Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные (локальные) международные организации, осуществляющие международное конкурентное регулирование




Важной вехой в развитии международного регулирования конкуренции и монополии стало создание Европейских экономических сообществ (ЕЭС) и Общего рынка европейских государств в 50-х годах, а затем и Европейского союза (ЕС) в 1991 г., обеспечившего более тесную экономическую интеграцию членов европейского Общего рынка. Важно отметить, что проконкурентные нормы и антимонопольное регулирование, в частности изначально с момента создания ЕЭС и в рамках дальнейшей европейской экономической интеграции, воспринимались как необходимое условие и неотъемлемая часть правового регулирования экономических отношений в единой Европе. Дело в том, что открытость государственных границ для международной торговли создавала опасность чрезмерного усиления крупных хозяйствующих субъектов и монополизации рынков уже не на территории отдельных государств, а на общеевропейском рынке. Не случайно антимонопольные ст. 85, 86 Римского договора о создании ЕЭС 1957 г. содержали условия о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран – членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и влиять на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке[24]. Первые нормы, направленные на обеспечение конкуренции в ЕЭС, появились ранее Римского договора 1957 г., они содержались уже в Договоре о создании Европейского объединения угля и стали 1951 г[25]. Затем Римский договор 1957 г. заложил основы целой системы проконкурентных механизмов. Постепенно развиваясь до настоящего времени, эти проконкурентные механизмы являются неотъемлемым и одним из важнейших элементов конкурентной и в целом торгово-промышленной политики Европейского союза. (Подробнее система конкурентного регулирования в ЕС будет рассмотрена в Лекции 21.)

Помимо ЕС возникают иные опыты наднационального регионального экономического и политического сотрудничества государств, в том числе в сфере правового регулирования конкуренции и монополии, в частности в рамках таких региональных союзов и соглашений государств, как СНГ, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР. Прежде всего хотелось бы остановиться на организациях СНГ и АТЭС и их значении для международного регулирования конкуренции, поскольку Россия является государством-членом этих региональных международных организаций.

Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская Народная Республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония). Выполнение административно-технических функций АТЭС осуществляет секретариат, находящийся в Сингапуре.

АТЭСбылаоснована в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989 г. Первоначально в нее вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 г. в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 г. Россия стала членом этой организации. Одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали также Индия и Монголия.

Созданию АТЭС предшествовало развитие в 1960–1980-х гг. в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 г. японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 г. в Сеульской декларации. Это:

  • поддержание экономического роста стран региона;
  • укрепление взаимной торговли;
  • ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО[26].

Целью организации является содействие экономическому росту и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона, постепенное формирование общего экономического пространства с последовательной либерализацией режимов взаимной торговли[27].

В 2000 г. в странах – участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА (о НАФТА см. ниже в настоящей лекции)) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков.

Хотя АТЭС – самый молодой из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики XXI в.[28]

СНГ. Особо важное политическое и социально-экономическое значение для России и стран постсоветского пространства имеет интеграция в рамках Содружества Независимых Государств, в том числе важное значение имеет и развитие международно-правового регулирования конкуренции и монополии, создание в рамках СНГ специальных международно-правовых механизмов регулирования конкурентных отношений между странами-членами. Конкурентная политика стала одним из элементов организации экономического взаимодействия стран СНГ. Основополагающие принципы координации и сотрудничества между странами СНГ в области конкуренции изначально были закреплены в межправительственном Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики, подписанном 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде главами правительств 12 стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). Последующая деятельность по реализации Договора осуществлялась 11 странами СНГ (за исключением Туркменистана). 25 января 2000 г. в Москве на заседании Совета глав правительств СНГ была принята новая редакция Договора о проведении согласованной антимонопольной политики, уточняющая и вводящая ряд важных положений. Основная цель Договора – создание правовых и организационных основ сотрудничества по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущение действий, наносящих ущерб экономическим интересам Сторон вследствие монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции.

В Договоре (ст. 2) определены задачи сотрудничества стран СНГ в области конкуренции:

  • координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции;
  • сближение антимонопольных законодательств в той мере, в какой это необходимо для реализации Договора;
  • создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
  • согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создание на этой основе механизма сотрудничества.

Задачи Договора отвечают общим задачам экономической интеграции стран СНГ, обозначенным в базисных экономических межгосударственных договорах. Так, один из наиболее важных Договоров СНГ – Договор о создании Экономического союза стран СНГ – предусматривает создание зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капитала и труда. Вполне очевидно, что эти задачи могут быть достигнуты только путем проведения действенной конкурентной политики в этих странах и соблюдения общих принципов конкуренции[29].

Интеграционная деятельность стран СНГ в области конкуренции проводится в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), учрежденного в 1993 г. на основании Договора о проведении согласованной антимонопольной политики. Главными задачами МСАП являются координация деятельности государств-участников, контроль за соблюдением Договора, сближение национального законодательства в области конкуренции и разработка правовых основ по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом СНГ, Договором о создании Экономического союза, а также соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета Правительств СНГ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ (на одно из подразделений которого возложены функции Секретариата Совета). Решения Совета не носят прямого, обязательного характера для хозяйствующих субъектов стран СНГ. В соответствии с Положением, Совет лишь разрабатывает и рекомендует сторонам правила и механизмы реализации конкретных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Наряду с решениями рекомендательного характера Совет может принимать решения, обязательность исполнения которых подтверждается соответствующими решениями сторон (под которыми понимаются правительства государств-участников Договора о проведении согласованной антимонопольной политики).

В состав МСАП входят руководители антимонопольных органов государств-участников СНГ. Представителями Российской Федерации в МСАП являются руководитель ФАС России и директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2004 г. № 1383-р). В настоящее время МСАП является основной площадкой для взаимодействия антимонопольных органов стран-членов СНГ.

В условиях повышения взаимной заинтересованности в развитии торгово-экономических отношений государств Содружества возрастает потребность во взаимодействии антимонопольных органов стран-членов СНГ. Вопросы конкурентной политики являются чуть ли не единственной областью международного сотрудничества, в которой отсутствуют противоречия в понимании основополагающих принципов регулирования конкурентных отношений. Круг вопросов, обсуждаемых в рамках МСАП, непрерывно расширяется и охватывает все области деятельности конкурентных ведомств государств-участников СНГ. Взаимодействие в рамках СНГ в дальнейшем может стать основой для формирования системы наднационального регулирования конкурентных отношений на трансграничных рынках на пространстве СНГ, аналогом европейской модели регулирования таких отношений[30].

Для создания соответствующего механизма, обеспечивающего достижение целей сотрудничества и содействующего более полной интеграции стран СНГ, члены Межгосударственного совета по антимонопольной политике на IX заседании в апреле 1999 г. приняли так называемое Положение о взаимодействии государств по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, которое вошло в качестве неотъемлемой части (Приложение 1) к Договору о проведении согласованной антимонопольной политики. Указанное Положение распространяется на действия хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию (в форме злоупотребления доминирующим положением, ограничительных соглашений, недобросовестной конкуренции и т.д.), если эти действия предприняты двумя или более хозяйствующими субъектами на территории стран-членов и если эти действия имеют трансграничное влияние на конкуренцию. В соответствии с Положением практическое сотрудничество между антимонопольными органами СНГ может иметь следующие формы: уведомление, запрос информации, заявка о рассмотрении дела и консультация [31].

В настоящее время работа, осуществляемая в рамках МСАП, вышла на качественно новый уровень. На одном из заседаний МСАП было принято решений о проведении антимонопольными органами стран СНГ совместных расследований антиконкурентной практики компаний, действующих на межнациональных рынках в пределах СНГ, и создании с этой целью специального органа – Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах – участниках СНГ. Целью создания Штаба является координация совместных действий конкурентных ведомств государств Содружества по исследованию (расследованию) антиконкурентной практики компаний, действующих на межнациональных рынках в пределах СНГ. Штаб по решению МСАП возглавил заместитель руководителя ФАС России. В состав штаба входят эксперты антимонопольных органов стран – членов СНГ. Несколько заседаний Штаба были посвящены детальному анализу ситуации на рынках авиаперевозок. В соответствии с решением 25 заседания МСАП антимонопольные органы государств Содружества в рамках работы Штаба в июне 2007 г. начали совместные исследования рынка пассажирских авиаперевозок; в том числе на международных маршрутах между странами СНГ. 21–22 сентября 2007 г. в г. Баку (Азербайджанская Республика) состоялось очередное 26 заседание МСАП. В заседании принимали участие руководители антимонопольных органов государств – участников СНГ. Основной вопрос, который обсуждался на заседании, – результаты работы Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах – участниках СНГ. Рассмотрев полученные предварительные результаты исследования, члены МСАП определили дальнейшие шаги по обеспечению условий конкуренции на рынке авиаперевозок, а именно:

  • анализ действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении, которые могут содержать устаревшие нормы, не отвечающие требованиям конкуренции и интересам потребителей;
  • создание условий для развития конкуренции и повышения эффективности государственного регулирования на рынках, неразрывно связанных с рынком авиаперевозок и оказывающих существенное влияние на стоимость пассажирских перевозок (услуги аэропортов, услуги топливно-заправочных комплексов, услуги по бронированию билетов и т.д.);
  • анализ ценовой ситуации (стоимости авиабилетов) на маршрутах внутри каждого из государств, на маршрутах в границах СНГ и на маршрутах между странами СНГ и третьими странами;
  • принятие мер по пресечению и недопущению злоупотребления авиакомпаниями доминирующим положением (в том числе путем установления монопольно высоких цен на авиабилеты) на конкретных маршрутах.

Штаб подготовил единый, согласованный всеми механизм совместных действий антимонопольных органов. В ходе анализа ситуации на рынке авиаперевозок антимонопольные органы стран-членов МСАП были одновременно направлены запросы в адрес авиакомпаний, работающих на определенных маршрутах в целях анализа ситуации на рынке авиаперевозок, выявления наличия или отсутствия нарушений авиаперевозчиками конкурентных норм. В ходе расследования используется также информация из иных источников, интерес антимонопольных органов представляют, в частности, сведения со стороны пассажиров авиарейсов, в том числе сведения о возможных правонарушениях, а также предложения по улучшению ситуации[32].

Такова вкратце общая характеристика основных механизмов международного сотрудничества стран СНГ в области проведения согласованной антимонопольной политики.

Завершая обзор региональных (локальных) международных организаций, осуществляющих регулирование вопросов международной конкуренции, хотелось бы кратко сказать о таких организациях, как МЕРКОСУР и НАФТА.

МЕРКОСУР. Южноамериканский континент также не остается за рамками интеграционных процессов. В 1991 г. на основе Асунсьонского договора был образован торгово-экономический блок МЕРКОСУР, объединивший Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. МЕРКОСУР начал полноценно функционировать с января 1995 г., с момента ввода в действие Таможенного союза. Главной целью создания МЕРКОСУР является успешное экономическое развитие посредством расширения рынков, либерализации взаимной торговли, поэтапного снижения таможенных тарифов между странами-участниками, более эффективного использования ресурсов, проведения региональной торговой политики[33].

НАФТА.В 1994 г. было подписано и вступило в силу соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой[34]. Данное соглашение также преследует цель развития экономической интеграции и поддержки свободной конкуренции между предпринимателями государств-членов для развития экономики этих стран, достижения более высокого уровня социально-экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.