Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое воздействие – это результат нормативно-организационного влияния на общественные отношения




v как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения),

v так и иных правовых явлений (правосознания, правовой идеологии, правового воспитания, правовой пропаганды, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса, знание гражданами законодательства, знание запретов).

Проводимое разграничение между правовом воздействием и правовым регулированием, позволяет

§ с одной стороны, выяснить место и роль каждого элемента (средства) механизма правового регулирования (нормы права, правоотношения, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей) в общей системе механизма правового воздействия,

§ а с другой - определить связи и взаимодействие между этими элементами.

Юридические нормы являются базой правового регулирования, той отправной точкой с чего и начинается правовое воздействие.

Например, процесс правообразования оказывает идеологическое воздействие на жизнь общества. Не только информация о подготавливаемых законопроектах, но даже сам факт назревшей потребности правового регулирования, изменения в правосознании ориентирует граждан на определенный образ поведения.

Под правовым регулирование общественных отношений в данном случае следует понимать лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения – воздействие при помощи специфических правовых средств: норма права, правоотношений, актов реализации.

 

Завершая изложение отличие понятий «воздействие» от «регулирования» следует отметить, что если рассматривать «механизм правового воздействия» в статическом состоянии, то его понятие, по существу, совпадает с категорией «правовая надстройка»

(Правовая надстройка – это вся совокупность юридических явлений, вырастающих над экономическим базисом).

Но если статика правовых явлений (напр., право, правовые отношения, государство) изучена относительно полно – то динамика, действие, функционирование их изучена недостаточно.

И поэтому, когда мы анализируем их (т.е. право, правовые отношения, государство) как элементы механизма правового воздействия, внимание сосредотачиваем

- на динамической характеристике этих явлений,

- на взаимодействии и соотношении всех правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие.

Следовательно, механизм правового воздействия раскрывает структурные особенности правовой надстройки, рассматриваемой в движении, в динамике.

И, последнее, надо помнить, что правовое воздействие на общественные отношения не может быть безграничным, ибо право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им (экономическим строем) культурное развитие общества, а воздействовать правом можно лишь в той мере, в какой действия людей подвластны сознанию.

Общепризнанно, что люди, помимо своих действий, совершенно не существуют для закона.

2. Понятие, виды (типы) механизма правового

регулирования (МРП).

Цель правового регулирования.

Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочить общественные отношения.

В рамках этого процесса, т.е. когда на практике право регулирует те или иные общественные отношения, встречаются разнообразные и многочисленные ПРЕПЯТСТВИЯ, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочения социальных связей и действует в противоречии с правовым целями и принципами.

Др. словами препятствия – это естественные и искусственные трудности, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Что бы эффективно бороться с такими препятствиями необходим соответствующий инструмент. Таким инструментом и выступает механизм правового регулирования.

Механизм правового регулировании (МПР) как и раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет

§ наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями,

§ так как отдельно взятые юридические инструменты (средства) этого в полной мере обеспечить не смогут.

Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов права.

К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных ЭТАПОВ и соответствующих им ЭЛЕМЕНТОВ, обеспечивающих движение интересов субъектов к той или иной ценности.

Следоватиельно, механизм правового регулирования - это система правовых средств, при помощи которой

§ осуществляется право­вое воздействие на общественные отношения,

§ в результате чего в обществе устанавливается определенный, соответствующий предписаниям права порядок поведения и деятельности юридических и физических лиц — субъектов права.

Если более кратко, то механизм правового регулирования есть совокупность правовых средств (юр. нормы, индивидуальные акты применения норм права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей), используемых в процессе правового регулирования общественных отношений.

Механизм правового регулирования это система правовых средств с помощью которых преодолеваются препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

Механизм правового регулирования имеет две стороны:

· объек­тивную и

· субъективную.

Объективная сторона механизма правового регулирования включает в себя следующие элементы:

(1). Наличие правовых норм, регулирующих все общественные отношения, поведение и деятельность юридических и физичес­ких лиц, подпадающих под регулирование правом, т. е. сущест­вование полного и качественного законодательства, которое яв­ляется правовой базой механизма правового регулирования.

(2). Установление нормами права правового статуса юридичес­ких и физических лиц, являющихся субъектами права. Это озна­чает государственно-правовое признание их способности быть участниками правовых отношении определенного вида и опреде­ленного содержания. Правовой статус юридических и физичес­ких лиц является правовой основой их поведения и деятельности.

(3). Придание соответствующим реальным событиям и явле­ниям значения юридических фактов, с которыми закон связы­вает возникновение, изменение или прекращение конкретных прав и обязанностей у юридических и физических лиц, являю­щихся субъектами права и обладающих правовым статусом.

Как известно, юридическими фактами могут быть

v события, т. е. факты, происхождение которых не связано с волей и не зависят от воли и сознания людей, т.е. участников правоотношений, и

v действия, которые совершаются людьми сознательно с целью достижения определенного правового результата. Действия в свою очередь делятся на

Ø правомерные юридические факты (напр., сделки), которые в свою очередь делятся на

· юридический акт (действие, которое совершается с намерением породить юридические последствия) и

· юридический поступок (правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона).

В зависимости от различия юридических фактов правовое регулирование имеет определенные особенности.

Юридические факты-события могут наступить, а могут и не наступить. Следовательно, права и обязанности сторон также могут

· возникнуть, и тогда заработает механизм правового регу­лирования либо

· этого не произойдет, в силу отсутствия факта-события, чтобы возникли права и обязанности сторон.

Сделки гражданами и юридическими лицами заключаются самостоятельно и по взаимному согласию. Исполнения обяза­тельств, взятых на себя сторонами при заключении сделки, осу­ществляется добровольно. Поэтому наступление юридических фактов-действий определяется материальными и иными инте­ресами людей.

Правомерные юридические факты в виде юридических актов представ­ляют собой распоряжение компетентного государственного органа, которое властно предписывает другой стороне строго определенное поведение. Данные юридические факты зависят от активности деятельности государственных органов.

(4). Установление с помощью норм права моделей правоот­ношений между юридическими или физическими лицами, об­ладающими правовым статусом. Модели правоотношений создаются путем законодательного наделения участников правоотношений взаимными правами и обязанностями, воз­никающими при наступлении юридических фактов.

(5). Установление мер правовых гарантий и юридической ответственности, которые способствуют правомерному поведению юридических и физических лиц, действию правового механизма.

 

Изложенный выше правовой механизм реально действует только тогда, когда юридические и физические лица выполня­ют предусмотренные законом правила поведения. До этого он существует как бы в потенции.

Объединение изложенных элементов в единую систему поз­волит увидеть механизм правового регулирования как опреде­ленное социально-правовое явление.

Оно выражается в следу­ющем:

§ юридические и физические лица, наделенные законом соответствующими правами и обязанностями и являющиеся в связи с этим субъектами права,

§ могут вступать между собой в определенные правовые отношения,

§ возникновение которых обусловлено юридическими фактами, т. е. событиями или действиями, имеющими юридическое значение.

В результате вступления в правоотношения и реализации прав и выполне­ния обязанностей стороны изменяют свое правовое положение и достигают поставленных целей.

Такой результат имеет место в случае, если все действия юридических и физических лиц со­ответствуют законодательству.

Реально механизм правового регулирования можно рассмот­реть на примерах договора страхования имущества, договора займа.

По договору имущественного страхования, согласно ст. 929 ГК РФ, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предус­мотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе.

Ст. 927 ГК РФ определяет, что страхователями имущества мо­гут быть юридические и физические лица, а страховщиком - страховая организация. Их права и обязанности возникают только при наступлении предусмотренного в договоре события. В результате реализации прав и исполнения обязанностей сто­ронами достигается цель правового регулирования страхования имущества.

Согласно ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заем­щику) деньги или другие вещи, определенные родовыми приз­наками (например, зерно пшеницы, муку), а заемщик обязует­ся возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и ка­чества.

Положения этой статьи являются правовой основой для со­вершения юридическими и физическими лицами сделок займа.

В Главах 3 и 4 ГК РФ определены характеристики юридичес­ких и физических лиц, которые могут быть участниками сде­лок, в том числе и заключать договоры займа. К ним относятся дееспособные физические лица и созданные в соответствии с законодательством юридические хозяйствующие структуры.

В ст. 8 ГК РФ сказано, что сделки и договоры, в том числе и договор займа, являются правовым основанием или юридичес­ким фактом, который влечет за собой возникновение гражда­нских прав и обязанностей, т. е. правоотношений между участ­никами сделки.

Заключение договора займа порождает между его сторонами соответствующие права и обязанности, а именно: у заемщика возникает право получить заем и обязанность возвратить его в установленные договором сроки заимодавцу, а последний обязуется передать заем заемщику и наделяется правом полу­чить его обратно в соответствии с условиями договора.

В результате реализации и выполнения обязанностей по до­говору заемщик становится собственником полученной суммы денег или вещей и одновременно должником заимодавца.

В случае невыполнения сторонами своих обязанностей, нару­шения норм права, начинает действовать механизм юридичес­кой ответственности, который также предусмотрен нормами права.

Механизм юридической ответственности аналогичен ме­ханизму позитивного правового регулирования. Он также вклю­чает в себя:

· наличие норм права, определяющих виды и формы ответственности;

· установление нормами права деликтоспособности юридических и физических лиц, т. е. государственно-правовое признание их способности совершать определенные правонарушения, нести за них ответственность и быть участниками правоотношений ответственности;

· придание реальным жизнен­ным обстоятельствам значения юридических фактов, с которы­ми закон связывает возникновение, изменение или прекраще­ние правоотношений ответственности;

· установление с помощью норм права моделей правоотношений правонарушителя и орга­нов, наделенных правом привлекать виновных к ответственнос­ти и, соответственно, наложением обязанностей на правонару­шителя выполнять требования полномочных органов.

Данная модель включает также порядок несения ответственности право­нарушителем и ее прекращение.

Реально механизм юридической ответственности начинает действовать при совершении правонарушения, являющегося юридическим фактом, с которым связано реальное возникновение правоотношения ответственности.

Правоотношение ответственности прекращается, как и воз­никает, в связи с определенным юридическим фактом, после наступления которого, правонарушитель освобождается от обязанности нести ответственность.

К таким юридическим фактам относятся

· исполнение возложенной меры ответствен­ности,

· истечение срока давности, амнистия и др.

Такова характеристика правового механизма с объективной стороны.

С субъективной стороны механизм правового регулиро­вания характеризуется следующими обстоятельствами.

(1). Уровнем правосознания граждан, руководителей предпри­нимательских структур, должностных лиц государственных ор­ганов, т. е. знанием ими законодательства, умением действо­вать в соответствии с его требованиями при решении возника­ющих вопросов, реализации прав и полномочий, выполнении обязанностей.

(2). Правовой установкой, т. е. предрасположенностью лич­ности, независимо от ее социального статуса, определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, явления, происходящие в сфере правовых отношений и готов­ность действовать в соответствии с этой оценкой, а также цен­ностными ориентациями, т. е. отношением к правомерному и противоправному поведению, оценкой их значения для жизни общества и отдельного человека. Данные обстоятельства оказывают большое, можно сказать, определяющее влияние на правомерное или неправомерное поведение человека.

(3). Интересом и мотивом личности, которые оказывают не­посредственное влияние на выбор поведения.

Интерес представляет собой осознание гражданином воз­можности решения вопроса или удовлетворение потребностей с помощью определенной деятельности, взаимодействия с дру­гими гражданами или должностными лицами.

Мотив выражается в сознательном оценочном отношении к требованиям нормы права, как к средству достижения постав­ленной цели; к действиям, которые необходимо для этого вы­полнить, и в принятии на этой основе решения о правомерном либо неправомерном поведении.

Данные субъективные факторы оказывают существенное влияние на использование или неиспользование гражданами, руководителями предпринимательских структур и должност­ными лицами государственных органов механизма правового регулирования в своей деятельности.

Существуют два главных вида (типа) МПР (механизмов правового регулиро­вания):

(1) централизованное (разрешительное) регулирование, основанное на принципе субординации, и

(2) децентрализованное (общедозволительное) регулирование, основанное на принципе координации.

Вид (тип) правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – ДОЗВОЛЕНИЕ или ЗАПРЕТ.

В основе централизованного (разрешительного) вида (типа) регулирования лежат властные, командные методы (запрет). Он строится по принципу

«запрещено все, кроме …» или

«запрещено все, что не разрешено законом ".

Это означает, что субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа.

Н апр., чтобы осуществить перепланировку собственной квартиры необходимо иметь решение соответствующего компетентного органа. Для этого существует мосжилинспекция – орган уполномоченный правительством г. Москвы принимать решения давать разрешения на переустройство помещений в жилых домах и выполнения связанных с ним работ или обоснованно отказать.

Это объясняется тем, что государственному органу и должностному лицу законом или актом устанавливается точный, строго определенный объем прав и обязанностей.

В наиболее чистом виде данный метод используется в административном, уголовном праве.

В этом случае основ­ным двигателе м, обеспечивающим действие правового меха­низма, является принудительная сила государственных орга­нов, которые выступают участниками правоотношений. Без них правовой механизм не работает и правовое регулирование не может осуществляться.

Иной принцип регулирования деятельности государственных ор­ганов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анар­хию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным.

Между тем государство как единый целостный механизм может эффектив­но действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов.

Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным поло­жением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не наруша­ли правомочий других органов.

Истории государства и права известны так называемые полицей­ские государства, где принцип, применяемый при регулировании отношений в сфере деятельности государственных органов, неправомерно распространялся на область частно-правовых отношений.

В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия тол­ковалось как их запрет.

Однако такой принцип правового регулиро­вания является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство посто­янно и необоснованно вмешивается в их личную жизнь.

Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами го­сударства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кру­гу вопросов, что приводит в чиновничьему произволу, расцвету бю­рократизма и грубейшим нарушениям прав человека.

Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.

При децентрализованном (общедозволительном) виде (типе) регулирования лежит общее дозволение. Здесь используется принцип

«дозволено все, кроме …» или

«разрешено все, что не запрещено законом»..

Это означает, что субъекты вправе совершить любые действия, не попавшие в разряд запрещенных.

Этот принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство на­деляет граждан, их объединения широкими свободами в экономи­ческой, культурной и иных социальных сферах.

Свободное предпри­нимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может нано­сить вред правам и свободам других лиц.

Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведе­ние граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае.

Достаточно исчерпывающим образом установить запреты, которых не должны на­рушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответ­ственно, правомерным.

Например, в гражданском праве субъекты по собственной воле, заключают и исполняют договоры, совершают односторонние правомерные юридичес­кие действия.

 

Какова цель правового регулирования?

Важными составными элементами всей правовой основы государственной общественной жизни является право, законность правопорядок.

Поэтому целью правового регулирования является создание системы упорядочен­ных общественных отношений — общественного порядка, в кото­ром заинтересован весь народ или господствующий класс.

Если конкретизировать этот тезис, то цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение.

Роль МПР заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов права.

МПР выступает тем специфическим инструментом, соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

МПР показывает как работает то или иное звено при достижении его целей и позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.

Но нужно всегда помнить, что общественные отношения, тем более их систе­ма, складываются как общий результат деятельности человечества в конкретных исторических условиях.

Поэтому важно подчеркнуть, что

v не только материальные условия жизни общества обусловливают правовое регулирование,

v но и субъективные факторы, наиболее пол­но проявляющиеся в правосознании, а через него — в правотворчестве, правоприменении и т.д.

Например, необходимость идти на работу определяется не только и не столько влиянием примене­ния государственно-принудительных мер, сколько результатом дей­ствия материальных и духовных стимулов.

В данном МПР (положении механизм правового регулирования) определяет происходящее моти­вами поведения людейучастников общественных отношений.

Мотивы формируются не только правом, но и другимифакторами, например, экономиче­скими, политическими, духовными, которые составляют единый закономерный социальный процесс.

3. Стадии, элементы механизма (структура МПР), методы и способы правового регулирования

Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону, а именно процесс перевода нормативного права в упорядоченность общественных отношений.

Правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии.

При этом надо помнить, что на каждой стадии работают особые юридические средства ( элементы: норма права; юридический факт или фактический состав ; правоотношение; акты применения права, охранительные правоприменительные акты), в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

3.1. Стадии механизма правового регулирования

Правовое регулирование включает следующие стадии:

(1). Первая стадия - стадия регламентирования общественных отношений. На первой стадии формируется правило поведение, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов субъектов права. Эта стадия реализуется в таком элементе МПР, как нормы права.

Таким образом, в процессе этой стадии формируются и создаются правовые нормы, направленные на регулирование поведения и деятель­ности юридических и физических лиц.

Основным содержатель­ным моментом этой стадии является процесс правотворчества, т. е. создания нормативных правовых актов, являющихся осно­вой механизма правового регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.