Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации обучения

Урочные и внеурочные

 

Кроме урока к формам организации обучения относятся лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др. Все эти формы делятся на три группы

Рассмотрим подроб­нее характеристики одной — двух форм, из этих групп.

1. формы изучения нового материала - лекция,

2. формы совершенствования знаний, навыков и умений — семинар, лабораторно-практические занятия;

3. формы коррекции знаний, умений и навыков — консультация.

 

Лекция

Лекция - занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний уча­щимся через монологическую форму общения.

Это наиболее эконо­мичная форма передачи и усвоения учебной информации. По време­ни лекция может занимать один или два академических часа (в зависимости от возраста учащихся, специфики содержания).

Основная дидактическая цель лекции — сформировать у учащих­ся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции - состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.

Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно считается слабая обратная связь.

Поэтому педагогу следует ис­пользовать приемы обучения, снимающие этот недостаток:

- измене­ние интонации и громкости голоса;

- мимика, жест, улыбка;

- одобрение;

- решение профессионально-ориентированных задач;

- пауза при изло­жении вопроса;

- применение аудиовизуальных средств обучения и др.

По времени чтения выделяют лекции:

- вводные,

- обзорные,

- эпизодические

По характеру деятельности различают лекции

- информационные,

- проблемные.

Вводная лекция имеет целью осуществить “вхождение” учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы.

Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и пре­следует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему.

Эпизодическая лекция проводится без предварительного плани­рования, по мере необходимости в процессе изучения предмета.

Информационная лекция характеризуется монологическим из­ложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция.

Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполага­ет не столько передачу информации учащимся, сколько их приобще­ние к противоречиям развития научного знания и спо­собам их разрешения.

Выбор типа лекции зависит от: цели, содержания учебного матери­ала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п.

Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагают­ся вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литера­туры. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.

 

Семинар

Семинар — это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразова­нию и творческому труду, которая предусматривает самостоятель­ную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, обеспечивающих углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений.

В чем сходство и отличие семинара и урока?

Общность: обе формы имеют постоянный состав учащихся, лимитированным учебным временем, соответствие содержания учебной программе, руководя­щую роль преподавателя.

Отличие:

1 - в высокой степени самостоя­тельности учащихся;

2 - в изменении функций педагога: на семинаре более ярко выражены регулятивная и организаторская функции, а на уроке — информационная;

3 - в деятельно­сти учащихся, напротив, информационная функция усиливается в сравнении с уроком;

4 - в структуре семинара имеет место обязательный этап — коллективное обсуждение результатов самостоятельного изу­чения материала.

Наличие на семинаре этого этапа предоставляет учащимся широкие возможности для высказывания своих собствен­ных мнений, участия в дискуссии.

5 - семинар способствует овладению учащимися определенным аспектом социального опыта, и этот мо­мент существенно усиливает воспитательную роль семинаров в срав­нении с уроком;

6 - семинар тесно связан с другой формой организации обучения — консультацией, которая обычно проводится на этапе подготовки учащихся к семинарскому занятию.

В структуре семинара выделяются три этапа:

- подготовительный,

- основной,

- заключительный.

Подготовительный этап семинара включает предварительную подготовку к семинару участвующих в нем лиц - преподавателя и учащихся.

Деятельность преподавателя по подготовке к семинару включает:

- выбор темы семинара,

- изучение литературы по теме семи­нара как по основному предмету, так и по специальным дисципли­нам, имеющим связь с данной темой,

- составление плана,

- отбор лите­ратуры для обязательного прочтения всей учебной группой и для подготовки докладов и сообщений,

- конструирование вопросов, зада­ний для учащихся, проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д.

Система вопросов и заданий к семинару должна отвечать ряду требований:

- отбор наиболее существенного, важного материала;

- профессиональ­ная направленность материала;

- вариативность заданий по содержа­нию, способам выполнения, степени трудности.

- межпредметный, комплексный характер задач и заданий.

Деятельность учащихся при подготовке к семинару состоит в ос­мыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные за­дания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспектов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации.

Основной этап семинара — связан с непосредственным ходом се­минара.

При проведении семинара преподавателю принадлежит вступительное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Учащиеся вы­ступают с докладами, содокладами, рецензируют выступления това­рищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участ­вуют в подведении итогов.

На заключительном этапе семинара преподаватель подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе семинара вопросы.

 

Лабораторно-практические занятия

Лабораторно-практические занятия — одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осу­ществляемая на основе специально разработанных заданий в услови­ях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

На этих занятиях используются различные приборы, ин­струменты, установки, технические средства, материалы и т.д. В про­цессе выполнения лабораторных работ научная информация поступает к учащимся при участии большого числа анализаторов, особенно кожно-двигательных.

Наиболее характерной их чертой является организация самостоя­тельной работы учащихся, которая проводится под руководством пре­подавателя.

При методически правильной органи­зации лабораторные занятия способствуют:

- развитию мышления уча­щихся,

- интеграции мыслительной и практической деятельности бу­дущего работника,

- овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).

Лабораторно-практическое занятие состоит из этапов:

- вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает зада­ние, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему пред­стоящих действий);

- самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);

- заключительная часть (преподаватель анализи­рует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

На лабораторных занятиях используются инструкционные карты, однако их применение не должно мешать проявлению самостоятель­ности учащихся. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать необходимые приборы, определить последовательность выполнения работы и т.д.

В последнее время стали проводиться интегративные лаборатор­но-практические занятия, в подготовке и реализации которых участ­вуют несколько педагогов. Работа оценивается двумя – тремя отметками.

Лабораторные работы делятся на виды:

- фронтальные лабораторные работы (по физике, химии),

- практику­мы (по физике, биологии, географии, некоторым общетехническим предметам).

При фронтальных лабораторных работах все учащиеся выполняют одно и то же задание, тематика которых должна соответ­ствовать содержанию учебного материала по теме.

Практикумы и практические занятия проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия или учебного года. Они имеют, как правило, повторительно-обобщающий характер, предо­ставляют учащимся заметно большую самостоятельность, создают больше возможностей для реализации взаимосвязи общего и профес­сионального образования.

 

Консультация.

Консультация — это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означа­ет совет, даваемый специалистом.

Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы учащимися.

Вместе с тем, консульта­ция это не только средство компенсации недоработок педагога во время урока. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреп­лением и применением.

Роль консультаций в учебном процессе ста­ла увеличиваться особенно в последние годы в связи с тем, что педа­гоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция — практическое занятие — семи­нар — зачет).

Различают следующие виды консультаций: вводные или предварительные, обзорные, текущие, тематические, заключительные.

Вводные или предварительные консультации — предшествуют изучению материала на уроках.

Текущие консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью кор­рекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рас­смотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого матери­ала.

Заключительные консультации проводятся после изучения от­дельной темы или раздела программы.

Консультации могут быть обзорными и тематическими.

Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.

В профтехучилищах проводятся консультации межпредметного и межциклового характера. На таких консультациях осуществляется взаимосвязь общего и профессионального образования. Преподаватель основного предмета устанавливает связь с педагогами смежных дисциплин, определяет с ними вопросы, которые требуется обсудить.

Традиционная форма проведения консультации (учащиеся зада­ют вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся можно сделать так: предло­жить учащимся заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультан­тов из числа самих учащихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.

 

Самостоятельная работа.

Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познаватель­ной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.

Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных заня­тий, так и во внеурочное время. Во внеурочное время самостоятельная работа подразделяется на самоподготовку и самообразование.

Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим орга­низационным устройством, так и содержанием заданий. Она позво­ляет работать в индивидуальном темпе и стиле.

В учебных заведениях распространены следующие формы вне­урочной самостоятельной работы:

— работа с учебной и справочной лите­ратурой,

— выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин;

— изучение темы с малой группой учащихся, каждый из которых занимается затем с несколькими учащимися (с последующей защитой у преподавателя);

— разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.);

— подго­товка к лабораторным ра­ботам;

— конкурсное выполнение разных заданий;

— изучение новой техни­ки, технологии на базовых предприятиях, в лаборат.

— самостоя­тельное изучение дисциплин под опекой преподавателя;

— выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель — более глубокое и прочное усвоение важных положений пред­мета).

Эффективность той или иной формы организации обучения зави­сит от многих факторов, среди которых основными являются педагогическая, психологическая, методическая подготовленность преподавателей и учащихся к ее реализации.

 

Учебные экскурсии

Наряду с аудиторными формами учебной работы занятия могут проводиться в форме экскурсий.

Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

 

Экскурсия — такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту располо­жения изучаемых объектов (природы, заводов, совхозов, исторических памятников) для непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и выполня­ют ряд существенных дидактических функций:

— с помощью экскурсий реализуется принцип наглядно­сти обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

— экскурсии позволяют повышать научность обучения,

— укреплять связь обучения с жизнью, с практикой;

— экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников про­мышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанав­ливается обязательный перечень экскурсий и их содер­жание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов.

Виды экскурсий

К первому виду относятся производственные экскур­сии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, математике, экономической географии на промышленные предприятия (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т.д. Производственные экскурсии помога­ют изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонауч­ные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экс­курсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обще­ствоведению в историко-литературные музеи, в историче­ские места, посещение художественных выставок, кар­тинных галерей, книгохранилищ и т. д.

Особую группу составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Каждая из названных видов экскурсий, как правило, применяется при изучении материала по одному предме­ту. Но нередко целесообразно проводить экскурсии одно­временно по нескольким предметам.

Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изуче­нием физики, химии и математики на стеклозавод. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с при­менением электроэнергии при производстве стекла, хи­мик—со способами получения химических смесей и хи­мических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т. д.

Такие экскурсии получили название комплексных, так как они позволяют одновременно решать вопросы обуче­ния по нескольким учебным предметам.

Однако классификация учебных экскурсий проводит­ся также в зависимости от того, какие дидактические цели решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий.

1. Одни из них служат средством изучения нового материала учащими­ся.

2. Другие используются для закрепления того материа­ла, который предварительно изучен в классе.

Дидактические основы проведения учебных экскур­сий.

В общем плане методика проведения экскурсий включает в себя:

а) подго­товку экскурсии,

б) выход (выезд) учащихся к изучае­мым объектами усвоение (закрепление) учебного мате­риала по теме занятий,

в) обработка материалов экскур­сии и подведение ее итогов.

 

Факультативные занятия

Факультативные занятия как форма обучения введе­ны в конце 60-х—начале 70-х годов, когда проводилась одна из перестроек содержания школьного образования.

Свое название они получили от латинского слова, что означает возможный, необязательный, предо­ставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с обязательным изуче­нием учебных предметов.

С помощью факультативных занятий решаются следующие задачи:

а) удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных учебных предметов,

б) развитие познавательных интере­сов, творческих способностей и дарования учащихся.

Содержание и организация факультативных заня­тий.

Как уже отмечено, факультативные занятия прово­дятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний уча­щихся и развития их творческих способностей и дарова­ний. Это оказывает влияние на их содержание.

Оно мо­жет включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предмету, а так­же содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю со­ставляются программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных заня­тий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т. д.

К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодо­ления их отставания в овладении программным материа­лом, что, естественно, искажает их смысл и дидактичес­кое назначение.

Формы внеклассной учебной работы

Классные занятия, как уже отмечалось, обыч­но проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными заняти­ями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный ха­рактер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы.

Эти формы занятий называются внеклассными, или внеурочны­ми.

Понятие внеклассные указывает на то, что для про­ведения этих занятий не требуется полный состав клас­са, что в них по собственному желанию могут участво­вать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.

В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относят­ся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

 

Предметные кружки и научные обще­ства.

Если хорошо поставлена учебная работа в шко­ле, по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной рабо­ты по биологии и т. д. Это обусловило необходимость ор­ганизации работы предметных кружков и научных об­ществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание кружковой работы включает в себя: бо­лее углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, озна­комление с жизнью и творческой деятельностью выдаю­щихся ученых, писателей и других деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники, подготовку вечеров, посвященных отдельным ученым, организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, проведение встреч с учеными и т. д.

В последнее время получило распространение созда­ние научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, организуют встречи с деятелями науки и техники и т. д.

 

Олимпиады, конкурсы, выставки учени­ческого технического творчества.

Для сти­мулирования учебно-познавательной деятельности уча­щихся и развития их творческой состязательности в изу­чении математики, физики, химии, языка и литературы, а также техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы и выставки.

Эти формы внеклассной работы заранее планируются, выявляются лучшие школьники для учас­тия в них, что дает большой импульс для выявления и развития более способных и одаренных учащихся по различным предметам. В то же время они позволяют су­дить о творческом характере работы учителей, их уме­нии искать и развивать таланты.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие организационных форм учебной работы | Технология концентрированного обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.