Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №20 Сущность мотивации

Вопрос №1. Функция мотивации, основные понятия и определения

Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание мотивации человека. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивации - психологические стимулы, которые дают дей­ствиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирую­щих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации. Мо­тивация - динамический фактор, один из тех, что побуждают к движению (слово «мотивация» происходит от латинского «movere», означающее «двигать»),

Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения органи­зационных целей в соответствии с делегированными им обязан­ностями и сообразно с планом. Мотивация является одной из функций менеджмента.

Мотивация играет важную роль в достижении целей орга­низации, от нее зависит исполнительность работников.

Сноровка и способности

       
   
 
 

 


На рис. 1 показаны четыре фактора, от которых зависит исполнительность:

1. сноровка и способности;

2. четкое понимание природы работы;

3. понимание того, что случится, если работа выполнена хорошо или плохо;

4. собственно мотивация.

Данная схема слишком обща, и для использования на практике требует многих дополнительных деталей Например, какие нужды увеличивают мотивацию для определенного чело­века в определенное время? Какая окружающая обстановка мо­тивирует к достижению лучшей исполнительности? Что случит­ся, если нужды будут удовлетворены? Мотивация возникает из неудовлетворенных нужд и стрем­ления удовлетворить их в случае успеха. Некоторые нужды, та­кие как голод, никогда не удовлетворяются полностью, а только на короткий промежуток времени. Даже если в чем-то мы полу­чаем удовлетворенность, другие нужды заставляют нас действо­вать.

Мотивации - психологические стимулы, которые дают дей­ствиям людей цели и направления. Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения органи­зационных целей в соответствии с делегированными им обязан­ностями и сообразно с планом многие руководители склонны приписывать сотруд­никам собственную мотивацию (это опять-таки связано со склонностью человека к проекции), что ведет к большому количеству ошибок в управлении. Избежать такой ситуа­ции можно, правильно оценив будущего сотрудника и его мотивацию в ходе интервью.  
Для понимания вопросов, затронутых в данной главе учеб­ника, необходимо уяснить смысл основных категорий, которые будут использованы в дальнейшем.

 

Потребности (нужды) - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, — это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения.

Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, —

1. удовлетворять их,

2. подавлять

3. не реагировать на них.

Потреб­ности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и находят осознанное уст­ранение. Устранение потребности не предполагает, что она уст­раняется навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму кон­кретного проявления, а также степень настойчивости влияния на человека.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия чело­века. Мотив находится «внутри» человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по от­ношению к человеку факторов, а также от действия других, воз­никающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуж­дает человека к действию, но определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Поведение человека обычно определяется не одним моти­вом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в опреде­ленном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий; она обладает определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробу­ждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составля­ет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно реализуется процесс мотивирования.

Мотивирование людей осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдель­ный прием или способ мотивирования выступает в виде опреде­ленного мотиватора. Зная то, какие мотиваторы побуждают чело­века к тем или иным действиям, можно с их помощью пытаться управлять поведением человека. Мотиваторами служат различные типы

1. поощрения-непоощрения,

2. наказания-ненаказания,

3. принуждения -непринуждения.

При этом мотиватор как способ воздейст­вия, может быть применен к человеку до начала и после заверше­ния действия. Степень воздействия на человека одного и того же мотиватора может быть различна в зависимости от того, когда осу­ществилось его применение.

       
 
Типы мотиваторов поощрения-непоощрения, наказания-ненаказания, принуждения -непринуждения. Мотиваторы — это те факторы, которые повышают эф­фективность работы человека и/или его удовлетворен­ность, поскольку соответствуют его внутренним потреб­ностям (мотивам), которые в настоящий момент не удов­летворены частично или полностью. В дальнейшем мы будем использовать термин «мотиватор» именно в этом значении, хотя ряд исследователей, например Герцберг, разделяют понятия «мотиватор» и «гигиенический фак­тор». Для большинства людей характерна мотивация, основан­ная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. При проведении ана­лиза карты мотиваторов мы должны принимать в расчет не какой-то один из факторов, а их последовательность и приоритетность. Оценить основные мотиваторы можно, используя различные подходы в интервьюировании и управленческом общении. Од­ним из этих подходов является постановка проективных во­просов.  
 
   
Типы мотиваторов поощрения-непоощрения, наказания-ненаказания, принуждения -непринуждения. Мотиваторы — это те факторы, которые повышают эф­фективность работы человека и/или его удовлетворен­ность, поскольку соответствуют его внутренним потреб­ностям (мотивам), которые в настоящий момент не удов­летворены частично или полностью. В дальнейшем мы будем использовать термин «мотиватор» именно в этом значении, хотя ряд исследователей, например Герцберг, разделяют понятия «мотиватор» и «гигиенический фак­тор». Для большинства людей характерна мотивация, основан­ная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. При проведении ана­лиза карты мотиваторов мы должны принимать в расчет не какой-то один из факторов, а их последовательность и приоритетность. Оценить основные мотиваторы можно, используя различные подходы в интервьюировании и управленческом общении. Од­ним из этих подходов является постановка проективных во­просов.  


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Металлические матрицы | Вот несколько правил, соблюдение которых даст нам возможность получить высоконадежный результат оценки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.