Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения и функционирования бюджетной системы, понятие бюджетного кодекса




Лекция № 19

1. Государственный бюджет - централизованный фонд финансовых ресурсов, финан­совый план государства, имеющий статус закона на текущий финансовый год, а также форма об­разования и расходования денежных средств, которые предназначены для обеспечения деятель­ности государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы РФ. Он играет важную роль в функционировании экономики страны в целом, но принципиально важную для динамичного развития государственного сектора экономики.

Бюджетная система РФ состоит из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный);

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных подразделений госу­дарственных внебюджетных фондов;

3. Местные (муниципальные) бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатыва­ются и утверждаются в виде федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в виде законов субъектов РФ. Местные бюджеты принимаются в виде актов представительных органов местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой централизованный фонд вне­бюджетных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ, бюджет субъекта РФ и консолидиро­ванные бюджеты муниципальных образований на территории субъекта – консолидированный бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образо­ваний, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципально­го образования.

В составе бюджета могут быть образованы целевые бюджетные фонды. Они представляют собой централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счёт доходов, которые в дальнейшем используются по целевому назначению в порядке целевых отчислений от конкрет­ных видов доходов и других поступлений в бюджет по отдельной смете (например, фонд разви­тия – целевой бюджетный фонд).

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1. Единство бюджетной системы. Под данным принципом понимается единство правовой базы, на основе которой составляется бюджет, единство денежной системы, единые фор­мы бюджетной документации и отчётности, единые принципы бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финанси­рования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, единый порядок ведения бухгалтерского учёта всех уровней бюджетной системы.

2. Разграничение доходов и расходов между тремя уровнями бюджетной системы, которое выражается в закреплении соответствующих видов доходов как полностью, так и частич­но и полномочий по осуществлению расходов из соответствующего бюджета за органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетной системы, которая предполагает:

• право законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятель­но осуществлять бюджетный процесс от начала формирования бюджета до от­чёта об его исполнении;

• наличие собственных источников доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• законодательное закрепление регулирования доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов и регулированию налогов;

• право органов государственной власти и местного самоуправления самостоя­тельно определять направления расходования средств, источники финансирова­ния дефицитов соответствующего бюджета;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполне­ния законов о бюджете или сумм экономии по расходам бюджета;

• недопустимость компенсации за счёт бюджетов других уровней потерь в дохо­дах и дополнительных расходах, возникающих входе исполнения бюджета, кроме тех случаев, когда законодательство меняется;

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, которая заключается том, что все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов отражаются в бюджете в полном объёме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, которые аккумулируются в бюджетной системе, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уп­лате налогов полностью учитываются по доходам и расходам бюджетов отдельно от всех других видов доходов и расходов.

5. Сбалансированность бюджетов заключается в том, что объём предусмотренных бюджет­ных расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступле­ниями из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место как бюджетный дефицит, так и бюджетный профицит.

6. Экономичность и рациональный характер использования бюджетных средств.

Суть данного принципа в том, что при составлении и исполнении бюджетов страны органы государственной власти должны исходить из необходимости достижения заданных ре­зультатов с использованием наименьшего объёма средств или хотя бы исходить из достижения наилучшего результата с использованием заранее определённого объёма средств.

7. Гласность означает, что, во-первых, утверждённые бюджеты, отчёты об их исполнении подлежат опубликованию в открытой печати и в процессе исполнения бюджета в СМИ должна предоставляться полная объективная информация, а во-вторых, должна соблю­даться открытость при проведении процедур рассмотрения проектов бюджетов, в том числе всех вопросов, которые вызывают споры как внутри законодательного органа, так и между законодательным и исполнительным органами власти.

8. Достоверность. Данный принцип основан на объективности показателей прогнозов соци­ально-экономического развития той территории, в масштабах которой принимается бюд­жет, и на реалистичности расчёта доходов и расходов соответствующего бюджета.

9. Адресность. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям с обозначением направления этих средств на финансирование конкретных целей и проек­тов.

Функционирование бюджетной системы.

Бюджетная система РФ функционирует все последние десятилетия в условиях острой не­обходимости экономии бюджетных средств. Эта экономия осуществляется в качестве следую­щих мероприятий:

1. Был существенно сокращён список учреждений и организаций, которые являлись прямы­ми получателями бюджетных средств.

2. Значительно сократилась предельная численность работников территориальных органов власти, а также федеральных органов власти примерно на 20%.

3. Проведена реформа структуры органов исполнительной власти федерального центра, в частности, сокращение аппарата на 30% и реформирование структуры федерального правитель­ства за счёт сокращения количества министерств с 30 до 17 и оптимизации численности вновь созданных структур исполнительной власти в виде федеральных агентств.

4. Изменены нормативы оптимальной нагрузки в учреждениях образования в целях увели­чения этой нагрузки и, как следствие, сокращена численность работников в сфере образования.

5. Разработан проект реорганизации ВУЗов путём слияния разнопрофильных учебных заве­дений, причём не только ВУЗов с ВУЗами, но и ВУЗов с Сузами с целью сокращения численно­сти учебных заведений и оптимизации структуры работников.

6. Реорганизовано финансирование системы здравоохранения. В результате перечисления денежных средств в конкретную больницу будет зависеть от количества людей, которые пройдут курс лечения, причём будут сокращены стационары, расширен «дневной стационар» и увеличе­ны отчисления в поликлиники и заработная плата участковым врачам.

7. Проведена инвентаризация объектов недвижимости государственной собственности, при этом государство выставило на торги дополнительное количество объектов, а на остальное был сформирован отдельный реестр и система контроля за содержанием этих объектов.

Понятие бюджетного кодекса

Бюджетный кодекс представляет собой законодательство о функционировании бюджет­ной системы РФ, которое обеспечивает финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов всех уровней, правовое положение всех субъектов межбюджетных отношений и полу­чателей. Кроме того, в бюджетном кодексе определяются основы, этапы и процедуры бюджетно­го процесса от момента начала формирования бюджета до утверждения отчёта об его исполнении и закрепляются виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В целом бюджетное законодательство состоит из четырёх частей законодательных актов:

• бюджетный кодекс и федеральные законы о федеральном бюджете на соответ­ствующий год;

• законы субъектов федерации о бюджете на текущий год;

• нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправле­ния о местных бюджетах на соответствующий год;

• другие законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, касающихся формирования и исполнения субфедерального и местного бюджетов. Кроме этих основных нормативно-правовых актов бюджетные отношения могут регули­роваться указами президента. Эти указы регулируют отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов федерального бюджета, государственных вне­бюджетных фондов, осуществления внутренних и внешних заимствований от имени РФ, а также отношения, которые связаны с процессом составления бюджета, рассмотрения проекта бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации. Следует учитывать, что эти указы не могут проти­воречить бюджетному кодексу. Бюджетные отношения также могут регулироваться Правитель­ством РФ путём издания им собственных постановлений. В субъектах бюджетные отношения регулируются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а на местном уровне - исполнительными органами местного самоуправления. Если РФ при составлении феде­рального бюджета заключает международный договор, который касается финансирования дефи­цита государственного бюджета или других аспектов межбюджетных отношений и при этом в договоре будут предусмотрены правила, которые противоречат бюджетному кодексу РФ, на практике будут применяться правила, установленные международным договором.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.