Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 20

Международно-правовое регулирование конкурентных отношений международными соглашениями многостороннего и двустороннего характера, не связанными с созданием международных организаций

Наряду с деятельностью универсальных и локальных международных организаций в области конкуренции важным элементом международно-правового регулирования конкуренции является практика заключения двусторонних и многосторонних соглашений между государствами и иным субъектами международного права, не связанных с созданием международных организаций.

Среди международных договоров, в рамках которых осуществляется международное регулирование различных вопросов конкурентной политики, в зависимости от субъектов, их заключающих, можно выделить такие группы договоров, как межгосударственные, заключаемые главами государств, межправительственные, заключаемые от имени правительств государств, межведомственные, заключаемые отдельными государственными ведомствами по вопросам их компетенции, а также соглашения с участием иных субъектов международного права, например, международными экономическими организациями или квазигосударственными образованиями.

Соглашения последней группы могут заключаться как между отдельными государствами, с одной стороны, и иными субъектами международного права, так и международными экономическими организациями (квазигосударственными образованиями) между собой. Примером таких международных договоров, в которых регулируются различные вопросы экономической и конкурентной политики, могут послужить, например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой[35], соглашения между США и ЕС, ЕС и МЕРКОСУР и др.

Среди международных договоров межгосударственного и межправительственного уровня, в которых регулируются вопросы международной конкуренции, можно назвать, например:

  • Соглашение о торговых отношения между СССР и США (Вашингтон, 1990 г.)[36], в котором среди вопросов торговых отношений между двумя странами оговариваются вопросы конкурентных отношений, в частности вопросы противодействия недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политике (Пекин, 1996 г.);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области антимонопольной политики (София, 1995 г.) и др.
  • Целый ряд международных договоров заключен в сфере охраны объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Эти соглашения имеют важное значение, в том числе для международно-правового регулирования защиты указанных объектов от недобросовестной конкуренции. Среди таких соглашений можно назвать, например:
  • Соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (Лиссабон, 1958 г.);
  • Международная конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.);
  • Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970 г., с дополнениями и изменениями 1979 и 1984 гг.);
  • Соглашения о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний о месте происхождения на товарах и о международной регистрации товарных знаков (Мадрид, 1891 г.) и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989 г.) и др.

Как уже отмечалось, международные соглашения, в том числе в сфере конкурентной политики, могут заключаться также на уровне отдельных государственных ведомств – межведомственные соглашения. Немало таких соглашений заключено антимонопольным органом России с зарубежными ведомствами и организациями.

Среди таких соглашений можно назвать, например:

  • Меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики между Межгосударственным советом по антимонопольной политике, Советом по конкуренции Республики Латвия, Советом по конкуренции Румынии и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (Санкт-Петербург, 2003 г.);
  • Соглашение об углублении интеграции в области антимонопольной политики и защиты прав потребителей между антимонопольными ведомствами России, Беларуси, Казахстана, Киргизии (Алма-Ата, 1996 г.) и др.

Межведомственные международные соглашения имеют более низкий уровень в иерархии международных договоров и обязательны только для тех ведомств, которые их заключают, если национальное право не устанавливает иное. Между тем Международные договоры, заключаемые антимонопольным органом, имеют важное значение для практической реализации конкурентной политики, для обмена информацией, согласования совместных расследований трансграничных нарушений конкурентного законодательства, организации обмена опытом. (Более подробно перечень международных соглашений с участием России по вопросам конкурентной политики см. в Лекции 6.)

Кроме того, между конкурентными ведомствами разных стран на двустороннем и многостороннем уровнях могут проводиться различные семинары, встречи, конференции. Также, как отмечалось в подразделе 20.1, взаимодействие конкурентных ведомств стран мира осуществляется и в рамках международной межведомственной организации (конференции) – МКС – международная конкурентная сеть.

В завершение следует отметить, что в сфере международно-правового противодействия недобросовестной конкуренции наряду с международными договорами важное значение имеют также различные международные обычаи делового оборота, международные этические кодексы предпринимательской деятельности, деловые обычаи и обыкновения предпринимательства, принятые и признаваемые предпринимателями разных стран в международном деловом обороте в различных сферах предпринимательской деятельности. Напомним, что противоправность недобросовестной конкуренции определяется не только законодательством, но также и деловыми обычаями, этическими предпринимательскими стандартами, требованиями разумности и справедливости.

[1] См.: Пирогова В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской директивы // Законодательство и экономика. 2006. № 4.

[2] Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию интеллектуальной собственности (Заключена в г. Стокгольме 14 июля 1967 г.) // Публикация № 250(R). Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1974; Указ Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и конвенции, учреждающей Всемирную Организацию интеллектуальной собственности» // Ведомости ВС СССР. 1968. № 40. Ст. 363.

[3] Жидков О.А. Избранные труды / Отв. ред. Г.И. Муромцев, Е.Н. Трикоз. М., 2006. С. 564.

[4] Жидков О.А. Избранные труды. С. 564, 565.

[5] См.: Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк; Женева, 2001. С. 219.

[6] См. там же.

[7] В рамках организации ГАТТ/ВТО термин «нотификация (уведомление)» обозначает «обязанность стран – членов ВТО, установленная Решением о процедурах уведомления (Decision on Notification Procedures) информировать Секретариат ВТО о принятых торговых мерах, затрагивающих действие ГАТТ-1994. В Секретариате ВТО создается Центральный реестр уведомлений. Центральный реестр ежегодно информирует каждого члена ВТО о его очередных уведомлениях, которые предстоит сделать в течение предстоящего года. Информация, содержащаяся в Центральном реестре, предоставляется любому члену ВТО по его просьбе. Приложение к решению о процедурах уведомлений содержит примерный перечень торговых мер, подлежащих регулярному уведомлению (тарифные и нетарифные меры, таможенная оценка, правила происхождения, антидемпинговые и компенсационные меры и т.д.). В рамках ВТО используется также система обратных нотификаций. Под обратной нотификацией имеется в виду уведомление, представляемое страной, которая испытывает на себе экономические затруднения, вызванными торговыми мерами другой страны. Обратная нотификация содержит уведомление о таких торговых мерах // Сайт Всероссийской академии внешней торговли. Словарь терминов (режим доступа: http://mpf2.vavt.ru/DicDoc/Notification).

[8] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 219–222.

[9] Там же. С. 222.

[10] Московский журнал международного права. 1997. № 1. С. 167–178; Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 162–173. Список приложений опубликован в издании: Московский журнал международного права. 1997. № 1. С. 179, 180.

[11] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 240.

[12] Сайт «Россия и Всемирная торговая организация» (режим доступа: http://www.wto.ru/ ru/newsmain.asp).

[13] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 191.

[14] Сайт «Россия и Всемирная торговая организация» (режим доступа: http://www.wto.ru/ ru/newsmain.asp).

[15] Сайт «Россия и Всемирная торговая организация» (режим доступа: http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp).

[16] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 240. Приведем следующую информацию. По сообщению «Новых известий», в конце января 2008 г. Минэкономразвития России указало, что «по состоянию на начало 2008 г. против российских товаров действуют 82 ограничительные меры, применяемые рядом государств для защиты внутреннего рынка. В основном «тормозят» дешевую отечественную металлопродукцию, химикаты, минеральные удобрения. Чиновники МЭРТ (МЭРТ – Министерство экономического развития и торговли. В соответствии с Указом Президента России от 12 мая 2008 г. № 724 преобразовано в Министерство экономического развития. – Примеч. авт.) надеются, что вступление России в ВТО и последующее за этим снятие ограничений увеличит российский экспорт. Однако независимые эксперты убеждены, что экономический эффект от этого будет совсем небольшой. По данным МЭРТ, ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 государств мира. Наш экспорт попал в «черный список» таких крупных стран, как США, Китай, Бразилия, Индия. Кроме того, ряд барьеров ставит и объединенная Европа. Большая часть ограничительных мер (47 из 82) носит антидемпинговый характер, т.е. направлена против тех российских товаров, которые значительно дешевле конкурентов на внутреннем рынке того или иного государства. Как и прежде, более половины всех антидемпинговых мер направлено против продукции отечественных металлургов. Так, в страны ЕС российские бесшовные трубы поставляются с антидемпинговой пошлиной в размере 24–35%. Мексиканская пошлина для тех же труб составляет уже около 80%. В Венесуэлу холоднокатаный и горячекатаный прокат поставляется с пошлиной в 45%. На втором месте стоят российские химикаты и минеральные удобрения. К примеру, на нитрат аммония распространяется пошлина в Евросоюзе и Австралии. А США ввели подобные меры и в отношении мочевины. В 2007 г. МЭРТ удалось добиться отмены 39 пошлин, но как систему постоянное инициирование антидемпинговых расследований победить не удается, поскольку РФ не является членом ВТО. С присоединением страны к этой организации чиновники связывают решение проблемы. По словам представителей департамента торговых переговоров МЭРТ, после нашего вступления автоматически должны быть сняты все количественные ограничения в отношении российского экспорта. В частности, прекратят действие квоты по стали, действующие сейчас в ЕС. Также появится возможность пересмотреть антидемпинговую пошлину на поставку урана в США и российских удобрений в Европу». Вместе с тем в данной статье приводятся и некоторые альтернативные мнения независимых экспертов, которые полагают, что вступление России в ВТО принесет более скромные результаты. Так, директор Центра постиндустриальных исследований В. Иноземцев отмечает, что «конечно, антидемпинговые пошлины в какой-то мере препятствуют развитию металлургии и химической промышленности. Однако даже внутри страны отдельная металлопродукция стоит дороже зарубежных аналогов… Например, часть потребляемой арматуры ввозится из Китая и стран ЕС. И в целом вступление в ВТО и снятие ограничений на экспорт не приведут к радикальным переменам. Рост указанных отраслей составит 3 или 5, максимум 10%». К тому же г-н Иноземцев считает, что о самом факте снятия ограничений говорить пока рано. По его мнению, «в 2008 и, возможно, 2009 гг. Россия к ВТО не присоединится. При этом на самых доходных статьях российского экспорта – нефти и газе – вступление практически не отразится. А государство заинтересовано в праве устанавливать либо отменять импортные пошлины на другие товары самостоятельно, без оглядки на ВТО». См.: Долгих А. Двери закрываются. Десятки стран мира ограничивают российский экспорт ( Публикация на сайте газеты «Новые известия» 22 января 2008 г. по электронному адресу (режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2008-01-22/83018).

[17] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 229–235.

[18] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 191.

[19] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 223.

[20] См. там же. С. 222–229.

[21] Сайт Международной конкурентной сети (МКС) в Москве (http://www.icn-moscow.ru/).

[22] Антимонопольные органы договорились разработать Руководство по вопросам слияний и одностороннего поведения, с акцентом на сотрудничество, организационную работу и внедрение // Пресс-служба ФАС России: http://www.fas.gov.ru/news/n_13324.shtml.

[23] См.: Пикулик А.В. Управление государственными закупками: М., 2006. С. 378.

[24] См.: Князева И.В. Указ. соч. С. 108.

[25] См.: Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). С. 115.

[26] Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС) // Энциклопедия кругосвет (режим доступа: www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_naukj/ekonomika_i_pravo).

[27] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 176.

[28] Азиатско-Тихоокеанский Форум экономического сотрудничества (АТЭС) // Энциклопедия кругосвет.

[29] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 187, 188.

[30]Межгосударственный совет по антимонопольной политике: Страница официального сайта ФАС России // http://fas.gov.ru/international/15311.shtml

[31] Подробнее об этих формах сотрудничества стран СНГ и иных вопросах проведения согласованной антимонопольной политики между странами СНГ см.: Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк; Женева, 2001 и др.

[32] Антимонопольные органы стран СНГ проводят расследования на рынке пассажирских авиаперевозок на пространстве содружества: Сообщение Пресс-службы ФАС России от 27 сентября 2007 г.: Страница официального сайта ФАС России // www.fas.gov.ru/news/n_15313.shtml

[33] Там же. С. 183.

[34] См.: Ячеистова Н.И. Указ. соч. С. 167.

[35] СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.

[36] Текст соглашения см., в частности, в электронной юридической библиотеке на сайте lawmix.ru (режим доступа: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=10648).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Региональные (локальные) международные организации, осуществляющие международное конкурентное регулирование | Принцип Гюйгенса-Френеля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.