Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Сущность проблемы преемственности в работе по природоведению




 

Диалектическое понимание преемственности исходит из того, что новое не уничтожает полностью старое, а сохраняет все лучшее, что в нем имелось. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед. В естественнонаучной основе преемственности лежит учение И. П. Павлова о закономерностях ВНД человека, которым было установлено, что в коре головного мозга под влиянием многократно повторяющихся в определенном порядке раздражителей образуется относительно устойчивая система временных связей. Каждая вновь образуемая временная связь включается в сложившуюся ранее систему связей. Это положение обосновывает постоянное усложнение воздействий на детей в воспитательно-образовательном процессе и подтверждает объективную необходимость преемственности. В психолого-педагогических исследованиях (О. С. Богдановновой, Н. А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. П. Усовой и др.) настойчиво отмечается необходимость учета в школе того уровня развития, который был достигнут ребенком в предшествующие годы под влиянием дошкольного образования.

Преемственность может создавать условия для реализации в педагогическом процессе дошкольного учреждения и начальной школы единой, динамической и перспективной системы образования, которая обеспечивает неуклонное поступательное формирование личности. Однако сегодня наблюдаются противоречия между теоретически обоснованной диалектической взаимосвязью и практической реализацией преемственности в жизни. Особенно остро проблема преемственности ощущаются в работе по экологическому образованию.

 

 

Вопрос 2. Преемственность в содержании работы дошкольного учреждения и начальной школы по природоведению

 

Программа для дошкольных учреждений ориентирует педагога на полноценное развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальности, а программа для начальных классов делает акцент, прежде всего, на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. Детальный анализ программ для дошкольных учреждений и начальной школы показал, что:

- программный материал по разделу «Человек и природа» дублируется, в нем отсутствует динамика в более широком и глубоком познании природы. Так соответствующий раздел программы «Пралеска» для старшей возрастной группы включает в себя знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве. С помощью этих знаний ребенок свободно ориентируется в среде: замечает связь живой и неживой природы, приспособление живых существ к условиям жизни, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Анализ программы для начальной школы показывает, что ее авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит как недооценка возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования.

- наблюдается занижение требований к знаниям и навыкам выпускников дошкольных учреждений. Преимущественно в первом классе не используются знания, накопленные детьми в дошкольном учреждении. Программный материал по разделу «Человек и природа» не усложняется, а наоборот снижается уровень требований к его изучению;

- программа 1 класса недостаточно ориентирует учителя на систематизацию знаний о природе, обобщению закономерностей природных явлений, с которыми дети познакомились в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении идет работа по систематизации знаний о природе по трем направлениям, (формирование системы знаний о совокупности растений и животных, занимающих территорию с характерным ландшафтом (лес, луг, водоем, поле и т.д.); классификация растений и животных по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой; формирование системы знаний о сезонных изменениях в природе), то в первом классе эта работа продолжается только по одному направлению – систематизация знаний о сезонных явлениях в природе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.