КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы построения и функционирования бюджетной системы, понятие бюджетного кодекса
Лекция № 19 1. Государственный бюджет - централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на текущий финансовый год, а также форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы РФ. Он играет важную роль в функционировании экономики страны в целом, но принципиально важную для динамичного развития государственного сектора экономики. Бюджетная система РФ состоит из трёх уровней: 1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный); 2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов; 3. Местные (муниципальные) бюджеты. Государственный внебюджетный фонд представляет собой централизованный фонд внебюджетных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ, бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований на территории субъекта – консолидированный бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
В составе бюджета могут быть образованы целевые бюджетные фонды. Они представляют собой централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счёт доходов, которые в дальнейшем используются по целевому назначению в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и других поступлений в бюджет по отдельной смете (например, фонд развития – целевой бюджетный фонд). Бюджетная система РФ основана на следующих принципах: 1. Единство бюджетной системы. Под данным принципом понимается единство правовой базы, на основе которой составляется бюджет, единство денежной системы, единые формы бюджетной документации и отчётности, единые принципы бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, единый порядок ведения бухгалтерского учёта всех уровней бюджетной системы. 2. Разграничение доходов и расходов между тремя уровнями бюджетной системы, которое выражается в закреплении соответствующих видов доходов как полностью, так и частично и полномочий по осуществлению расходов из соответствующего бюджета за органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. 3. Самостоятельность бюджетной системы, которая предполагает: • право законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс от начала формирования бюджета до отчёта об его исполнении;
• наличие собственных источников доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; • законодательное закрепление регулирования доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов и регулированию налогов; • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующего бюджета; • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете или сумм экономии по расходам бюджета; • недопустимость компенсации за счёт бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникающих входе исполнения бюджета, кроме тех случаев, когда законодательство меняется; 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, которая заключается том, что все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов отражаются в бюджете в полном объёме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, которые аккумулируются в бюджетной системе, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов полностью учитываются по доходам и расходам бюджетов отдельно от всех других видов доходов и расходов. 5. Сбалансированность бюджетов заключается в том, что объём предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлениями из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место как бюджетный дефицит, так и бюджетный профицит. 6. Экономичность и рациональный характер использования бюджетных средств. Суть данного принципа в том, что при составлении и исполнении бюджетов страны органы государственной власти должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или хотя бы исходить из достижения наилучшего результата с использованием заранее определённого объёма средств. 7. Гласность означает, что, во-первых, утверждённые бюджеты, отчёты об их исполнении подлежат опубликованию в открытой печати и в процессе исполнения бюджета в СМИ должна предоставляться полная объективная информация, а во-вторых, должна соблюдаться открытость при проведении процедур рассмотрения проектов бюджетов, в том числе всех вопросов, которые вызывают споры как внутри законодательного органа, так и между законодательным и исполнительным органами власти.
8. Достоверность. Данный принцип основан на объективности показателей прогнозов социально-экономического развития той территории, в масштабах которой принимается бюджет, и на реалистичности расчёта доходов и расходов соответствующего бюджета. 9. Адресность. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям с обозначением направления этих средств на финансирование конкретных целей и проектов. Функционирование бюджетной системы. Бюджетная система РФ функционирует все последние десятилетия в условиях острой необходимости экономии бюджетных средств. Эта экономия осуществляется в качестве следующих мероприятий: 1. Был существенно сокращён список учреждений и организаций, которые являлись прямыми получателями бюджетных средств. 2. Значительно сократилась предельная численность работников территориальных органов власти, а также федеральных органов власти примерно на 20%. 3. Проведена реформа структуры органов исполнительной власти федерального центра, в частности, сокращение аппарата на 30% и реформирование структуры федерального правительства за счёт сокращения количества министерств с 30 до 17 и оптимизации численности вновь созданных структур исполнительной власти в виде федеральных агентств. 4. Изменены нормативы оптимальной нагрузки в учреждениях образования в целях увеличения этой нагрузки и, как следствие, сокращена численность работников в сфере образования. 5. Разработан проект реорганизации ВУЗов путём слияния разнопрофильных учебных заведений, причём не только ВУЗов с ВУЗами, но и ВУЗов с Сузами с целью сокращения численности учебных заведений и оптимизации структуры работников. 6. Реорганизовано финансирование системы здравоохранения. В результате перечисления денежных средств в конкретную больницу будет зависеть от количества людей, которые пройдут курс лечения, причём будут сокращены стационары, расширен «дневной стационар» и увеличены отчисления в поликлиники и заработная плата участковым врачам.
7. Проведена инвентаризация объектов недвижимости государственной собственности, при этом государство выставило на торги дополнительное количество объектов, а на остальное был сформирован отдельный реестр и система контроля за содержанием этих объектов. Понятие бюджетного кодекса Бюджетный кодекс представляет собой законодательство о функционировании бюджетной системы РФ, которое обеспечивает финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов всех уровней, правовое положение всех субъектов межбюджетных отношений и получателей. Кроме того, в бюджетном кодексе определяются основы, этапы и процедуры бюджетного процесса от момента начала формирования бюджета до утверждения отчёта об его исполнении и закрепляются виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В целом бюджетное законодательство состоит из четырёх частей законодательных актов: • бюджетный кодекс и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год; • законы субъектов федерации о бюджете на текущий год; • нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год; • другие законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, касающихся формирования и исполнения субфедерального и местного бюджетов. Кроме этих основных нормативно-правовых актов бюджетные отношения могут регулироваться указами президента. Эти указы регулируют отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, осуществления внутренних и внешних заимствований от имени РФ, а также отношения, которые связаны с процессом составления бюджета, рассмотрения проекта бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации. Следует учитывать, что эти указы не могут противоречить бюджетному кодексу. Бюджетные отношения также могут регулироваться Правительством РФ путём издания им собственных постановлений. В субъектах бюджетные отношения регулируются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а на местном уровне - исполнительными органами местного самоуправления. Если РФ при составлении федерального бюджета заключает международный договор, который касается финансирования дефицита государственного бюджета или других аспектов межбюджетных отношений и при этом в договоре будут предусмотрены правила, которые противоречат бюджетному кодексу РФ, на практике будут применяться правила, установленные международным договором.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |