оговорены сроки, формы и методы контроля, а также то, каким образом будут оцениваться достигнутые сотруд­ником результаты. Очень важно, чтобы он четко представ­лял себе, какое поощрение или наказание предполагается в каждом конкретном случае. Из-за нечеткости или неяс­ности в этом вопросе необходимые результаты и показате­ли не будут достигнуты, а если и будут, то лишь в сочета­нии с демотивацией сотрудника.

Катяаналитик отдела маркетинга. Она очень квалифици­рованный специалист, в компании работает недавно, но уже вы­явила несколько важных моментов в методах промоушн, которые позволили увеличить объем продаж, причем весьма существенно. Руководитель поручает Кате собрать подробные данные по клю­чевым клиентам компании, на основе которых необходимо сделать прогнозы продаж, а также разработать стратегию на следующий год. Катя берется за работу. Руководитель знает, что Катя до­статочно квалифицированный и мотивированный сотрудник, но задача все-таки сложная, поэтому он проводит предварительный контроль (с ним вы можете ознакомиться в конце раздела). И вот тут-то выясняется, что выполнена только треть работы. Катя ужасно расстроена. Что же случилось? Дело в том, что один из основных ресурсов, которые были необходимы Кате для решения задачи,это рабочее время сотрудников отдела продаж, у кото­рых и можно было получать информацию. А еще она должна была иметь реальные полномочия, право ставить перед «продажниками»

Одним из важных условий мотивирующего и эффективного делегирования является знание и преодоление барьеров как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненного. Рассмот­рим основные, наиболее часто встречающиеся барьеры и способы их преодоления:

/ Руководитель конкурирует со своими подчиненными. Этот барьер является особенно типичным для России, где руко­водителем нередко становится лучший сотрудник, кото­рый зачастую не имеет никакого специального управлен­ческого образования или подготовки. И он действительно лучше всех сотрудников может выполнять их задачи. Глав­ное в этой ситуации — объяснить такому руководителю, что он оценивается не по его способности выполнять за­дачи рядового сотрудника, а по качеству и стабильности результатов его подчиненных. Главное отличие руководи­теля от рядового сотрудника заключается в том, что руко­водитель должен добиваться целей организации, коорди­нируя усилия других людей. Как ни цинична эта фраза на первых взгляд, она действительно отражает ключевое от­личие управленца от рядового сотрудника. Очень важно донести эту мысль до всех руководителей, особенно начи­нающих, и, ставя перед ними цели и осуществляя конт­роль, обращать особое внимание на результаты именно сотрудников.

Руководитель стремится к максимальному качеству и дейст­вует по принципу «я делаю это лучше, поэтому сделаю это ЗА своего подчиненного». В данной ситуации есть некото­рое сходство с вышеописанной, но в основе поведения руководителя здесь лежат не амбиции, а стремление к по­зитивному результату. Основная задача — донести до руководителя мысль о том, что, постоянно выполняя за подчиненного его работу, он провоцирует его на повтор­ные ошибки и отучает от самостоятельности в принятии решений.

Отсутствие способностей, необходимых для того, чтобы стать успешным руководителем. Это вопрос нашего выбо­ра. Важно понимать, что руководитель — это такая же профессия, как и все остальные, и успешность человека на рядовой позиции, к сожалению, совсем не гарантирует его успешности как руководителя. Поэтому, прежде чем про­двигать успешного сотрудника, стоит оценить соответствие его компетенций профилю компетенций, который мы со­здали для оценки руководителей этой компании.

Отсутствие навыков делегирования. Этот вопрос — один из самый простых и решается в ходе тренингов по менедж­менту, которые направлены на формирование и отработку навыков делегирования.

Боязнь риска. Боязнь риска чаще всего вызывается двумя причинами: неправильным выбором вида контроля, что мы подробно рассмотрим ниже, или личностными харак­теристиками руководителя. Важно понимать, что готов­ность к разумному риску — одно из важнейших качеств руководителя, и при оценке кандидатов на руководящую позицию его необходимо принимать во внимание.

Недоверие к подчиненным. В основе его также чаще всего лежат две причины. Во-первых, это личностные характе­ристики и установки самого руководителя: есть люди, ко­торые почти во всем видят негатив и поэтому негативно относятся к людям («все люди работают только из-под палки, без постоянного контроля и надзора сотрудники показывают негативные результаты»). Так вот, в боль­шинстве случаев такие руководители неуспешны, поэтому позитивное восприятие людей в целом стоит включить в профиль компетенций руководителя (позитивное не зна­чит «сквозь розовые очки»).

Вторая причина кроется в ошибках при оценке пер­сонала и предыдущем негативном опыте: руководитель не может получить достаточно полной и достоверной

оценочной характеристики каждого сотрудника и груп­пы в целом, поэтому не знает, чего от кого можно ожидать, и боится риска. Так что основной рецепт в этой ситуа­ции — осуществление правильной оценки и создание собственной «инструкции по управлению». В результате руководитель будет знать, чего ожидать от того или иного сотрудника, причем сможет прогнозировать это с высокой степенью вероятности.

Лена недавно стала руководителем небольшой секции бухгал­терии. В ее подчинении оказалось три сотрудника, с которыми она раньше работала на равных. Почему руководителем стала именно Лена? Когда главный бухгалтер и менеджеры ПК решали, кого про­двигать, они учли, что Лена имеет самый высокий уровень квали­фикации, она очень ответственна, у нее присутствуют явные лидерские качества. В последующие несколько месяцев дела на учас­тке Лены обстояли превосходно: все сдавалось вовремя, ошибок в работе практически не было. Но вот главный бухгалтер стала замечать, что Лена постоянно задерживается, часто приходит на работу по выходным, а про ее сотрудников этого сказать нельзя. В чем же дело? После разговора с Леной выяснилось, что она, будучи гиперответственным человеком, все перепроверяла за подчиненны­ми, а часто и переделывала. И вот результатперегрузки, хотя работа подразделением выполняется отлично. Менеджер по персо­налу предложил, следующие шаги: разговор с Леной, объяснение ей тупикового характера этого пути, затем оценка квалификации и лояльности ее подчиненных. Если им не хватает знаний, нужно обучить их, если же проблемы с дисциплинойто сделать внуше­ние. А самой Лене дать возможность пройти тренинг по делегиро­ванию, мотивации и контролю, чтобы она чувствовала себя в новой должности так же уверенно, как и при выполнении своих профессиональных обязанностей.

В этом реальном случае проявилось сразу несколько препятст­вий к делегированию со стороны руководителя. Постарайтесь определить их.

Мы рассмотрели основные препятствия к делегированию, которые возникают со стороны руководителя, и способы их устранения. Ниже мы обсудим, что чаще всего мешает сотруднику брать на себя полномочия и ответственность:

Удобнее, проще, быстрее спросить у шефа, чем думать са­мому. Этот барьер может возникать из-за того, что у со­трудника имеется опыт работы в компании, где все надо было постоянно подтверждать у руководителя. Необходи­мо уточнить у сотрудника, так ли это. Если да, то следует объяснить ему, что ваш подход — иной. Вторая причи­на — лень. Здесь необходима большая строгость со сторо­ны руководителя, разъяснение того, что задача сотрудни­ка — не только выполнять, но и думать.

У меня был подобный случай: сотрудник, вполне компетентный, чтобы самостоятельно выбирать тактику работы, постоянно обращался ко мне как к руководителю, переспрашивая, что и как делать. Первое, что я сделала,уточнила, понимает ли человек, что инициатива у нас поощряется. Увидела, что да, понимает. После этого я два раза открытым текстом говорила ему, что не одобряю такого поведения. Надо признать, что никакого эффек­та, к сожалению, не последовало. Вскоре этот сотрудник подошел ко мне в третий раз и спросил, как ему решить вполне банальную рабочую задачу. У меня был выбор: или достаточно жестко и эф­фективно изменить модель поведения сотрудника, или закрепить ее на весь дальнейший период работы. Я выбрала первое: «Ты полу­чаешь бонус за свою работу (речь идет о сотруднике продающего подразделения, получающем бонусы по результату). Твоя работа имеет определенный объем, и принятие решения по тактике, по моему мнению, составляет примерно 20% всей задачи. Если ты считаешь, что эти решения должна принимать я, то и часть (бонуса ты получать не должен). Так что Выбирай: самостоятель­ные решения или отказ от части бонуса». Сотрудник выбрал са­мостоятельные решения. Впоследствии проблем практически не возникало.

Иногда поведение, которое мы уже рассмотрели, является следствием того, что сотрудник не получает достаточного положительного подкрепления, т.е. похвал, наград, внимания со стороны руководителя. К чему это приводит? Сотрудник подсознательно моделирует ситуации, в которых он может рассчи­тывать на подтверждение того, что он все делает правильно, что он — молодец. Поэтому он и переспрашивает, зная, что все идет хорошо и он получит желаемую похвалу и подтверждение собственной успешности. Таким образом, если вы как руково­дитель сталкиваетесь с такой ситуацией (а ее проще всего диа­гностировать по тому факту, что подчиненный переспрашива­ет, зная и предлагая правильные ответы, а не задавая вопросы как таковые), то стоит обратить внимание и на другие особен­ности поведения сотрудника. Если они также указывают на своеобразную «недохваленность», то учтите этот факт. Сотруд­ника надо больше хвалить, проявлять к нему внимание как к личности, давать ему положительное подкрепление в различ­ных формах.

Уход от ответственности как модель поведения. Конечно, сам этот факт свидетельствует об ошибке при подборе сотрудника. Что здесь важно понять для себя? Уход от ответственности как модель поведения — одна из самых худших моделей поведения сотрудника в организации, которая с трудом поддается исправлению. Уход от ответ­ственности может проявляться как в форме «я не виноват», т.е. в попытке простого отрицания факта ошибки и вины как таковой, так и в форме «виноват не я», что значитель­но хуже, поскольку предполагает перекладывание вины на других людей или обстоятельства. Главное, что нам надо понять, чтобы действовать дальше, — это причины воз­никновения такой модели поведения. Иногда это не вина, а беда сотрудника, который получал слишком сильное, неадекватное негативное подкрепление от руководителя за допущенные ошибки. В такой ситуации нам просто необходимо скорректировать систему наказаний или по­рицаний и довести эту информацию до сотрудника. Го­раздо хуже, если уход от ответственности — устойчивая, давно сложившаяся модель поведения. Тогда мы можем только построить грамотную и очень жесткую систему контроля, которая просто не позволит сотруднику избе­жать ответственности. Другая альтернатива — поручить ему более простую и менее ответственную работу или расстаться с ним.

/ Боязнь ошибок как таковая. Особенно характерна для так называемых перфекционистов (от английского слова реггес!:— совершенный), т.е. людей, которые привыкли и стремятся делать все «на пять с плюсом». Такая особен­ность, в частности, характерна для вчерашних выпускни­ков, которые в вузе и школе были отличниками и привыкли получать высшие баллы и похвалу. Когда же они сталки­ваются с ситуацией, в которой без ошибок не обойтись, то зачастую стараются любыми способами ее избежать. На самом деле выпускники — только один из примеров. Есть и более взрослые и социально зрелые люди, которые часто забывают о том, что «лучшее — враг хорошего», и считают, что если нельзя добиться идеального результата, то лучше вообще ничего не делать. Такая позиция в бизнесе, безу­словно, ошибочна. Как преодолеть это препятствие? Во-первых, используя четкие, известные сотрудникам крите­рии оценки их деятельности. Если человек понимает, что ошибки на пути к цели оцениваются выше, чем ничегоне­делание в ожидании чуда и совершенства, существует боль­шая вероятность, что его модель поведения будет посте­пенно меняться. Второй важный момент в работе с такими людьми — постановка реальных целей, которых действи­тельно можно достичь, в ином случае сотрудник может еще больше закрыться, и барьер станет практически непреодо­лимым. Кроме того, важно давать такому человеку больше положительного подкрепления: хвалить за достижения, поощрять новые идеи и инициативы.

/ Боязнь критики. Обычно это связано с соответствующим негативным опытом человека: его критиковали или слиш­ком жестко, или несправедливо. В разделе «Мотивационное управленческое общение» главы 8 подробно рассмотрены правила критики. Следуя данным в нем рекомендациям, вы сможете достаточно легко преодолеть это препятствие.

/ Объективное отсутствие или недостаточность ресурсо в, необходимых для достижения цели. Если мы следуем инструкции по делегированию и оцениваем ресурсы, обя­зательно обсуждая с подчиненным их достаточность и спо­собы оптимального использования, мы можем сущест­венно снизить вероятность такого препятствия к делеги­рованию.

/ Неуверенность в себе, заниженная самооценка. Это уже лич­ностная особенность сотрудника, которую нужно или учитывать при приеме на работу, или же корректировать в процессе управления. Таких людей стоит чаще хвалить, на каком-то этапе ставить им заниженную планку цели, давая возможность достичь желаемого, а затем плавно и постепенно ее поднимать. Кроме того, надо быть особен­но осторожными, критикуя таких людей. Целесообразно также попытаться выяснить, в чем же причины и истоки заниженной самооценки: возможно, вам удастся устранить какие-то факторы, которые и лежат в основе сложившей­ся ситуации.

/ Негативный жизненный опыт. Неважно, в чем именно он заключается: в излишне жесткой критике, или в том, что человеку раньше не предоставляли достаточной ини­циативы и самостоятельности, или в каких-то еще неве­домых нам причинах. Главное, что необходимо сделать в такой ситуации, — это объяснить сотруднику, чего от него ждут, а также рассказать ему о «правилах игры» в компании, провести границу между негативным опы­том, который он приобрел раньше, и реальной ситуаци­ей в данной компании. При этом особенно важно будет действительно соблюдать те правила, которые мы обо­значили.

Б компании решили пойти на эксперимент: взять на работу нескольких выпускников вузов, чтобы сформировать из них спе­циалистов, что называется, «под себя». Через некоторое время стало понятно, что один из новых сотрудников, Павел, очень часто либо берет на себя так много, что потом не в состоянии справиться с ситуацией, либо вообще избегает ответственно­сти, постоянно переспрашивая руководителя. Причем чаще всего

 

это происходило поочередно. Мы проанализировали ситуацию, и оказалось, что в институте Павел всегда учился на «отлично», был лучшим или одним из лучших студентов. Поэтому препода­ватели часто закрывали глаза на его мелкие просчеты. Но в биз­несе мелочей нет. Из-за этого Павел брался за дело, не учитывая или не дорабатывая казавшиеся ему незначительными детали, а когда ситуация выходила из-под контроля, очень болезненно воспринимал критику или просто отсутствие похвалы. В резуль­тате его самооценка, как на качелях, доходила до очень низкой отметки, и он начинал перестраховываться даже там, где впол­не мог справиться с ситуацией самостоятельно. Все это выясни­лось в результате откровенного разговора с Павлом. Приведу примерное изложение состоявшейся с ним беседы:

Паша, скажи, когда ты только начинал учиться, у тебя все получалось с первого раза или бывали ошибки?

— Да, бывали и ошибки.

— А что ты делал в таких ситуациях?

— Я советовался с преподавателем, если начинал сомневаться в правильности того, что делаю.

- Паш, вот смотри, точно такая же ситуация сейчас. Ты только начинаешь, мы все прекрасно понимаем, что ты не мо­жешь знать всего. Когда я начинала работать, мне тоже тре­бовалось некоторое время, чтобы во всем разбираться. До этого >/ всегда советовалась со своим руководителем, и он помогал мне. Понимаешь, твои вопросы я воспринимаю как желание выпол­нить работу лучше. Спрашивай, это для меня сигнал того, что ты действительно хочешь добиться хорошего результата. Дело в том, что в построении отношений с дистрибьюторами столь­ко всяких нюансов, что их всегда лучше обдумать заранее, что- (и./ подготовиться на все случаи жизни. Скажи, а когда тебе нужно просто подготовить очередное предложение, письмо, ты чувствуешь себя уверенно?

— Да, вполне.

— Вот и мне тоже кажется, что ты делаешь это очень хорошо. Ты хорошо используешь все данные для аргументации, у тебя от-чччный деловой стиль, и оформляешь предложение ты тоже

о. Как ты думаешь, может, тебе стоит самому готовить -

 

 

1. Неумелые менеджеры часто стремятся к росту путем увеличения нормы управляемости сверх разумных границ.

2. Нежелание делегировать свои полномочия, поскольку считают, что могут сами сделать работу лучше.

3. Часто менеджеры выбирают для себя только несколько задач, а остальные делегируют подчиненным. Люди испытывают сильные перегрузки.

4. Отсутствие доверия подчиненным,

5. Отсутствие руководства и дисциплины.

6. Отсутствие плана развития фирмы

Делегирование полномочий терпит неудачу только по вине Менеджера, а не подчиненных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 19 Делегирование, ответственность и полномочия | Вопрос №4 Положительный эффект от делегирования полномочий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.